Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Государственные и муниципальные учреждения    Изменения в правилах исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Изменения в правилах исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

27.12.2013

Изменения в правилах исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Опубликовано в журнале "Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных" №1 год - 2013

А.В. Полетаев

Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту публикации – Федеральный закон № 243-ФЗ) приняты изменения в части правил исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Отдельные из принятых изменений касаются периода времени с 2013 г., другие – с 2014 г.

Изменениям подвергнуты положения нормативных правовых актов:

- Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Федеральный закон № 212-ФЗ);

- Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 167-ФЗ);

- Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту –Федеральный закон № 27-ФЗ).

Новая величина предельной базы для начисления страховых взносов В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ для выступающих в качестве страхователей организаций база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей нарастающим итогом с начала расчетного периода (календарного года) определенной величины. Данная величина получила название «предельной величины базы для начисления страховых взносов». Величина предельной базы для начисления страховых взносов составляла в 2010 г. – 415 000 руб., в 2011 г. – 463 000 руб., в 2012 г. – 512 000 руб. В 2013 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 1276 предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г. установлена в размере 568 000 руб. нарастающим итогом с начала года.

При всем этом новая редакция п. 4 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ оговаривает с 2012 г. возможность начисления страховых взносов и с разницы, превышающей предельную базу. В частности, обычные работодатели с выплат в пользу обычных работников страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с 2012 по 2015 г. включительно начисляют и с суммы выплат и иных вознаграждений в пользу каждого физического лица, превышающих с начала года предельную величину базы (в 2013 г. – свыше 568 000 руб., в 2012 г. – свыше 512 000 руб.). Взносы с такой разницы необходимо уплачивать по ставке 10%. Если организация в установленном порядке пользуется льготой по уплате страховых взносов по сниженным тарифам, она должна уплачивать страховые взносы с выплат и вознаграждений только в пределах базы. Наряду с этим, вводимые с 2013 г. дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование должны будут уплачиваться со всех выплат и вознаграждений в пользу соответствующих категорий лиц без соблюдения предельной базы.

Уточнения категорий застрахованных лиц

С 2012 года застрахованными лицами в рамках обязательного пенсионного страхования являлись иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. Соответствующие изменения нашли свое отражение в п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ.

Начиная с 2013 г., иностранные граждане, временно пребывающие на территории России, считаются застрахованными лицами в рамках обязательного пенсионного страхования при условии, что с ними заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее 6 месяцев в общей сложности в течение календарного года. Именно таким изменениям была подвергнута вышестоящая норма. Лица из числа высококвалифицированных специалистов, временно пребывающие на территории Российской Федерации, как и ранее, обязательному пенсионному страхованию не подлежат. Отметим, что с выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют статус постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, уплачиваются страховые взносы во все государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, ФСС России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются с заработка любых сотрудников независимо от их статуса пребывания на территории России. Можно предположить, что принятые с 2013 г. изменения должны применяться именно в том порядке, что если с иностранным гражданином или лицом без гражданства, имеющими статус временно пребывающих на территории России, в течение отдельно взятого календарного года (с 1 января по 31 декабря) заключается трудовой договор или трудовые договоры со сроком действия 6 месяцев и более, то взносы в Пенсионный фонд уплачиваться должны. Если срок действия трудовых договоров в общей сложности в течение календарного года составляет до 6 месяцев, взносы уплачивать не следует.

Пример 1

Предположим, что с иностранным гражданином в ноябре 2012 г. заключен трудовой договор на 6 месяцев. Срок действия договора – с 15 ноября 2012 г. по 15 мая 2013 г. Работник имеет статус временно пребывающего на территории России. По правилам 2012 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу указанного лица начисляться должны. Объяснение – срок действия трудового договора – 6 месяцев и более. По правилам 2013 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу указанного лица начисляться не должны. Объяснение – срок действия трудового договора в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря 2013 г. составляет 5 месяцев и 15 дней, что менее 6 месяцев). В любом случае с выплат в пользу указанного лица необходимо начислять и уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Если первоначально отношения с отдельным лицом были оформлены в течение календарного года на срок до 6 месяцев, а затем продлены, что в общей сложности составило уже 6 месяцев и более, то работодателю придется уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование со всех выплат, произведенных в течение календарного года. При этом речь может вестись и об уплате пеней. Работодателям до выхода соответствующих официальных разъяснений рекомендуется в случае неуплаты страховых взносов отказываться от продления трудовых отношений на срок в общей сложности до 6 месяцев в календарном году. В противном случае необходимо быть готовыми к уплате взносов за прошлый период времени.

Пример 2

Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что с указанным лицом после истечения первого трудового договора был заключен еще один на период с 16 мая до 1 сентября 2013 г. В общей сложности трудовой договор с указанным лицом в течение 2013 г. действовал 8 месяцев, что означает по правилам 2013 г. необходимость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Применительно к условиям примера страховые взносы на обязательное пенсионное страхование необходимо уплатить во всех выплат и вознаграждений в пользу иностранного гражданина, начисленных за период с 1 января до 1 сентября 2013 г. В случае если страховые взносы не уплачивались с выплат, начисленных с 1 января по 15 мая 2013 г. по первому из трудовых договоров, работодателю придется решать вопросы о уплате страховых взносов с указанных выплат после заключения второго трудового договора. В данном случае возможна уплата взносов с начислением за весь истекший период времени пеней. С выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с 2012 г. уплачиваются в следующем порядке (ст. 22.1 Федерального закона № 167-ФЗ):

  1. в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, страховые взносы уплачиваются по тарифу, установленному для граждан Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц;
  2. в отношении иных категорий застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства:
  • в 2012 г. – с лиц (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно проживающих на территории Российской Федерации или временно пребывающих на территории Российской Федерации и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, – страховые взносы уплачиваютсяо тарифу, установленному для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц;
  • в 2013 г. – в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации, а также иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающих на территории Российской Федерации, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее 6 месяцев в общей сложности в течение календарного года, – страховые взносы уплачиваются по тарифу, установленному для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.

Таким образом, с 2013 г. четко решен вопрос о том, что любой иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно проживающие на территории России, является застрахованным лицом в рамках обязательного пенсионного страхования при заключении с ним любого трудового договора (независимо от срока действия самого договора) и (или) договора гражданско-правового характера. До 2013 г. в данном вопросе имело место несоответствие положений ст. 7 и 22.1 Федерального закона № 167-ФЗ.

Дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые с 2013 года

Федеральным законом № 243-ФЗ введена уплата с 2013 г. дополнительных страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии. Уплату производят все категории работодателей, у которых заняты соответствующие категории работников. Льгот в данной части нет, а уплата взносов производится без соблюдения предельной базы для начисления страховых взносов. Работодатели могут быть освобождены от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам только по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом (ч. 4 ст. 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ). Такой закон пока не принят. Действующее с 2013 г. законодательство устанавливает два основания для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам:

  1. страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (КБК 392 1 02 02131 06 0000 160);
  2. страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (КБК 392 1 02 02132 06 0000 160).
Как видим, для каждого из оснований, по которому с 2013 г. должны уплачиваться дополнительные страховые взносы, предусмотрен свой новый код бюджетной классификации. По первому из приведенных выше оснований уплату взносов работодатели должны производить в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В данном случае страховые взносы уплачиваются с выплат в пользу лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, поименованных в Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. В отношении выплат в пользу указанных лиц применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (ст. 33.2 Федерального закона № 212-ФЗ, ч. 1 ст. 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ):

По второму из вышеприведенных оснований дополнительные страховые взносы должны уплачиваться в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В данном случае страховые взносы уплачиваются по следующим тарифам (ст. 33.2 Федерального закона № 212-ФЗ, ч. 2 ст. 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ):

По указанным тарифам страховые взносы уплачиваются с выплат в пользу категорий лиц:
  1. занятых на работах с тяжелыми условиями труда (Перечень указанных лиц определен в Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10);
  2. занятых в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы (Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272);
  3. занятых в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
  4. занятых в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (Список профессий и должностей определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 273);
  5. занятых в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
  6. занятых в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);
  7. занятых в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
  8. занятых на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (Список работ, профессий и должностей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1992 № 467);
  9. занятых в гражданской авиации (летный состав) (Список должностей работников утвержден постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 № 459);
  10. занятых на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;
  11. занятых в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (Список должностей утвержден постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 № 459);
  12. занятых в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России (Перечни утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 № 702);
  13. занятых на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (Список работ, профессий и должностей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 85);
  14. занятых на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России (Список должностей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437).
При определении обязанности по уплате дополнительных страховых взносов работодатели должны учитывать разъяснения по применению вышеприведенных Списков. В частности, при применении Списков № 1 и 2 необходимо учитывать положения:
  • постановления Минтруда России от 30.09.1997 № 51 «Об утверждении Разъяснения «О приравнивании ранее применявшихся наименований к наименованиям профессий, предусмотренных Списками № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, в связи с изменением наименований профессий отдельных категорий работников»;
  • постановления Минтруда России от 23.10.1992 № 26 «Об утверждении Разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10»;
  • Указания Минсоцобеспечения РСФСР от 15.05.1991 № 1-57-У «О порядке применения Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10». В частности, Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, должны применяться независимо от ведомственного подчинения и используемых форм собственности и хозяйствования.

Работники, профессии и должности которых предусмотрены в Списках № 1 и 2, пользуются правом на пенсию по возрасту на льготных условиях, если условия их труда соответствуют условиям (показателям), указанным в Списках, что должно быть подтверждено результатами аттестации рабочих мест на предприятиях и в организациях.

Общеустановленная шкала страховых взносов

Федеральным законом № 212-ФЗ тарифы уплачиваемых страховых взносов определены в зависимости от периода их уплаты, а также статуса плательщиков страховых взносов (сельскохозяйственные товаропроизводители, резиденты техниковнедренческой особой экономической зоны, применяющие специальные налоговые режимы и др.). В общеустановленном порядке организации уплату страховых взносов должны производить по следующим тарифам (за исключением выплат и вознаграждений в пользу лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы):

Как видим, применение льготной ставки в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах базы (22,0%) в соответствии с Федеральным законом № 243-ФЗ продлено до 2015 г. По указанным тарифам с 2011 г. страховые взносы уплачивают организации, применяющие ЕНВД, а также организации, перешедшие в установленном порядке на УСН (за исключением отдельных категорий, пользующихся льготами). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование согласно Федерального закона № 167-ФЗ должны уплачиваться в следующем порядке:

Изменение тарифа страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии

Федеральным законом № 243-ФЗ определено, что начиная с 2014 г. тариф страховых взносов на финансирование накопительной часть трудовой пенсии у отдельных категорий лиц уменьшится с 6% в настоящее время до 2% в предстоящем году. Речь идет о тех лицах, которые в установленном порядке по состоянию на 31 декабря 2013 г. не обратятся в Пенсионный фонд с заявлением о переводе своих накоплений в распоряжение негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании, то есть о так называемых «молчунах». В случае если граждане 1967 г. рождения и моложе не обратятся до конца 2013 г. с соответствующим заявлением, начиная с 2014 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование будут уплачиваться в следующем порядке:

Если граждане свои накопления передали для управления или передадут для управления до конца 2013 г., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по ним будут уплачиваться в следующем порядке:

Если граждане свои пенсионные накопления передали для управления или передадут для управления в течение 2013 г., до конца текущего года они вправе изменить вариант своего пенсионного обеспечения и направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2,0% индивидуальной части тарифа. Таким образом, каждому из граждан 1967 г. рождения и моложе рекомендуется до 31 декабря 2013 г. принять одно из следующих решений:
  1. остаться «молчуном»;
  2. передать накопления для управления негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании, обратившись с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд;
  3. изменить вариант пенсионных накоплений, обратившись с просьбой направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2,0%.
Соответствующий выбор рекомендуется сделать исходя из следующих аспектов:
  1. часть пенсии, выплачиваемой из средств Пенсионного фонда (страховая часть), в последнее время индексировалась быстрее, чем большинство накоплений в рамках накопительной части пенсии;
  2. согласно распространенному мнению (фактически документально не подтвержденному), при расчете на длительный период времени предпочтительнее представляется вариант пенсионных накоплений в рамках накопительной части трудовой пенсии;
  3. уменьшение страховой части трудовой пенсии по сравнению с 20,0% согласно предлагаемой пенсионной реформе снизит размер трудовой пенсии, выплачиваемой из средств Пенсионного фонда (до сегодняшнего времени формула расчета до сведения заинтересованных лиц не доведена);
  4. накопления в рамках накопительной части пенсии могут в установленном порядке наследоваться.
Как представляется, работодателям не придется в конце 2013 г. делить своих сотрудников на тех, с заработка которых необходимо будет уплачивать страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии по тарифам 2,0 и 6,0%. Данную проблему будет решать Пенсионный фонд. С 2016 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общем случае будут уплачиваться по следующим тарифам:

Шкала страховых взносов для выплат и вознаграждений в пользу инвалидов I, II или III группы

С выплат в пользу инвалидов I, II или III группы страховые взносы должны уплачиваться по следующим тарифам (с учетом изменений 2013 и 2014 гг.):

Таким образом, с 2013 г. увеличивается общий тариф взносов, уплачиваемых работодателями с выплат и вознаграждений в пользу инвалидов I, II или III группы. Однако это уже давно запланированное изменение, а не новшества Федерального закона № 243-ФЗ. Из них страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации должны уплачиваться по следующим тарифам:

В части тарифов на финансирование накопительной части трудовой пенсии с 2014 г. 6,0% будет установлено для тех лиц, которые передали свои накопления для управления негосударственным пенсионным фондам или управляющим компаниям. Для уплаты взносов по сниженным тарифам работодатели должны располагать копиями справок медико-социальной экспертизы, подтверждающими наличие инвалидности у работников организации. Порядок определения момента возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов разъяснен в письме Минздравсоцразвития России от 22.06.2010 № 1977-19. Согласно данным разъяснениям, организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа того месяца, в котором работником получена инвалидность. Если работник в результате освидетельствования (переосвидетельствования) теряет право на получение инвалидности в течение месяца, то с 1-го числа этого же месяца плательщик страховых взносов не имеет права использовать пониженные тарифы. Шкалу, по которой должны уплачиваться страховые взносы с выплат в пользу работников из числа инвалидов, применяют те работодатели, которые не пользуются правом по уплате указанных взносов по меньшим ставкам.

Льготная шкала для плательщиков взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения

Если автономное учреждение применяет в установленном порядке упрощенную систему налогообложения и занято в сфере социального обслуживания населения или в сфере производства, оно вправе в течение 2011–2013 гг. с выплат в пользу работников, занятых в рамках указанных видов деятельности, применять льготные тарифы страховых взносов:

Необходимо учитывать, что период пользования льготами Федеральным законом № 243-ФЗ не изменен. Он заканчивается в текущем 2013 г. Если период пользования льготой продлен не будет, рассматриваемая категория плательщиков страховых взносов будет с предстоящего 2014 г. уплачивать страховые взносы в общеустановленном порядке. А именно в течение 2014–2015 гг. в пределах базы в размере 30,0% и сверх базы в размере 10,0%, а с 2016 г. – в пределах базы 34,0%. В течение 2013 г. страховые взносы уплачиваются только с выплат и вознаграждений в пределах законодательно определенной базы. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации должны будут уплачиваться в следующем порядке:

Основной вид экономической деятельности для применения льгот по уплате страховых взносов подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный оран Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР. Согласно ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Данная пропорция должна соблюдаться каждый отчетный (расчетный) период. В случае ее несоблюдения по итогам любого отчетного (расчетного) периода организация лишается права применять пониженные тарифы взносов с начала текущего отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие. Следовательно, организация вынуждена будет доплатить страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в 2011 г. необходима была уплата пеней.

С 2012 г. требование о необходимости уплаты пеней в случае утраты права на применение пониженных тарифов было отменено. Для определения пропорции (соответствия) сумма доходов определяется по правилам ст. 346.15 НК РФ. В расчет принимаются как доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, так и внереализационные доходы, предусмотренные ст. 250 НК РФ. Порядок применения льгот в течение расчетного периода разъяснен в письме Минздравсоцразвития России от 15.09.2011 № 3333-19. В частности, при выполнении условия о доле доходов от осуществления основного вида деятельности в общем объеме доходов в первом отчетном периоде соответствующего года организация, применяющая упрощенную систему налогообложениия, вправе применять пониженный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с начала данного отчетного периода. В случае если такая организация по итогам деятельности за следующий отчетный период (например, полугодие) не подтверждает соответствие условию о необходимой доле доходов от осуществления указанного вида деятельности, то она применяет общеустановленный тариф страховых взносов, предусмотренный ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ, с начала этого периода. Сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2012 г. – и с начислением пеней).

В дальнейшем если организация по итогам деятельности за 9 месяцев подтверждает соответствие упомянутому условию о доле доходов от осуществления основного вида деятельности, то она вправе применять указанный тариф страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода (т. е. с 1 января текущего года) и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам путем их возврата или зачета. Если основным видом деятельности организации, применяющей УСН, является вид деятельности, поименованный в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, то при соблюдении вышеуказанного условия о доле доходов по данному виду деятельности страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации уплачиваются по пониженному тарифу в отношении выплат всем работникам, в том числе занятым в деятельности, переведенной на ЕНВД. На это обращено внимание в письме Минздравсоцразвития России от 14.06.2011 № 2011-19. В свою очередь, организация, применяющая УСН, основным видом экономической деятельности которой является вид деятельности, переведенный на ЕНВД, поименованный в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, вправе уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по пониженному тарифу при соблюдении вышеуказанного условия о доле доходов по данному виду деятельности (письмо Минздравсоцразвития России от 14.06.2011 № 2010-19).

Ожидаем изменения в формах отчетности

По своем обыкновению принятые изменения повлекут за собой изменения в формах отчетности, представляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации. Проектом изменений в форме РСВ-1 ПФР «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» предусмотрены:

  • включение дополнительных граф в раздел 1 «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам», касающихся страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу (отдельно по вышерассмотренным основаниям и КБК);
  • отдельные разделы 2.1 и 2.2, в которых отражается расчет дополнительных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов (отдельно по вышерассмотренным основаниям уплаты).
Изменения коснутся и форм персонифицированной отчетности. Данная отчетность должна представляться организациями по формам, утвержденным постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п (в редакции изменений и дополнений). Напомним, что отчетность в сфере персонифицированного учета должна представляться ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, то есть за I квартал 2013 г. отчетность в Пенсионный фонд Российской Федерации должна быть представлена до 15 мая; за 1-е полугодие – до 15 августа; за 9 месяцев – до 15 ноября и т. д. В первую очередь, изменения форм персонифицированной отчетности обусловлены необходимостью отражения в индивидуальном лицевом счете застрахованных лиц информации о периодах работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, за которые с 2013 г. уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами. Запланирована к изменению и форма 4-ФСС. В ней появится таблица, касающаяся данных об аттестации рабочих мест по условиям труда и медицинских осмотрах работников.

Также по этой теме: