Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Обязательное страхование    Сложные вопросы уплаты страховых взносов

Сложные вопросы уплаты страховых взносов

Сложные вопросы уплаты страховых взносов

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №13 год - 2012

Еремеева Н. И.

Налоговый консультант

 

 

С1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2011 г. № 379-ФЗ, существенно изменивший алгоритм уплаты страховых взносов. Изменения коснулись в первую очередь ставки страховых взносов, а также льготных категорий работодателей, имеющих право на пониженный тариф.

Организации, применяющие УСН, вправе уплачивать страховые взносы по льготному тарифу согласно п. 8 ч. 1, ч. 3.2, ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ. Право «упрощенцев» на пониженный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды обусловлено не только применением спецрежима, но и основным видом деятельности налогоплательщика. Для применения такого тарифа необходимо, чтобы основной вид деятельности организации входил в перечень, определенный п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ (например, производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, производство мебели). При этом применение льготного тарифа страховых взносов для данного налогоплательщика не зависит от того, какие виды его деятельности (включая основной) указаны в выписке из ЕГРЮЛ.

Таким образом, при определенных обстоятельствах применение УСН может позволить хозяйствующему субъекту существенно сэкономить на уплате страховых взносов во внебюджетные фонды с выплат в пользу физлиц.

В 2011 г. совокупный тариф страховых взносов для подобных страхователей составлял 26 процентов, а с 1 января 2012 г. он снижен до 20 процентов.
При этом все 20 процентов предназначены для Пенсионного фонда. В отношении же платежей в ФСС и ФОМС с 1 января 2012 г. установлен нулевой тариф.

По разъяснениям Минфина России, подтвердить применение спецрежима может копия титульного листа декларации по единому налогу на УСН, естественно, с отметкой ИФНС о ее принятии либо информационное письмо от инспекции, свидетельствующее о данном факте (Письмо от 16.05. 2011 г. № 03–11–06/2/75). Аналогичным образом к документальному подтверждению применения «упрощенки» подходят и специалисты Фонда социального страхования (Письмо ФСС РФ от 01.12. 2010 г. № 02–03–10/08–12891). Напомним, что с 2010 г. все без исключения «упрощенцы» имели право на нулевой тариф страховых взносов в соцстрах. Тогда и были выпущены приведенные разъяснения специалистов фонда, которые теперь вновь обрели актуальность.

Что же касается основного вида деятельности, то в силу положений ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ таковой признается та деятельность, доля доходов от которой составляет не менее 70 процентов в общем объеме выручки. Сумма доходов при этом определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, то есть по данным налогового учета. Соответственно, чтобы подтвердить основной вид деятельности, компании, прежде всего, необходимо засвидетельствовать структуру своих доходов.

В частности, согласно п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ в целях применения льготных тарифов взносов подтверждать основной вид экономической деятельности следует в порядке, установленном Минздравсоцразвития (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06. 2004 г. № 321). Однако никаких специальных правил на этот счет ведомством не предусмотрено. При этом в Информационном письме от 24.03.2011 г. представители ПФР указывали, что в рассматриваемой ситуации страхователю достаточно заполнить в расчете РСВ-1 ПФР (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11. 2009 г. № 894 н), представляемом в Пенсионный фонд по итогам отчетных и расчетного периодов, таблицу 4.4. В ней и указываются: общая сумма доходов, сумма поступлений непосредственно от основного вида деятельности и их доля.

Вместе с тем следует отметить, что в 2011 г. пониженный совокупный тариф для «упрощенцев», ведущих социально значимые и приоритетные для государства виды деятельности, достигался исключительно за счет тарифа взносов в ПФР. С начала же 2012 г., как уже упоминалось, снижены, в том числе тарифы взносов в ФСС и ФОМС. Что касается взносов на обязательное медицинское страхование, то администратором подобных платежей является Пенсионный фонд. Собственно говоря, и отчитываются страхователи по взносам на ОМС все в том же расчете РСВ-1 ПФР. Следовательно, в данном случае дополнительного подтверждения доходов не потребуется.

При расчете взносов в соцстрах, в форму расчета 4-ФСС (утв. Приказом Минздравсоцразвития от 12.03.2012 г. № 216 н), также введена дополнительная таблица, аналогичная той, что содержится в форме расчета РСВ-1 ПФР. Тем более, что обязанность сдавать отчетность в Фонд социального страхования для организаций, применяющих УСН никто не отменял, а кроме того, в форме-4 ФСС, помимо прочего, приводятся также данные по бязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а не только на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Так или иначе, раз уж для применения пониженных тарифов необходимо соблюдение двух условий, то и утратить право на таковые можно как минимум по двум причинам. В зависимости от того, по какой из них пониженные тарифы были «сняты», строится и порядок пересчета обязательств по взносам.

  1. Уменьшение доли доходов.

 Доходы от деятельности – показатель весьма нестабильный. Соответственно, одним из поводов для утраты права на пониженные тарифы страховых взносов может стать несоблюдение условия об основном виде деятельности в силу того, что доля доходов от такового в том или ином отчетном периоде оказалась меньше 70 процентов в общем объеме выручки.

На этот случай в ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ четко прописано: страхователь теряет право на применение пониженных тарифов с начала того отчетного (расчетного) периода, в котором выявлено подобное несоответствие (ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Исходя из этого, получается, что и пересчет страховых взносов в связи с утратой права на применение пониженных тарифов необходимо производить с начала такого отчетного (расчетного) периода. Учитывая же, что отчетными периодами являются квартал, полугодие и 9 месяцев, а расчетным периодом – год, а также то, что взносы начисляются нарастающим итогом, речь идет о корректировке их суммы непосредственно с начала года. Собственно говоря, именно к такому выводу пришли специалисты Минздравсоцразвития России в Письме от 15.09. 2011 г. № 3333–19.

Проще говоря, если в течение первого квартала «упрощенцем» поддерживалась доля доходов от основного вида деятельности на уровне не ниже 70 процентов в общем объеме выручки, но, к примеру, по итогам полугодия таковая все же снизилась и переступила пороговое значение, то с начала года страхователем подлежит применению общеустановленный тариф страховых взносов. В свою очередь, это означает, что сумма страховых взносов за прошедший период подлежит восстановлению и уплате во внебюджетные фонды в установленном порядке.

К счастью, благодаря Закону № 379-ФЗ с 1 января 2012 г., пени в подобной ситуации с плательщика страховых взносов взыскиваться не будут.

Впрочем, нельзя не подчеркнуть, что, как отмечают представители Минздравсоцразвития, в рассматриваемом случае действует и обратное правило.
Иными словами, если, к примеру, по итогам 9 месяцев доля доходов от основного вида деятельности «придет в норму», то «упрощенец» вновь обретает право на применение льготных тарифов, причем также с начала года. Пересчет взносов в такой ситуации организация будет осуществлять уже в свою пользу. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные законом, либо возврату плательщику в соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона № 212-ФЗ. Органы контроля засчитывают суммы излишне уплаченных взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам самостоятельно (ч. 8 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Решение о зачете принимается в течение десяти дней со дня обнаружения факта излишней уплаты, или со дня подписания совместного с плательщиком акта сверки, или со дня вступления в силу решения суда. Сумма излишне уплаченных взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика в течение месяца со дня получения органом контроля такого заявления (ч. 11 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Зачет страховых взносов возможен строго в рамках того бюджета, в который они зачисляются (ч. 1, 21 ст. 26, ч. 2 ст. 27 Закона № 212-ФЗ).

  1. Если упущена УСН.

 Применение УСН имеет массу ограничений: по количеству работников, по размеру доходов, по величине остаточной стоимости основных средств и НМА и т. д. и т. п. В случаях, установленных п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщик может утратить право на применение УСНО в течение календарного года – когда налоговый период еще не закончился. В этой норме также уточняется, что переход на общую систему в подобных ситуациях происходит задним числом с начала того квартала, в котором произошла утрата права.

Очевидно, что в подобной ситуации хозяйствующий субъект автоматически теряет право и на применение пониженных страховых взносов. Однако Законом № 212-ФЗ все эти нюансы никак не регламентированы. Возникает вопрос: с какого момента страхователь утрачивает право на пониженный тариф страховых взносов?

К счастью, для страхователей в данном случае специалисты Минздравсоцразвития решили провести совсем иные аналогии, нежели в ситуации, когда не выполнено условие об основном виде деятельности. Так в Письме от 24.11.2011 г. № 5004–19 чиновники указали, что плательщик страховых взносов теряет право на применение пониженного тарифа с начала того квартала, в котором он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, в подобной ситуации страхователю придется пересчитать лишь взносы, уплаченные за последний квартал, а не за весь год. При этом, поскольку вернуться на УСН он сможет лишь с начала иного налогового периода, которым на «упрощенке» является год, то никакого «обратного правила» в данном случае нет.

Также по этой теме: