Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Обязательное страхование    Страховые взносы: самые важные документы 2014 года

Страховые взносы: самые важные документы 2014 года

13.08.2014

Страховые взносы: самые важные документы 2014 года

Опубликовано в журнале "Бухгалтерская газета" №4 год - 2014

Митин В. В.,
налоговый консультант

В этой статье говорится об отдельных вопросах и самых важных документах, связанных с изменениями порядка администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные взносы с учетом разъяснений Пенсионного Фонда России.

Заполнение расчетных документов
На официальном сайте ПФР в сети Интернет размещена информация, в частности, от 31.12.2013 «Изменения для плательщиков страховых взносов в 2014 году». В ней указано, что в 2014 году КБК по всем видам платежей, администрируемых ПФР, не изменяются. За периоды до 2014 г. Взносы  на обязательное пенсионное страхование (ОПС) на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии уплачиваются по КБК, предназначенным для учета страховых взносов, зачисляемых в ПФР на выплату каждой из этих частей.

С 01.01.2014 в расчетных документах на перечисление денежных средств в бюджетную систему РФ, а также в отчетности по налогам сборам, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды вместо кода ОКАТО применяются коды ОКТМО согласно Классификатору ОК 033–2013. Код ОКТМО строится следующим образом: к 8-разрядному коду по ОКТМО муниципального образования, в состав которого входят населенные пункты, добавляются три разряда для кодирования этих населенных пунктов с использованием серийно-порядкового метода кодирования.

Таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО муниципальных образований и входящих в их состав населенных пунктов и межселенных территорий размещена, в частности, на официальном сайте Минфина России в сети Интернет в разделе «Информационные системы Минфина России//Единая информационно-аналитическая система сбора и свода отчетности Министерства финансов Российской Федерации».

В феврале 2014 г. вступили в силу новые Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Согласно п. 4 Приложения 4 к Правилам в реквизите «105» распоряжения на перечисление страховых взносов указывается значение кода ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты страховых взносов и иных платежей.

В соответствии с п. 3 Приложения 4 к Правилам № 107н распоряжение о переводе денежных средств в уплату страховых взносов составляется только по одному КБК.

В информации от 31.12.2013 ПФР сообщает, что начиная с расчетного периода 2014 г. уплата страховых взносов на ОПС осуществляется единым расчетным документом, направляемым в ПФР на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением КБК, предназначенного для учета страховых взносов на ОПС, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, в том числе 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.

Этот порядок установлен новой статьей 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ об ОПС. Распределение взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии и уплата их по разным платежным документам по расчетам за расчетные периоды 2014 г. отменяется. Платежи за предыдущие расчетные периоды (до 2014 г.) осуществляются в прежнем порядке – двумя расчетными документами.

Тарифы страховых взносов
С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 02.12.2013 № 333-ФЗ с поправками в Закон № 212-ФЗ о страховых взносах.

В информации от 31.12.2013 ПФР сообщает, что для большинства плательщиков тарифы страховых взносов сохраняются на уровне 2013 г. в размере 30,0% (22% -  в ПФР; 2,9% -  в ФСС РФ; 5,1% -  в ФФОМС).

Также сохраняются взносы в размере 10,0% в бюджет ПФР, начисляемые с базы сверх установленной ее предельной величины.

Предельная величина базы, с которой уплачиваются страховые взносы в систему ОПС, с 1 января 2014 г. составляет 624 000 руб. нарастающим итогом (постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101).

Сверх этой суммы пенсионные взносы уплачиваются по тарифу 10%.

ПФР отмечает, что период применения льготного тарифа страховых взносов для малых предприятий, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, социально ориентированных НКО, благотворительных организаций и аптечных организаций продляется до 2018 г. с постепенным ежегодным увеличением совокупного тарифа страховых взносов для данной категории плательщиков на 2%. Для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, в 2014 г. тариф страхового взноса установлен на общих основаниях – (22% + 10%).

В информации от 31.12. 2013 приведены две сводные таблицы тарифов на ОПС.

В первой таблице сведены тарифы страховых взносов на ОПС на 2013- 2027 гг. в разрезе плательщиков, включая тех, кто использует льготные тарифы.

Так, например, хозяйственные общества, созданные научными учреждениями, будут уплачивать пенсионные взносы до 2017 г. по ставке 8%, в 2018 г. -  13%, в 2019 г. -  20%. Организации, использующие труд инвалидов, общественные организации инвалидов и их учреждения в 2014 г. применяют тариф пенсионных взносов 21%, а с 2015 г. -  22% + 10% (с базы, превышающей предельную сумму). IT-компании с 2014 по 2017 г. используют ставку 8%, в 2018 г. -  13%, в 2019 г. -  20%. Основной тариф для организаций, не имеющих льгот, с 2013 года неизменен -  22% +10%.

Во второй таблице приведено распределение сумм взносов, зачисляемых в ПФР, на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии для основного тарифа взносов, уплачиваемых плательщиками, не имеющими льгот. Причем для лиц 1967 года рождения и моложе учтены два варианта распределения взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии – по ставкам 0% и 6%. Независимо от возраста застрахованного лица и выбора лицами 1967 года рождения и моложе тарифа для накопительной части взносы по «сверхлимитному» тарифу 10% направляются только на финансирование страховой части трудовой пенсии (солидарная часть тарифа).

Вторая таблица ПФР соответствует таблице, приведенной в п. 3 ст. 33 Закона № 167-ФЗ в редакции Закона № 351-ФЗ.

Законом № 351-ФЗ изменены как период осуществления лицами 1967 года рождения и моложе выбора порядка формирования будущей пенсии (ранее выбор предусматривался в течение 2013 г., а теперь этот период продлен до 31.12.2015), так и тарифы для ее накопительной части (вместо 6% и 2% -  6% и 0%).

В случае выбора будущим пенсионером нулевой ставки все 6% взносов будут направлены на финансирование страховой части его трудовой пенсии.

Выбор ставки 6% осуществляется путем подачи застрахованным лицом в территориальное отделение ПФР заявления в порядке, установленном законом о негосударственных пенсионных фондах (НПФ) и законом об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ.

Статьей 33.3 Закона № 167-ФЗ определены более длительные сроки принятия аналогичного решения указанными застрахованными лицами, в отношении которых с 1 января 2014 г. пенсионные взносы начисляются впервые, а также порядок начисления страховых взносов по ставке 6% на накопительную часть трудовой пенсии в зависимости от сроков закрепления застрахованным лицом своего выбора путем подачи указанного заявления в ПФР.

В информации ПФР от 05.12.2013 разъяснены особенности формирования пенсионных накоплений для лиц 1967 года рождения и моложе, которые в 2013 г. успели оформить свой выбор формирования этих накоплений.

1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 428-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 57 Закона № 212-ФЗ относительно исчисления страховых взносов IT-компаниями. Эти организации (за некоторыми исключениями) при выполнении определенных условий до 2017 г. включительно применяют пониженные тарифы страховых взносов: 8% -  в ПФР, 2% -  в ФСС и 4% -  в ФФОМС.

С 2014 г. круг IT-льготников расширился за счет изменения одного из критериев применения пониженных тарифов. Теперь средняя (среднесписочная -  для вновь созданных организаций) численность работников за отчетный (расчетный) период должна составлять не менее 7 человек (до 2014 года – не менее 30 человек).

Также изменен порядок исчисления доли доходов от ITдеятельности в общем объеме доходов (второй критерий для льготы, эта доля должна составлять не менее 90% за отчетный (расчетный) период). При подсчете доли из общего объема доходов исключаются: курсовые разницы, возникающие за счет отклонения курса продажи/покупки иностранной валюты от курса ЦБ РФ; положительные курсовые разницы от переоценки по курсу ЦБ РФ валютных ценностей (за исключением ценных бумаг) и требований (обязательств) в иностранной валюте (за исключением авансов).

Особый порядок взыскания мелких задолженностей
С 03.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 358-ФЗ, который увеличивает сроки взыскания задолженности определенных (небольших) размеров по платежам во внебюджетные фонды.

Согласно поправкам в Закон № 212-ФЗ, если долги по платежам, администрируемым ПФР, не превышают 1500 руб., а администрируемым ФСС РФ -  500 руб., то решение о взыскании такой задолженности за счёт денежных средств со счетов плательщика может быть принято в течение одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования. Контролерам предоставляется право принимать одно решение о взыскании по нескольким неисполненным требованиям об уплате страховых взносов.

Постановление о взыскании указанных (мелких) сумм задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов принимается после истечения срока, установленного в требованиях, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

При взыскании задолженностей по платежам в ФСС РФ на обязательное страхование от несчастных случаев действует лимит 500 рублей и применяется аналогичный новый порядок взыскания. Вместо имевшего место ранее подробного описания порядка взыскания задолженностей по взносам на «несчастное» страхование в Закон № 125-ФЗ попросту введена отсылка к правилам взыскания, установленным Законом № 212-ФЗ.

Для задолженностей, превышающих упомянутые лимиты, сохраняется прежний порядок их взыскания за счет денежных средств на счетах или за счет имущества недоимщика.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы