Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Бухгалтерская, статистическая и налоговая отчетность    Формирование показателей отчета о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

Формирование показателей отчета о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

16.01.2014

Формирование показателей отчета о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

Опубликовано в журнале "Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных" №3 год - 2013

А.Н. Савелов,
главный бухгалтер МО «Свердловское»

Приказом ФНС России от 21.03.2013 № ММВ-7-6/128 утверждены форматы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в электронной форме. Именно по данным форматам указанные учреждения должны начиная с годовой отчетности за истекший 2012 г. представлять соответствующие формы бухгалтерской отчетности в налоговые органы по месту своей регистрации.

С отчетности за 2009 г. в состав представляемых участниками бюджетного процесса форм включен Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128).

Данный Отчет (ф. 0503128) составляется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом на основании данных о принятии и исполнении получателями бюджетных средств, администраторами источников финансирования дефицита бюджета бюджетных обязательств в рамках осуществляемой ими бюджетной деятельности.

В общем порядке Отчет включается в состав полугодовой и годовой бюджетной отчетности. При этом главный распорядитель бюджетных средств в рамках осущестления им ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности вправе требовать от своих подведомственных структур представления Отчета (ф. 0503128) и в иные сроки.

Данные Отчета формируются исходя из сведений, отражаемых в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету по счету 150000000 «Санкционирование расходов».

Процедуры санкционирования расходов бюджетов

Процедуры санкционирования расходов бюджетов проводятся для того, чтобы исключить принятие к финансированию (оплате) расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным законом о бюджете на соответствующий год и (или) плановый период.

В рамках бюджетных ассигнований действующим законодательством предусматриваются следующие этапы реализации обязательств:
– принятие обязательства;
– подтверждение обязанности оплаты денежных обязательств;
– санкционирование оплаты денежных обязательств;
– непосредственно оплата денежных обязательств;
– подтверждение исполнения денежных обязательств.

Согласно п. 3 ст. 219 БК РФ получатели бюджетных средств принимают бюджетные обязательства в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетные обязательства принимаются путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Заключение и оплата учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по соответствующим кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. На это указано в ст. 161 БК РФ.

Подтверждение обязанности оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства оформляется платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, – в соответствии с платежными документами (п. 4 ст. 219 БК РФ).

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств. Такой порядок устанавливает соответствующий финансовый орган. В частности, Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 01.03.2008. № 87н (в редакции изменений и дополнений).

В данный Порядок с 2013 г. были внесены изменения приказом Минфина России от 30.11.2012 № 151н «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации».

До недавнего времени на федеральном уровне в рамках санкционирования:
1) получатели средств федерального бюджета (администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета) представляли в органы казначейства по месту обслуживания заявку на кассовый расход или заявку на получение наличных денег (ф. 0531802);
2) сотрудниками органами казначейства осуществлялась проверка представленных получателями средств документов.

Для подтверждения возникновения денежного обязательства получатели средств бюджета обязаны были вместе с заявкой представлять указанные в ней соответствующий государственный контракт на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договор аренды и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства.

Какие-либо документы не представлялись в случае санкционирования оплаты денежных обязательств, связанных с:
– обеспечением выполнения функций учреждений (за исключением денежных обязательств по поставкам товаров (выполнению работ, оказанию услуг, аренде);
– социальными выплатами населению;
– предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
– предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг);
– предоставлением межбюджетных трансфертов;
– предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
– обслуживанием государственного (муниципального) долга;
– исполнением судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации (государственных органов Российской Федерации) либо должностных лиц этих органов;
– выполнением оперативно-розыскных мероприятий.

При положительном результате проверки в представленной на бумажном носителе Заявке уполномоченным сотрудником органа казначейства проставлялась отметка администратора источника финансирования дефицита федерального бюджета с указанием даты, подписи, расшифровки подписи, содержащей фамилию, инициалы указанного работника, подтверждающая санкционирование оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета.

Согласно принятым изменениям с 1 января 2013 г:
1) постановка на учет органами казначейства бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, возникших из соглашений о предоставлении из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации или из соглашений о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций) федеральным бюджетным и автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях реализации ФАИП (федеральной адресной инвестиционной программы), осуществляется на основании представленных получателями средств бюджета Сведений о принятом бюджетном обязательстве (ф. 0531702);

2) получатель средств федерального бюджета представляет в орган казначейства договор (государственный контракт, соглашение), на основании которого принято бюджетное обязательство, на этапе постановки на учет (изменения, перерегистрации) бюджетного обязательства, а не на этапе санкционирования оплаты соответствующих денежных обязательств. При этом документы-основания, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, в орган казначейства не представляются, о чем получатель средств федерального бюджета письменно информирует соответствующий орган Федерального казначейства;

3) представление получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства Сведений об обязательстве, Заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство (ф. 531705) и соответствующих документов-оснований, осуществляется не позднее 6 рабочих дней со дня заключения либо изменения документа-основания (в течение 3 рабочих дней со дня заключения либо изменения государственного контракта, содержащего сведения, составляющие государственную тайну). Получатель средств вправе в течение указанного срока представить Сведения об обязательстве, Заявку на внесение изменений в обязательство вместе с документами, представляемыми для оплаты денежных обязательств по документу-основанию в соответствии с Порядком № 87н. Ответственность за нарушение указанных сроков несет получатель средств федерального бюджета. При этом органы Федерального казначейства не вправе возвращать без исполнения указанные документы по причине несоблюдения сроков их представления;

4) при проверке представляемых получателями средств федерального бюджета Сведений об обязательстве, Заявки на внесение изменений в обязательство, Заявки на перерегистрацию бюджетного обязательства (ф. 0531706) по документу-основанию, заключенному в целях реализации ФАИП, орган Федерального казначейства дополнительно осуществляет проверку соответствия информации, содержащейся в указанных документах, данным об объектах капитального строительства, объектах недвижимости, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), включенных в ФАИП;

5) при постановке на учет (изменении, перерегистрации) бюджетных обязательств органы Федерального казначейства осуществляют проверку представляемых получателями средств федерального бюджета документов для учета бюджетных обязательств на предмет увязки кодов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам федерального бюджета (коды КОСГУ), и кодов видов расходов классификации расходов бюджетов, предусмотренной приложением № 8 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг., утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2012 № 171н.

Поскольку государственные контракты (договоры), заключенные до начала ведения реестра контрактов Федеральным казначейством (до 1 января 2007 г.), не подлежат включению в реестр контрактов, при оформлении документов для постановки на учет бюджетных обязательств, возникающих из таких государственных контрактов (договоров), раздел 4 «Дополнительные реквизиты обязательства, сформированные на основе контракта» не заполняется. При этом орган Федерального казначейства возвращает без исполнения документы для постановки на учет бюджетных обязательств, в которых не заполнен раздел 4, если государственный контракт (договор) заключен после 1 января 2007 г. и его сумма превышает установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

Бюджетные обязательства, связанные с перечислением в доход федерального бюджета сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие у получателя средств федерального бюджета по бюджетному обязательству, полностью исполненному в отчетном финансовом году, подлежат учету органами Федерального казначейства на основании платежных документов без представления получателем средств федерального бюджета Сведений об обязательстве.

Оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 5 ст. 219 БК РФ). Как исключение из данного правила, оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права. В части неденежных операций исполнение обязательств подтверждается на основании проверки документов, подтверждающих проведение таких операций по исполнению обязательств получателей бюджетных средств.

Наряду с бюджетным учетом обязательств учреждения они также подлежат учету в порядке, установленном соответствующим финансовым органом. В частности, Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 19.09.2008 № 98н (в редакции изменений и дополнений). В соответствии с утвержденным Порядком бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета учитываются в территориальных органах Федерального казначейства.

Основы бюджетного учета санкционирования расходов бюджетов
Для учета санкционирования расходов бюджетов предусмотрены соответствующие счета раздела 5 «Санкционирование расходов бюджета» Плана счетов бюджетного учета.

Учет на соответствующих счетах аналитического учета санкционирования расходов бюджетов ведут:
– финансовые органы;
– главные распорядители бюджетных средств;
– распорядители бюджетных средств;
– получатели бюджетных средств;
– главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
– администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

На счетах раздела 5 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета (утверждена приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее по тексту публикации – Инструкция по бюджетном учету) организуется и ведется учет показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и принятых учреждениями бюджетных и денежных обязательств.

При этом учет приведенных показателей ведется по соответствующим финансовым годам. Именно для этого номер счета санкционирования расходов бюджета в целях отражения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и принятых обязательств формируется с отражением в 22 разряде номера счета кода аналитического учета следующих финансовых годов:
1 – текущий финансовый год;
2 – первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год);
3 – второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);
4 – второй год, следующий за очередным.

Обороты по счетам санкционирования расходов бюджетов ведутся в течение соответствующего года. По окончании текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (т. е. остатки по счетам со значением «1» в 22 разряде номера счета) на следующий год не переносятся.

Показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходовбюджета соответственно:

– показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), – на счета санкционирования текущего финансового года;
– показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), – на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);
– показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, – на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).

Перенос остатков оформляется в первый рабочий год текущего года на основании Справки (ф. 0504833).

В результате произведенных операций переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, содержащие в 22 разряде номера счета код аналитического учета «4», обнуляются.

До принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и до утверждения в соответствии с ним главным распорядителям расходов бюджета, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, операции на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, не отражаются.

Бюджетный учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, а также принятыми учреждениями обязательствами осуществляется на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета.

Аналитический учет операций по счетам учета санционирования расходов осуществляется в следующем порядке:
– финансовым органом – в разрезе главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов, уполномоченных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
– главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств, главными администраторами, уполномоченными администраторами источников финансирования дефицита бюджета – в разрезе подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета соответственно;
– получателями бюджетных средств – в разрезе подведомственных им структурных подразделений (филиалов), в том числе не являющихся юридическими лицами.

При формировании полного номера счета в 4–17 кодах номера счета приводятся:
– по счетам учета лимитов бюджетных обязательств – коды классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
– по счетам учета бюджетных обязательств – коды классификации расходов бюджетов Российской Федерации или коды классификации источников финансирования дефицита бюджетов;
– по счетам учета бюджетных ассигнований – коды классификации расходов бюджетов Российской Федерации или коды классификации источников финансирования дефицита бюджетов.

Аналитический учет осуществляется в карточке учета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (ф. 0504062). Для учета бюджетных обязательств применяется Журнал регистрации бюджетных обязательств (ф. 0504064). Оба регистра утверждены приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

Вносимые в течение текущего финансового года изменения в объемы утвержденных (доведенных) лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований отражаются на счетах бюджетного учета раздела 5 «Санкционирование расходов бюджета» в корреспонденции по соответствующим счетам: при увеличении – со знаком «плюс», при уменьшении – со знаком «минус».

Учет операций, связанных с санкционированием расходов бюджета, ведется обособленно от учета фактически произведенных расходов. При этом операции по санкционированию отражаются не по «кассовому» методу, а по фактическому объему принятых и исполненных обязательств.

Учет лимитов бюджетных обязательств

В соответствии со ст. 6 БК РФ под лимитом бюджетных обязательств понимается объем прав в денежном выражении на принятие получателем бюджетных средств бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году, а в условиях перспективного планирования – в текущем финансовому году и плановом периоде.

Соответствующие записи на счетах аналитического учета счета 050100000 «Лимиты бюджетных обязательств» отражаются на основании следующих документов:
– в учете главных распорядителей, распорядителей и получателей средств, финансируемых из федерального бюджета, – на основании Расходных расписаний (ф. 0531722) или Реестра расходных расписаний (ф. 05031723);
– в учете главных распорядителей, распорядителей и получателей средств, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, – на основании Уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822) и (или) иных документов, установленных  финорганом соответствующего бюджета.

С 2009 г. в части расходов федерального бюджета применяется Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденный приказом Минфина России от 30.09.2008 № 104н (в редакции изменений и дополнений). Этим же приказом утверждена форма Расходного расписания (ф. 0531722) и Реестра расходных расписаний (ф. 0531723).

Как указано в п. 3.1 Порядка, главные распорядители и распорядители средств федерального бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета и администраторы с полномочиями главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета вправе формировать расходные расписания как отдельными документами, так и в виде реестров расходных расписаний.

Финансируемые из федерального бюджета органы и учреждения аналитический учет по счету 150100000 «Лимиты бюджетных обязательств» ведут в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств (ф. 0504062). Данные в карточках формируются нарастающим итогом с начала года на основании расходных расписаний (реестров расходных расписаний) вышестоящего распорядителя средств по кодам бюджетной классификации РФ.

Учет полученных и переданных лимитов бюджетных обязательств должен вестись обособленно (на отдельных карточках).

Соответствующие балансовые счета ведутся:


В бюджетном учете главных распорядителей бюджетных средств операции с лимитами бюджетных обязательств оформляются следующими записями:

В свою очередь, в учете распорядителей бюджетных средств подлежат оформлению следующие записи:

Непосредственно у получателей бюджетных средств операции с лимитами бюджетных обязательств оформляются следующими записями:


В несколько ином порядке как получатели бюджетных средств операции с полученными лимитами бюджетных обязательств отражают главные распорядители (распорядители) бюджетных средств:

В учете финансовых органов операции с лимитами бюджетных обязательств оформляются следующими записями:




Теми же записями, что рассмотрены выше, оформляются изменения (корректировки) лимитов бюджетных обязательств в течение соответствующего года.Увеличение оформляется со знаком «плюс», уменьшение – со знаком «минус», при этом необходимо учитывать, что изменение лимитов возможно только в строгом соответствии с положениями действующего законодательства.

В том случае, если лимиты бюджетных обязательств доведены вышестоящим главным распорядителем (распорядителем) в одном отчетном периоде, а получены нижестоящими распорядителями (получателями) в следующем отчетном периоде, задействуется балансовый счет 050106000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути».

Такого рода разрывы возможны в связи с движением документов, которыми оформляется передача лимитов бюджетных обязательств.

В частности, получатели бюджетных средств в данном случае оформляют следующие записи в учете:

Учет обязательств

Как отмечалось ранее, принятие бюджетных обязательств осуществляется учреждениями и иными получателями бюджетных средств в пределах доведенных до них в текущем финансовом году и плановом периоде лимитов бюджетных обязательств.

Под бюджетными обязательствами в соответствии с БК РФ понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

В отдельном порядке выделяются денежные обязательства, под которыми понимается обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

По общим правилам принятые бюджетные обязательства отражаются в бюджетном учете в следующем порядке:
– по заключенным договорам на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) – в размере договорной стоимости при поступлении договорной документации в бухгалтерию;
– при начислении оплаты труда, пособий, иных выплат – по дате утверждения документа о начислении (расчетные (расчетно-платежные) ведомости, расчетные листы, приказы и т. д.) в размере сумм, начисленных в пользу работников;
– при начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – ежемесячно в последний день месяца в размере начисленных к уплате по принадлежности обязательных платежей;
– при расчетах с подотчетными лицами – на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету.

Конкретный перечень обязательств, подлежащих отражению в учете как принятые бюджетные обязательства на балансовом счете 050201000 «Принятые обязательства» определен в п. 140 Инструкции по бюджетному учету, применяемом с 2013 г. в редакции изменений, принятых приказом Минфина России от 24.12.2012 № 174н.

При поступлении документов, корректирующих стоимость отраженных расходов (затрат), в случае необходимости по факту отражаются соответствующие корректировочные записи по операциям санкционирования.

Суммы предварительной оплаты при приобретении продукции (работ, услуг) к операциям санкционирования не относятся, так как принятые бюджетные обязательства должны быть сформированы до момента осуществления кассовых расходов.

В некоторых случаях заключаемый учреждением договор изначально не предусматривает обоснованную стоимость оказываемых услуг (выполняемых работ). Это, в частности, касается договоров на оказание отдельных видов услуг.

Как следует из письма Минфина России от 20.06.2007 № 02-13-10/1539, в качестве подтверждающего возникновение денежных обязательств в результате заключения договоров (контрактов) на оказание услуг может рассматриваться также и счет-фактура, удостоверяющий факт оказания услуги, если только иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом).

В части договоров купли-продажи электроэнергии документами, подтверждающими возникновение денежных обязательств, могут являться товарные накладные или акты приемки-передачи, удостоверяющие факт передачи электроэнергии (см. письмо Минфина России от 3 июля 2008 № 02-13-10/1925).

Отражение в бюджетном учете операций по принятию бюджетных обязательств осуществляется на основании вышеприведенных первичных документов, устанавливающих факт принятия обязательства.

При этом в бюджетном учете получателей средств бюджета, а также в учете главных распорядителей и распорядителей средств бюджета как получателей средств бюджета оформлению подлежат следующие записи:

В отдельных случаях получатели средств бюджета, а также администраторы источников финансирования дефицита бюджета могут принимать бюджетные обязательства за счет доведенных до них бюджетных ассигнований. В данном случае в бюджетном учете подлежат отражению следующие записи:

Аналитический учет принятых бюджетных обязательств осуществляется по кодам бюджетной классификации расходов и (или) кодам классификации источников финансирования дефицита бюджета.

Аналитический учет ведется в Журнале регистрации бюджетных обязательств (ф. 0504064). В данном журнале указывается основание для принятия обязательства (наименование, номер и дата документа), номер счета бюджетного учета и сумма (в рублях), дата постановки бюджетного обязательства на учет и дата снятия с бюджетного учета.

По окончании текущего финансового года в случае, если неисполненные бюджетные обязательства планируются к исполнению за счет лимитов бюджетных обязательств следующего финансового года, они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии журнала в следующем финансовом году в объеме, запланированном к исполнению в следующем финансовом году.

В отдельном порядке в бюджетном учете организуется учет принятых участниками бюджетного процесса денежных обязательств. Для этих целей предназначен балансовый счет 050202000 «Принятые денежные обязательства».

Конкретный перечень обязательств, подлежащих отражению в составе денежных обязательств, определен в п. 141 Инструкции по бюджетному учету. Опять же данный пункт Инструкции с 2013 г. применяется в редакции изменений, принятых приказом Минфина России от 24.12.2012 № 174н.

В бюджетном учете получателей средств бюджета, а также в учете главных распорядителей и распорядителей средств бюджета как получателей средств бюджета оформлению подлежат следующие записи:

Учет бюджетных ассигнований
В соответствии с бюджетным законодательством под бюджетными ассигнованиями понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

К бюджетным ассигнованиям согласно ст. 69 БК РФ относятся ассигнования на:
– оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
– социальное обеспечение населения;
– предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
– предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;
– предоставление межбюджетных трансфертов;
– предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
– обслуживание государственного (муниципального) долга;
– исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Для учета бюджетных ассигнований предназначены соответствующие счета аналитического учета счета 050300000 «Бюджетные ассигнования». Учет ассигнований ведется финансовыми органами, главными распорядителями (распорядителями), получателями бюджетных средств, а также администраторами источников финансирования дефицита бюджетов.

В бюджетном учете главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета операции с бюджетными ассигнованиями оформляются следующими записями:


В свою очередь, в учете распорядителей бюджетных средств и уполномоченных администраторов источников финансирования дефицита бюджета оформляются следующие записи:


Операции с бюджетными ассигнованиями непосредственных получателей бюджетных средств и (или) администраторов источников финансирования дефицита бюджета сопровождаются следующими записями по счетам учета:

В несколько ином порядке операции с бюджетными ассигнованиями отражаются в учете выступающих в качестве непосредственных получателей (администраторов) главных распорядителей (распорядителей) и администраторов источников финансирования дефицита бюджета:

Порядок формирования показателей отчета о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

При формировании показателей Отчета (ф. 0503128) необходимо исходить из следующих моментов, определенных п. 68–75 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

Прежде всего, показатели на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в Отчете (ф. 0503128) до заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года, и до переноса показателей по санкционированию расходов бюджета, сформированных в отчетном финансовом году, на соответствующие счета аналитического учета счета 150000000 «Санкционирование расходов».

Данные по графе 3 «Код по бюджетной классификации» формируются применительно к структуре кодов, принятых при заполнении Отчета (ф. 0503127). Аналогично с данными указанного отчета увязываются данные по графам 4 «Утверждено (доведено) на 20__ год/ ассигнований бюджетных» и 5 «Утверждено (доведено) на 20__ год/ лимитов бюджетных обязательств» Отчета (ф. 0503127).

В графах 4 и 5 «Утверждено (доведено) на 20__ год» указываются годовые объемы утвержденных (доведенных) бюджетных назначений (бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств соответственно) по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета на финансовый год с учетом изменений, оформленных на отчетную дату в порядке, установленном финансовым органом соответствующего бюджета.

Заполнение графы 4 «Утверждено (доведено), ассигнований бюджетных» в части доведенных бюджетных ассигнований осуществляется с учетом следующих особенностей:
– получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета – на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150315000 «Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года»;
– распорядителем бюджетных средств как получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, осуществляющим отдельные бюджетные полномочия главного администратора, – на основании данных аналитического учета счета 150315000 «Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года» и счета 150314000 «Переданные бюджетные ассигнования текущего финансового года».
– главным распорядителем бюджетных средств как получателем бюджетных средств, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета как администратором – на основании данных аналитического учета счета 150311000 «Доведенные бюджетные ассигнования текущего финансового года» и счета 150314000 «Переданные бюджетные ассигнования текущего финансового года».

В свою очередь, заполнение графы 5 «Утверждено (доведено), лимитов бюджетных обязательств» осуществляется на основании следующих данных:
– получателем бюджетных средств – на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150115000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года»;
– распорядителем бюджетных средств как получателем бюджетных средств – на основании данных аналитического учета счета 150115000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года» и счета 150114000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года»;
– главным распорядителем бюджетных средств как получателем бюджетных средств – на основании данных аналитического учета счета 150111000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года» и счета 150114000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года».

Необходимо учитывать, что графа 5 администратором источников финансирования дефицита бюджета не заполняется вовсе.

Данные по графе 6 «Принято обязательств/ бюджетных обязательств/ всего» формируются исходя из кредитовых оборотов по балансовому счету 150211000 «Принятые обязательства» за отчетный период.

В показатели принятых бюджетных обязательств включаются:
– обязательства по предоставлению в текущем финансовом году средств из соответствующего бюджета, предусмотренные условиями заключенных в отчетном периоде получателями бюджетных средств государственных (муниципальных) контрактов (договоров), включая бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, а также обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), принятым в прошлые годы и не исполненным по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению за счет средств соответствующего бюджета (бюджетных ассигнований) в текущем финансовом году;
– обязательства по оплате денежного содержания (денежного вознаграждения, денежного довольствия, заработной платы) работникам получателей средств соответствующего бюджета, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году;
– обязательства по выплате за счет средств соответствующего бюджета работникам, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственным служащим, военнослужащим, иным категориям работников получателя бюджетных средств командировочных расходов (в том числе авансовых платежей), иных выплат (суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году;
– обязательства по оплате за счет средств соответствующего бюджета обусловленных законодательством Российской Федерации выплат государственным (муниципальным) служащим, а также лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, работникам казенных учреждений, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (обладающим статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лицам, обучающимся (воспитанникам) в государственных образовательных учреждениях, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году;
– публичные нормативные обязательства перед физическими лицами, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году;
– обязательства по оплате обусловленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (налогов, сборов, пошлин, взносов, иных выплат), предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году;
– обязательства по возмещению вреда, причиненного получателем бюджетных средств при осуществлении им деятельности, по иным выплатам, обусловленные вступившими в законную силу решениями суда, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году;
– обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, обусловленных правовым актом, соглашением, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году;
– обязательства по предоставлению в текущем финансовом году из соответствующего бюджета межбюджетных трансфертов, обусловленные нормативным правовым актом, соглашением;
– иные расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году.

Из указанных по графе 6 данных в отдельном порядке в графе 7 приводятся обязательства, принятые сверх утвержденных бюджетных назначений. Объяснения такого рода превышений должны быть приведены в текстовой части пояснительной записки.

Необходимо раскрыть сумму превышения, природу возникновения соответствующих обязательств (в связи с принятием обязательств по гражданско-правовой сделке, в силу решений судебных органов, в связи с требованиями соответствующего нормативного правового акта или др.), а также причины возникших превышений.

В свою очередь, при формировании показателей по графе 8 «Принято обязательств/денежных обязательств/всего» следует исходить из кредитовых оборотов по счету 150212000 «Принятые денежные обязательства».

В показатели принятых денежных обязательств включаются:

1) в части расчетов с контрагентами, за исключением расчетов с подотчетными лицами и расчетов по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в разрезе получателей авансовых платежей – юридических, физических лиц, иных публично-правовых образований (контрагенты):
– на основании данных соответствующих счетов аналитического учета счета 120600000 «Расчеты по выданным авансам» (разница дебетовых оборотов, отражающих получение контрагентами денежных средств из соответствующего бюджета, и кредитовых оборотов, отражающих возвраты выданных в текущем периоде авансовых платежей и (или) зачеты авансовых платежей в оплату начисленных (принятых) в текущем периоде обязательств) – предоставленные в текущем периоде авансовые платежи по принятым бюджетным обязательствам, за минусом произведенных возвратов указанных авансовых платежей. Остатки выданных авансовых платежей, числящиеся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 120600000 «Расчеты по выданным авансам», а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются;
– на основании кредитовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 130200000 «Расчеты по принятым обязательствам» – начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем (отчетном) финансовом году. Кредитовые и дебетовые обороты, отражающие увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются;
– на основании дебетовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счетов 130200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 130402000 «Расчеты с депонентами», 130403000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» – исполненные в текущем периоде принятые денежные обязательства прошлых лет;

2) в части расчетов с подотчетными лицами, в разрезе контрагентов (подотчетных лиц):
– на основании дебетовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета счета 120800000 «Расчеты с подотчетными лицами» за минусом кредитовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета счета 120800000 «Расчеты с подотчетными лицами» – полученные подотчетными лицами денежные средства (вне зависимости от способа выплаты) за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей;
– на основании дебетовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета счета 120800000 «Расчеты с подотчетными лицами» – полученные в текущем периоде подотчетными лицами денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.

Остатки выданных авансовых платежей подотчетным лицам, числящиеся на начало отчетного года по соответствующим счетам аналитического учета счета 120800000 «Расчеты с подотчетными лицами», а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств текущего периода не включаются;

3) в части расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на основании аналитических данных в разрезе платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации:
– на основании кредитовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 130300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (130302730–130313730) – начисленные (принятые) в текущем периоде платежи (налоги, взносы, пошлины, сборы и иные обязательные платежи);
– на основании дебетовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 130300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (130302830–130313830) – обязательства по оплате платежей (налогов, взносов, пошлин, сборов и иных обязательных платежей) прошлых лет, числящихся на начало текущего года, исполненные в текущем периоде.

Показатели расчетов по излишне уплаченным платежам (налогам, взносам, пошлинам, сборам и иным обязательным платежам), числящиеся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 130300000 «Расчеты по платежам в бюджеты», а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, в принятых денежных обязательствах текущего периода не учитываются;

4) в части расчетов по расходам на обслуживание долговых обязательств на основании аналитических данных по соответствующим счетам аналитического учета сче та 130100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»:
– в сумме кредитовых оборотов – начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, подлежащие к исполнению в текущем финансовом году;
– в сумме дебетовых оборотов – исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств.

Показатели по графе 10 «Исполнено денежных обязательств» Отчета (ф. 0503127) должны быть увязаны с данными по графе 8 «Исполнено, всего» Отчета (ф. 0503127).

Данные графы 10 формируются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 130405000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» (130405211, 130405212, 130405213, 130405221, 130405222, 130405223, 130405224, 130405225, 130405226, 130405231, 130405232, 130405241, 130405242, 130405251, 130405252, 130405253, 130405261, 130405262, 130405263, 130405290, 130405310 (в части расходов бюджета), 130405320, 130405330, 130405340, 130405530).

Исключение составляют данные по операциям главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств по перечислению денежных средств распорядителю (получателю) бюджетных средств на бюджетные счета в рублях и иностранной валюте, открытые в кредитных организациях, отражаемым в корреспонденции с соответствующими счетами счета 130404000 «Внутриведомственные расчеты», и восстановлению указанных средств.

Для отдельных участников бюджетного процесса данные графы 10 определяются на основании аналитических данных по выбытиям, отраженным по забалансовым счетам 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытым к счетам 120121000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитных организациях» и 120127000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации», в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

В группе граф «Не исполнено принятых обязательств» отражается объем принятых бюджетных обязательств (денежных обязательств), исполнение которых предусмотрено в следующие отчетные периоды:
– в графе 11 – разность графы 6 и графы 10;
– в графе 12 – разность графы 8 и графы 10.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств, главные администраторы, а также администраторы, осуществляющие отдельные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, составляют сводный Отчет (ф. 0503128). Для этого используются данные сводных Отчетов (ф. 0503128) и Отчетов (ф. 0503128), составленных и представленных соответственно распорядителями бюджетных средств (администраторами, осуществляющими отдельные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета) и получателями бюджетных средств (администраторами источников финансирования дефицита бюджета). Консолидация данных достигается путем суммирования одноименных показателей, формирующих строку 200 раздела «Бюджетные обязательства по расходам», строку 510 раздела «Бюджетные обязательства по выплатам источников финансирования дефицита бюджета» и отраженных в графах 4–12 Отчетов (ф. 0503128), включаемых в состав сводного Отчета (ф. 0503128).

Финансовые органы сводный Отчет (ф. 0503128) составляют на основании сводных Отчетов (ф. 0503128), составленных и представленных соответственно главными распорядителями бюджетных средств (главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета). Для этого суммируются одноименные показатели, формирующие строку 200 раздела «Бюджетные обязательства по расходам», строку 510 раздела «Бюджетные обязательства по выплатам источников финансирования дефицита бюджета» и отраженных в графах 4–12 Отчетов (ф. 0503128), включаемых в состав сводного Отчета (ф. 0503128).

Также по этой теме: