Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Государственные и муниципальные учреждения    Новые правила государственного (муниципального) контроля

Новые правила государственного (муниципального) контроля

15.01.2014

Новые правила государственного (муниципального) контроля

Опубликовано в журнале "Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных" №4 год - 2013

10 июля 2013 г. Советом Федерации был одобрен (постановление № 270-СФ) законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на комплексное реформирование государственного (муниципального) контроля, и предусматривающий создание целостной системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

При этом законопроект предусматривает целый ряд общих положений (во многих случаях принципиальные изменения), которые подлежат раскрытию в нормативных правовых актах Минфина России.

Органы государственного (муниципального) контроля

В новой редакции ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту публикации – БК РФ) конкретизирован состав органов государственного (муниципального) контроля. К ним, в частности, отнесены:
– Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) контроля.

Первые из них являются субъектами внешнего контроля, другие – внутреннего контроля (см. новую редакцию ст. 265 БК РФ). Отдельные функции внутреннего контроля осуществляют Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Счетная палата и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют свои полномочия в соответствии с положениями не только БК РФ, но и Федеральных законов от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». К их полномочиям относятся:
– аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
– экспертиза проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;
– экспертиза государственных (муниципальных) программ;
– анализ и мониторинг бюджетного процесса, включая подготовку предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;
– подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

К полномочиям Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований) относятся:
– контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
– контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
– контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.

В свою очередь, прочие органы внутреннего финансового контроля вправе (ст. 269.2 БК РФ):
– осуществлять контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
– осуществлять контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Виды и методы государственного (муниципального) финансового контроля

В соответствии с положениями ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) контроль подразделяется на предварительный и последующий.

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В свою очередь, целью последующего контроля является установление законности исполнения бюджетов бюджетной системы, достоверности учета и отчетности.

К методам финансового контроля следует относить (ст. 267.1 БК РФ):
– проверку – совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверность бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период;
– ревизию – комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
– обследование – анализ и оценка определенной сферы деятельности объекта контроля;
– санкционирование операций – совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Требования законодательства о проведении внутреннего финансового контроля

Любой из экономических субъектов обязан организовать внутренний контроль в силу требований ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Отныне требования об организации внутреннего финансового контроля (внутреннего финансового аудита) закреплены и в БК РФ. Так, согласно ст. 160.2-1 БК РФ любой из главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, направленный на:
– соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам (расходам), составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
– подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Внутренний финансовый аудит должен осуществляться в целях:
– оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
– подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
– подготовки предложений по повышению эффективности и результативности использования бюджетных средств.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля (внутреннего финансового аудита) определяются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Согласно принятым изменениям главные распорядители (распорядители) обязаны обеспечить соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. Можно предположить, что данное требование достигается:
– заключением договоров (соглашений) о предоставлении указанных субсидий (субвенций, трансфертов);
– истребованием отчетности об использовании предоставленных из бюджета сумм и их целевом использовании;
– осуществлением проверок соответствия направления расходования средств целям их выделения.

В полной мере приведенные положения касаются субсидий, выделяемых государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям. На примере федеральных учреждений необходимо учесть, что возможность осуществления проверок закреплена и в настоящее время. В частности, как указано в Методических рекомендациях по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением (утверждены приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 526), контроль за соблюдением федеральными бюджетными и федеральными автономными учреждениями требований и условий, установленных для них государственными заданиями, осуществляют федеральные органы исполнительной власти (государственные органы), осуществляющие функции и полномочия учредителя.

Согласно положениям пп. 21 и 22 Методических рекомендаций контроль за выполнением государственных заданий рекомендуется осуществлять в виде камеральных и выездных проверок. Федеральным органам исполнительной власти (государственным органам), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или федеральных автономных учреждений, рекомендовано организовать работу по осуществлению контроля за выполнением государственных заданий, содержанием которой могут быть:

– определение структурного подразделения, уполномоченного осуществлять контроль за выполнением государственного задания, а также формы контроля;
– установление периодичности и последовательности действий при проведении камеральных проверок;
– формирование и утверждение графиков проведения последующих выездных проверок выполнения государственных заданий;
– определение прав и обязанностей должностных лиц при проведении выездных проверок, способа информирования проверяемых об их правах и обязанностях в процессе проверки, требований к оформлению результатов проверки, а также описание мер, которые могут быть приняты по результатам осуществления контроля.

Кроме того, на основании п. 19 Методических рекомендаций в государственном задании определяются форма и периодичность представления отчетности о выполнении государственного задания.

Как отмечено в письме Минфина России от 24 апреля 2013 г. № 02-13-09/14197, учредители вправе определить такие сроки представления отчетности и проведения мероприятий в рамках предварительного и последующего контроля, которые позволили бы ему своевременно получать информацию о фактических отклонениях выполнения государственного (муниципального) задания и принять в случае необходимости соответствующие меры к руководителю учреждения за невыполнение государственного (муниципального) задания, либо откорректировать показатели государственного (муниципального) задания.

Объекты государственного (муниципального) финансового контроля

В соответствии со ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:

1) участники бюджетного процесса:
– главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
– финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
– органы управления государственными внебюджетными фондами;

2) лица, в деятельности которых принимают участие соответствующие публичноправовые образования:
– государственные (муниципальные) учреждения;
– государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
– государственные корпорации и государственные компании;
– хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

3) юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица – в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, договоров (соглашений) о предоставлении государственных или муниципальных гарантий;

4) юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

5) кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами – в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетные правонарушения и ответственность за них

Согласно новой редакции БК РФ и КоАП РФ соответствующие бюджетные правонарушения влекут за собой следующие меры ответственности.




Невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля также влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет.

Результаты проверки (ревизии) могут быть оспорены в суде, и по результатам такого рассмотрения уведомление о применении бюджетных мер принуждения может быть отклонено. Уведомление по установленным нарушениям должно быть исполнено не позднее 30 календарных дней после получения уведомления.

Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

А. Н. Бондарев,
консультант

 

Также по этой теме: