Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Государственные и муниципальные учреждения    Пособия по материнству. Новые правила расчета

Пособия по материнству. Новые правила расчета

16.01.2014

Пособия по материнству. Новые правила расчета

Опубликовано в журнале "Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных" №2 год - 2013

А.Н. Беляев,
эксперт журнала

Как отмечалось в предыдущем номере журнала, с 2013 г. уточнены правила расчета пособий по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком. Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 25 февраля 2011 г. № 21-ФЗ «О внесении изменений в ст. 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и ст. 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее по тексту публикации – Федеральный закон № 21-ФЗ).

При этом с 2013 г. положения Федерального закона применяются в редакции изменений, которые были приняты Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством» и ст. 2 и 3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 276-ФЗ).

Нормативные документы для расчета пособий по материнству

Непосредственно при исчислении, расчете и назначении пособий по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком организации руководствуются положениями:
– Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Федеральный закон № 255-ФЗ);
– постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375, которым было утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее по тексту публикации – Положение о порядке расчета пособий).

В указанное Положение недавно были внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2013 г. № 145 «О внесении изменений в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

При назначении пособий по материнству необходимо также учитывать положения приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н. Данным приказом были утверждены Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

В новой форме справки предполагается раскрывать все события, исключаемые из расчетного периода

Согласно ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного за 2-летний период заработка на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на:
– периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
– период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись.

С учетом того факта, что за указанные годы сотрудник мог работать у разных работодателей, используемая в настоящее время форма справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год будет изменена. Изменения ожидаются в марте 2013 г.

В настоящее время форма справки утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 17 января 2011 г. № 4н. В ближайшее время данный приказ будет признан утратившим силу, а новую форму справки утвердит уже Минтруда России.

Справка получит более длинное наименование (не только о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, но и о количестве календарных дней, приходящихся на соответствующие события) и будет дополнена п. 4 «Количество календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпускапо уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись». При этом согласно последней редакции проекта справки, размещенной на сайтах официальных органов власти, данные о количестве исключаемых из расчетного периода календарных дней будут приводиться не только по каждому из годов (год увольнения и два года до этого), но также и отдельно по каждому из событий. В частности, если у сотрудницы за какой-либо из годов было 26 больничных листков на 87 календарных дней, то в справке за этот год необходимо будет не только указать 87 календарных дней, но и раскрыть период каждого «больничного» в следующем формате: «с ______________ г. по __________ _____ г. ».

Форма справки предположительно будет иметь следующий вид:

 



Именно по такой форме рекомендуется выдавать справку в случае обращения бывших работников и (или) при увольнении сотрудников для того, чтобы впоследствии не выдавать данный документ вновь.

В письме от 11 января 2013 г. № 15-03-18/12-169 ФСС России разрешил до утверждения новой формы справки выдавать в день увольнения или в день обращения за данным документом сведения об исключаемых периодах для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в произвольной форме. Однако следует учитывать, что после утверждения формы справки автоматически встанет вопрос о необходимости потребовать справку по уже утвержденной форме вновь.

Таких требований действующее законодательство не содержит. Однако выдавать справки организации имеют право только по той форме, которая утверждена уполномоченным органом власти. В настоящее время данным органом власти является Минтруд России. Следовательно, возможны претензии отделений ФСС России.

С учетом последнего варианта проекта справки данный документ может состоять из 3, 4, 5 и т. д. листов. Раскрывать отдельно необходимо будет каждый период больничного листка, отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам.

Возникает резонный вопрос: а можно ли исключать календарные дни, если они имеются в справке одного работодателя и отсутствуют в справке у другого работодателя? На этот счет действующее законодательство исключений не предусматривает, а потому указанные в справке у любого работодателя календарные дни исключаться при расчете пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком должны. Главное, не исключить какой-либо календарный день из расчетного периода несколько раз. Именно на это нацелена последняя редакция бланка справки.

Пример 1
Предположим, что сотруднице организации с 1 марта 2013 г. предоставлен отпуск по беременности и родам.

При расчете пособия по беременности и родам необходимо принять заработок за 2 календарных года, предшествующих 2013 г. Имеются в виду 2011 и 2012 гг. При этом заработок можно принять даже за время работы у разных работодателей. В частности, если сотрудница в 2011 и 2012 гг. работала по совместительству, заработокдля расчета пособия можно принять у любых работодателей, у которых была занята сотрудница (включая заработок у внешних совместителей).

 

1 Заполняется руководителем организации (обособленного подразделения).

 

В любом случае заработок для расчета пособия за каждый из годов (2011 и 2012 гг.) не может превышать величины предельной базы для начисления страховых взносов. В частности, для расчета пособия по беременности и родам суммарный заработок за 2011 г. можно принять не более 463 000 руб., а за 2012 г. – не более 512 000 руб.

Аналогично от всех работодателей можно принять справки и о количестве календарных дней, исключаемых за 2011–2012 гг. при расчете пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком. Такие данные могут быть подтверждены справкой с соответствующих мест работы по свободной форме. Допустим, что в течение 2011 и 2012 гг. сотрудница была занята у работодателей А (основное место работы) и Б (внешнее совместительство). С 2013 г. сотрудница занята в организации В (основное место работы).

Соответственно, для расчета пособия по беременности сотрудница вправе представить справки о сумме заработка и о количестве исключаемых календарных дней с обоих мест работы – как из организации А, так и из организации Б. Однако соответствующие периоды (в частности, больничные листы) у обоих работодателей могут (и по большому счету должны) совпадать. А могут и не совпадать.

Если за один и тот же календарный год сотрудники представят справки с разных мест работы, необходимо соизмерять календарные отрезки исключаемых периодов. В любом случае исключать один и тот же календарный день можно только один раз.

Предположим, что в справках от предыдущих работодателей приведены следующие сведения:
1) за время работы в организации А исключению подлежит 54 календарных дня, за время работы в организации Б – аналогично 54 календарных дня. Согласно приведенным в справках периодам указанные 54 дня совпадают, а именно отдельно раскрыты 10 разных событий одной и той же продолжительности.

В данном случае при расчете пособия по беременности и родам за 2011 и 2012 гг. следует исключить 54 календарных дня. Суммировать дни, указанные в справках из организаций А и Б, нельзя, так как получится «задвоение»;

2) за время работы в организации А исключению подлежат 54 календарных дня, а за время работы в организации Б – 36 календарных дней. Разница объясняется тем, что на работу в организацию Б сотрудница была принята с 1 июня2011 г., чем и объясняются дополнительные периоды для исключения за время работы в организации А.

Исключению подлежат как 36 календарных дней совпадающих периодов (за время с 1 июня 2011 г. по 31 декабря 2012 г.), так и 18 календарных дней по справке из организации А за период с 1 января по 31 мая 2011 г. Всего исключается 54 календарных дня;

3) за время работы в организации А исключению подлежат 54 календарных дня, а за время работы в организации Б исключаемых дней нет. Такая разница может объясняться как ошибкой при заполнении справки, так и тем фактом, что в организации Б не было периодов больничных листков и иных периодов.

В данном случае исключению подлежат 54 календарных дня по справке из организации А. Тот факт, что за время работы в организации Б соответствующие периоды не раскрыты, основанием для разбирательств являться не может.

Периоды, исключаемые из расчетного

Как уже отмечалось на страницах журнала, согласно принятым Федеральным законом № 276-ФЗ изменениям из числа календарных дней, учитываемых при расчете пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком, не исключаются дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом. Объясняется такое уточнение тем, что на суммы оплаты указанных дней с 2011 г. начисляются страховые взносы в ФСС России.

По аналогичной причине из расчетного периода не исключаются:
– дни военных сборов;
– дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха;
– дни прохождения беременными женщинами обязательного медицинского наблюдения;
– дни вызова к лицу, производящему дознание, к следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых.

На суммы среднего заработка за указанные дни страховые взносы в ФСС России должны начисляться начиная с 2011 г. Такого рода требования обусловлены изменениями, принятыми с 1 января 2011 г. в ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и подтверждены в письме Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. № 784-19.

Приведенные положения позволяют утверждать, что за 2011 и 2012 гг. из расчетного периода для расчета пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком могут исключаться только календарные дни следующих периодов:
– нетрудоспособности;
– отпуска по беременности и родам;
– отпуска по уходу за ребенком.

Иных периодов для исключения за 2011 и 2012 гг. нет по той причине, что на все суммы среднего заработка с 2011 г. страховые взносы в ФСС России начисляться должны.

Возникает резонный вопрос: зачем тогда справка будет в своем наименовании содержать слова «… период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись», и почему норма Федерального закона № 255-ФЗ предусматривает исключение каких-то других дней?

Во-первых, приведенные нормы необходимы для правильного определения количества календарных дней за 2009, 2010 и иные предшествующие календарные годы. При выдаче справки и при оценке количества календарных дней за предшествующие календарные годы необходимо руководствоваться правилами 2010 г. Согласно тем правилам, страховые взносы не начислялись на суммы среднего заработка, сохраняемого за следующие периоды:
– 4 выходных дня в месяц по уходу за ребенком-инвалидом;
– «донорских» дней;
– военных сборов;
– дней прохождения беременными женщинами диспансерного учета;
– дней вызова к лицу, производящему дознание, к следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых.

Во-вторых, не факт, что судебные органы подтвердят правомерность начисления страховых взносов с 2011 г. на вышеуказанные суммы среднего заработка. А потому организации вправе настаивать на неначислении страховых взносов на соответствующие суммы. В таком случае исключаемые дни могут быть и за 2011–2012 гг. При этом следует понимать, что такую позицию придется защищать
в судебных органах.

В-третьих, соответствующие дни могут все же быть и в 2011–2012 гг. Примером могут являться дни исполнения работником обязанностей присяжного заседателя.

В данном случае работнику судом выплачивается вознаграждение, предусмотренное ст. 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях»), на которое страховые взносы в ФСС России не начисляются.

Однако приведенная норма не должна касаться работодателя. В силу требований ст. 165 и 170 ТК РФ работодатель освобождает такого работника от работы только с сохранением места работы. Средний заработок такому работнику работодатель не начисляет, а потому в справке количество дней исполнения обязанностей присяжного заседателя не отражается. Судебный орган такую справку присяжным заседателям выдавать не обязан.

И наконец, в-четвертых, законодательство может меняться и такие календарные дни, исключаемые из расчетного периода, могут найтись.

Минимально гарантированный размер пособия по беременности и родам

В соответствии с положениями ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в случае, если в расчетном 2-летнем периоде сотрудник не имел заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок для расчета пособия по беременности и родам принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Порядок реализации данной нормы раскрыт в пп. 15.3 и 11.1 Положения о порядке расчета пособий. В частности, для исчисления по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730. Приведенная норма применительно к расчету пособий по беременности и родам с 2013 г. закреплена в п. 15.3 указанного Положения постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2013 г. № 145.

Обратите внимание, для расчета гарантированного размера пособия по беременности и родам средний дневной заработок необходимо определять делением на 730, а не на количество календарных дней тех лет, которые пришлись на расчетный период.

При отсутствии заработка в расчетном периоде приведенные положения применяются автоматически.

Пример 2

Предположим, что сотрудница принята на работу в январе 2013 г. До этого продолжительное время (с 2010 г.) онане работала. Общий страховой стаж – 4 года 3 месяца.

В апреле 2013 г. сотрудница уходит в отпуск по беременности и родам, в связи с чем необходимо назначить пособие по беременности и родам.

Исчисление пособия должно производиться исходя из заработка за 2 календарных года, предшествующих 2013 г. Имеется в виду заработок за 2011 и 2012 гг. Так как в указанный период сотрудница не работала, то расчет пособия должен производиться по правилам, определенным ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, пп. 11.1 и 15.3 Положения о порядке расчета пособий.

Для расчета пособия по беременности и родам необходимо:
1) определить величину среднего дневного заработка для расчета пособия – 171 руб. 12 коп. (5205 руб. ? 24/730), где 5205 руб. – величина МРОТ на дату наступления отпуска по беременности и родам;
2) исчислить величину дневного пособия – 171 руб. 12 коп. (171 руб. 12 коп. 100%), где 100% – размер пособия по беременности и родам;
3) определить сумму пособия по беременности и родам – 23 956 руб. 80 коп. (171 руб. 12 коп. . 140 календарных дней отпуска по беременности и родам).

При наличии в расчетном периоде заработка норма законодательства о выплате пособия по беременности и родам не ниже законодательно определенного размера реализуется сравнением величин среднего дневного заработка. Необходимо рассчитывать средний дневной заработок сотрудника, а также минимального гарантированного и максимального размера данной величины. Если средний дневной заработок сотрудника за расчетный период составит менее минимально гарантированного, для расчета пособия необходимо принять минимально гарантированный размер среднего дневного заработка.

Пример 3

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что сотрудница была принята на работу в октябре 2012 г. За период с октября по декабрь 2012 г. ее заработок составил 108 500 руб. Исключаемых при расчете пособия по беременности и родам календарных дней за 2011 и 2012 гг. не имеется.

Для расчета пособия по беременности и родам необходимо:
1) принять выплаты и вознаграждения за 2011 и 2012 гг., на которые были начислены страховые взносы в ФСС России, – 108 500 руб.;
2) определить количество календарных дней за расчетный период – 731 календарный день (366 дней за 2012 г. + 365 дней за 2011 г.);
3) исчислить средний дневной заработок сотрудницы за расчетный период – 148 руб. 43 коп. (108 500 руб./731);
4) определить минимально гарантированный размер среднего дневного заработка – 171 руб. 12 коп. (5205 руб. ? 24/730);
5) определить максимально разрешенный размер среднего дневного заработка – 1335 руб. 62 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.)/730), где 512 000 руб. – предельная база выплат для расчета пособия за 2012 г., 463 000 руб. – предельная величина выплат для расчета пособия за 2011 г., 730 – количество
календарных дней для определения максимального размера среднего дневного заработка при исчислении пособия по беременности и родам (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ);
6) принять средний дневной заработок сотрудницы, но не ниже минимального гарантированного законом и не выше законодательно установленного ограничения – 171 руб. 12 коп.;
7) исчислить величину дневного пособия – 171 руб. 12 коп. (171 руб. 12 коп. ? 100%);
8) определить сумму пособия по беременности и родам – 23 956 руб. 80 коп. (171 руб. 12 коп. ? 140 дней отпуска).

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные работнику исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов. Такая норма закреплена в п. 11.1 Положения о порядке расчета пособий. С 2013 г. она не изменена, и в полной мере касается случаев расчета  пособий по беременности и родам.

С учетом приведенных положений величина дневного пособия для расчета пособия по беременности и родам подлежит увеличению на значение районного коэффициента. Внимание! Именно величина дневного пособия (а не среднего дневного заработка) увеличивается на районный коэффициент.

Пример 4
Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что организация расположена в местности, где к заработной плате установлена выплата районного коэффициента в размере 1,15.

Для расчета пособия по беременности и родам необходимо:
1) определить величину среднего дневного заработка – 171 руб. 12 коп. (5205 руб. ? ? 24/730), где 5205 руб. – величина МРОТ на дату наступления отпуска по беременности и родам;
2) исчислить величину дневного пособия – 196 руб. 79 коп. (171 руб. 12 коп. ? 100% ? ? 1,15), где 100% – размер пособия по беременности и родам;
3) определить сумму пособия по беременности и родам – 27 550 руб. 60 коп. (196 руб. 79 коп. ? 140 календарных дней отпуска по беременности и родам).

Пример 5
Воспользуемся условиями примера 3 и предположим, что организация расположена в местности, где к заработной плате установлена выплата районного коэффициента в размере 1,3.

Для расчета пособия по беременности и родам необходимо:
1) принять выплаты и вознаграждения за 2011 и 2012 гг., на которые были начислены страховые взносы в ФСС России, – 108 500 руб.;
2) определить количество календарных дней за расчетный период – 731 календарный день (366 дней за 2012 г. + 365 дней за 2011 г.);
3) исчислить средний дневной заработок сотрудницы за расчетный период – 148 руб. 43 коп. (108 500 руб./731 день);
4) определить минимально гарантированный размер среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам – 171 руб. 12 коп. (5205 руб. ? 24/730);
5) определить максимально разрешенный размер среднего дневного заработка – 1335 руб. 62 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.)/730), где 512 000 руб. – предельная база выплат для расчета пособия за 2012 г., 463 000 руб. – предельная величина выплат для расчета пособия за 2011 г., 730 – количество
календарных дней для определения максимального размера среднего дневного заработка при исчислении пособия по беременности и родам (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ);
6) принять средний дневной заработок сотрудницы, но не ниже минимального гарантированного законом и не выше законодательно установленного ограничения – 171 руб. 12 коп.;
7) исчислить величину дневного пособия – 222 руб. 46 коп. (171 руб. 12 коп. ? 100% ? 1,3);
8) определить сумму пособия по беременности и родам – 31 144 руб. 40 коп. (222 руб. 46 коп. ? 140 дней отпуска).

С учетом того обстоятельства, что применение районного коэффициента предусмотрено именно к величине пособия, а не среднего дневного заработка, применительно к пособию по беременности и родам возможна ситуация, которая является характерной в отношении пособия по временной нетрудоспособности,– у работника с большим заработком величина пособия по беременности и родам может составлять меньшее значение, чем у работника с меньшим заработком или у которого заработка за 2 года вообще не имеется.

Пример 6
Предположим, что сотрудница занята в организации, где к заработной плате установлена выплата районного коэффициента 1,15.

В апреле 2013 г. сотруднице предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней.

Расчет пособия должен производиться исходя из заработка и количества календарных дней за 2011 и 2012 гг. Допустим, что заработок сотрудницы в указанный период составил 108 700 руб., а количество календарных дней для расчета пособия – 632.

Для расчета пособия необходимо:
1) принять заработок сотрудницы за 2011 и 2012 гг. – 108 700 руб.;
2) определить количество календарных дней за расчетный период – 632 дня;
3) исчислить средний дневной заработок сотрудницы за расчетный период – 172 руб. 00 коп. (108 700 руб./632 дня);
4) определить минимально гарантированный размер среднего дневного заработка – 171 руб. 12 коп. (5205 руб. ? 24/730);
5) определить максимально разрешенный размер среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам – 1335 руб. 62 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.)/730);
6) принять средний дневной заработок сотрудницы, но не ниже минимального гарантированного законом и не выше законодательно установленного ограничения – 172 руб. 00 коп.;
7) исчислить величину дневного пособия – 172 руб. 00 коп. (172 руб. 00 коп. 100%);
8) определить сумму пособия по беременности и родам – 24 080 руб. 00 коп. (172 руб. 00 коп. ? 140 дней отпуска).

Обратите внимание, сотрудница со средним дневным заработком 172 руб. 00 коп. получила пособие в размере 24 080 руб. (см. пример 6), а сотрудница без заработка – 27 550 руб. 60 коп. (см. пример 4). Объясняется эта разница тем, что у первой сотрудницы средний дневной заработок превышает минимально гарантированный и в нем уже учтен районный коэффициент. У второй сотрудницы в качестве среднего дневного заработка принимается минимально гарантированный размер, на который при расчете пособия должен начисляться районный коэффициент.

В одном случае перерасчет ранее назначенного пособия по беременности и родам все же должен производиться

Как отмечалось на страницах нашего журнала, новые правила расчета пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком не предусматривают специальных правил перерасчета переходящих пособий. То есть в каком размере пособие по беременности и родам было рассчитано в 2012 г., в таком размере оно и должно быть выплачено сотруднице. Даже если период отпуска по беременности и родам частично приходится на 2013 г., с 1 января которого правила расчета данного пособия изменились, перерасчет пособия производиться не должен.

Аналогично, если отпуск по уходу за ребенком начался в 2011 и 2012 гг., а период самого отпуска перешел на 2013 г., перерасчет ранее назначенного ежемесячного пособия по уходу за ребенком не производится.

Однако на практике выявился случай, когда организация все же должна перерасчитать пособие по беременности и родам и произвести сотруднице его доплату. Это касается случая, когда пособие по беременности и родам в 2012 г. было назначено в размере не более минимального размера оплаты труда (плюс районный коэффициент в соответствующих регионах) сотрудницам со страховым стажем менее 6 календарных месяцев. Перерасчет связан с тем, что с 1 января 2013 г. величина федерального МРОТ увеличена с 4611 руб. до 5205 руб. в месяц.

Напомним, что согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 255-ФЗ застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Обратите внимание, для реализации данной нормы МРОТ принимается не на дату начала страхового случая, а за каждый месяц страхового случая. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

В случае если при реализации вышеприведенных положений организация в 2012 г. расчет пособия производила с применением величины МРОТ в 4611 руб., а отпуск по беременности и родам частично перешел на 2013 г., необходимо произвести перерасчет пособия и доплату из расчета того, что федеральный МРОТ с 1 января 2013 г. составляет 5205 руб. в месяц.

При расчете пособия в случае, если страховой стаж сотрудницы составлял на дату начала отпуска по беременности и родам менее 6 месяцев, необходимо исходить из положений п. 20 Положения о порядка расчета пособий.

В частности, в случае если исчисленное пособие в расчете за полный календарный месяц превышает МРОТ (в установленных случаях – с учетом районных коэффициентов), размер дневного пособия определяется путем деления МРОТ (в установленных случаях – с учетом районных коэффициентов) на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится отпуск по беременности и родам. В свою очередь, размер пособия, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам в каждом календарном месяце.

Пример 7
Предположим, что сотруднице организации с 15 октября 2012 г. был предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. Период отпуска – с 15 октября 2012 г. по 3 марта 2013 г.

На дату предоставления отпуска по беременности и родам страховой стаж сотрудницы составлял 4 месяца. По этой причине пособие по беременности и родам за каждый месяц не могло превышать МРОТ.

По требованию сотрудницы пособие по беременности и родам должно было в 2012 г. рассчитываться по правилам 2010 г., а именно за 12 месяцев у данного работодателя, который производит расчет пособия. У данного работодателя сотрудница была занята с 12 августа 2012 г.

Для расчета пособия по беременности и родам в октябре 2012 г. необходимо было:
1) принять расчетный период по правилам 2010 г. – с 12 августа по 30 сентября 2012 г. (12 месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска по беременности и родам);
2) принять выплаты за расчетный период, на который по установленным правилам начисляются страховые взносы в ФСС России, без учета сумм среднего заработка, – допустим, что выплаты составили 46 500 руб.;
3) определить количество календарных дней за расчетный период, которые должны учитываться при расчете пособия по правилам 2010 г. (должны были исключаться периоды временной  нетрудоспособности, отпусков и т. д.), – 45 дней;
4) определить величину среднего дневного заработка сотрудницы по правилам 2010 г. – 1033 руб. 33 коп. (46 500 руб./45 дней);
5) определить максимальную величину среднего дневного заработка по правилам 2010 г. – 1136 руб. 99 коп. (415 000 руб./365 дней), где 415 000 руб. – предельная величина выплат для расчета пособия по правилам 2010 г., 365 дней – величина, принимаемая для расчета максимальной величины пособия по правилам 2010 г.;
6) принять для расчета пособия меньшее (пп. 4 и 5) значение среднего дневного заработка – 1033 руб. 33 коп.;
7) исчислить величину дневного пособия – 1033 руб. 33 коп. (1033 руб. 33 коп. ? 100%), где 100% – размер пособия по беременности и родам;
8) определить величину дневного пособия, выше которого оно по той причине, что страховой стаж составил менее 6 месяцев, выплачиваться не могло:
– за дни октября, декабря, января, марта – 148 руб. 74 коп. (4611 руб./31 день), где 4611 руб. – величина МРОТ, 31 день – количество дней в месяце;
– за дни ноября – 153 руб. 70 коп. (4611 руб./30 дней);
– за дни февраля – 164 руб. 68 коп. (4611 руб./28 дней);
9) принять меньшее из приведенных (пп. 7 и 8) величин дневного пособия:
– за дни октября, декабря, января, марта – 148 руб. 74 коп.;
– за дни ноября – 153 руб. 70 коп.;
– за дни февраля – 164 руб. 68 коп.;
10) исчислить сумму пособия по беременности и родам – 21 418 руб. 80 коп., в том числе:
– за дни октября – 2528 руб. 58 коп. (148 руб. 74 коп. ? 17 дней отпуска по беременности и родам с 15 по 31 октября);
– за дни ноября – 4611 руб. (153 руб. 70 коп. ? 30 дней месяца);
– за дни декабря – 4611 руб.;
– за дни января – 4611 руб.;
– за дни февраля – 4611 руб.;
– за дни марта – 446 руб. 22 коп. (148 руб. 74 коп. ? 3 дня отпуска по беременности и родам с 1 по 3 марта).

В приведенном порядке расчет пособия по беременности и родам следовало производить при предоставлении отпуска, когда федеральный МРОТ составлял 4611 руб. После увеличения данного значения с 1 января 2013 г. до 5205 руб. следовало произвести доплату к ранее назначенному пособию по беременности и родам. При этом какого-либо письменного заявления от сотрудницы требовать не следует.

Пример 8
Воспользуемся условиями примера 7.

После увеличения федерального МРОТ с 4611 руб. до 5205 руб. в месяц следовало произвести расчет и доплату пособия по беременности и родам:
1) величина дневного пособия – 1033 руб. 33 коп. (1033 руб. 33 коп. ? 100%), где 100% – размер пособия по беременности и родам (п. 7 предыдущего примера);
2) величина дневного пособия, выше которого оно по той причине, что страховой стаж составил менее 6 месяцев, выплачиваться не могло:
– за дни января, марта – 167 руб. 90 коп. (5205 руб./31 день), где 5205 руб. – величина МРОТ, 31 день – количество дней в месяце;
– за дни февраля – 185 руб. 89 коп. (5205 руб./28 дней);
3) меньшее из приведенных (пп. 1 и 2) величин дневного пособия:
– за дни января, марта – 167 руб. 90 коп.;
– за дни февраля – 185 руб. 89 коп.;
4) сумма пособия за период с 1 января по 3 марта 2013 г. – 10 913 руб. 70 коп., в том числе:
– за дни января – 5205 руб. (167 руб. 90 коп. ? 31 день отпуска);
– за дни февраля – 5205 руб. (185 руб. 89 коп. ? 28 дней отпуска);
– за дни марта – 503 руб. 70 коп. (167 руб. 90 коп. ? 3 дня отпуска по беременности и родам с 1 по 3 марта);
5) сумма ранее назначенного пособия за период с 1 января по 3 марта 2013 г. – 9668 руб. 22 коп., в том числе:
– за дни января – 4611 руб.;
– за дни февраля – 4611 руб.;
– за дни марта – 446 руб. 22 коп.;
6) сумма доплаты пособия – 1245 руб. 48 коп. (10 913 руб. 70 коп. – 9668 руб. 22 коп.).

Пособия по материнству могут рассчитываться по разным правилам

Новые правила расчета пособий касаются страховых случаев, которые начинаются с 1 января 2013 г. С учетом того факта, что отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком являются разными страховыми случаями, расчет пособий может производиться по разным правилам. В частности, это касается случая, когда отпуск по беременности и родам начинался в 2012 г., а отпуск по уходу за ребенком – уже в 2013 г. В данном случае расчет пособий необходимо производить:
1) пособия по беременности и родам – на основании заявления сотрудницы по правилам 2010 г. и самостоятельно по правилам 2011 г. (заработок за 2 года всегда делился на 730);
2) ежемесячного пособия по уходу за ребенком – по правилам 2013 г. (заработок за 2 года делится на количество дней расчетного периода без учета дней, приходящихся на отдельные события).

Таким образом, сотрудницы должны быть готовы к тому, что размеры пособий могут очень сильно отличаться.

Пример 9
Предположим, что сотрудница организации была принята на работу в октябре 2012 г., а в декабре 2012 г. она пошла в отпуск по беременности и родам.

При расчете данного пособия по правилам 2010 г. (расчетный период с октября по ноябрь 2012 г.) величина среднего дневного заработка составила 1060 руб. за каждый календарный день отпуска по беременности и родам.

В мае 2013 г. сотруднице предоставлен отпуск по уходу за ребенком с назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Для расчета пособия необходимо заработок сотрудницы за 2011 и 2012 гг. разделить на количество календарных дней за указанные годы. Заработка за 2011 и начало 2012 г. сотрудница не имела, так как нигде на работала. Однако при расчете пособия средний дневной заработок на календарные дни с января 2011 г. по октябрь 2012 г. делить надо. При расчете пособия средний дневной заработок составил 105 руб., в связи с чем пособие по уходу за ребенком организация должна была рассчитать исходя из МРОТ.

Поскольку данный ребенок у сотрудницы является первым по счету, пособие должно быть назначено в размере 2453 руб. 93 коп. в месяц.

Также по этой теме: