Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Обязательное страхование    Специальная оценка труда и пенсионные взносы

Специальная оценка труда и пенсионные взносы

20.08.2014

Специальная оценка труда и пенсионные взносы

Опубликовано в журнале "Бухгалтерская газета" №4 год - 2014

Майорова О. В.,
аудитор

С 1 января 2014 года применяются закон о специальной оценке условий труда и закон, гармонизирующий действующее законодательство с первым законом. В частности, изменяется порядок администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР
При осуществлении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на работах, перечисленных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 закона о трудовых пенсиях № 173-ФЗ (это работы в горячих цехах, с тяжелыми условиями труда в сельском хозяйстве, строительстве, текстильной промышленности, на транспорте и др., дающие право на льготный пенсионный стаж), страхователи уплачивают взносы в ПФР по дополнительным тарифам, установленным статьями 58.3 закона о страховых взносах № 212-ФЗ и 33.2 закона об обязательном пенсионном страховании № 167-ФЗ.

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». СОУТ заменит аттестацию рабочих мест по условиям труда, порядок проведения которой утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342 н. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, планируется установить трудовые гарантии и компенсации (сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда), а также условия предоставления указанных компенсаций в зависимости от класса условий труда. Пока эти гарантии (компенсации) в общем виде, причем со ссылкой на результаты аттестации условий труда, установлены постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870.

1 января 2014 года вступил в силу также Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ, которым внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с выходом закона о СОУТ.

Так, например, в ч. 2.1 ст. 58.3 закона № 212-ФЗ и ч. 2.1 ст. 33.2 закона № 167-ФЗ приведены новые дополнительные тарифы пенсионных взносов, которые устанавливаются по результатам СОУТ.

Между тем, части 1 и 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и пункты 1 и 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, в которых с 2013 года установлены дополнительные тарифы пенсионных взносов на выплаты указанным застрахованным лицам без учета результатов СОУТ, пока не упразднены.

В отличие от старых, новые дополнительные тарифы пенсионных взносов никак не связаны с видами тяжелых работ, а зависят только от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах по результатам СОУТ.

Переходными положениями Закона № 426-ФЗ (статья 27) установлены особенности применения с 1 января 2014 года прежних результатов аттестации рабочих мест по условиям труда до истечения срока их действия. А в ст. 15 Закона № 421-ФЗ приведен переходный порядок применения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР с учетом и без учета результатов СОУТ.

Результаты проведенной в соответствии с прежним порядком аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия (но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно), применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам этой аттестации признаны вредными и (или) опасными. Иными словами, к дополнительным взносам в ПФР с выплат работникам, занятых на таких рабочих местах, новые тарифы применяются и без СОУТ, но по результатам аттестации рабочих мест.

При работах из Списков 1 и 2 (это в основном те вредные работы, где взимаются дополнительные пенсионные взносы) существование рабочих мест с допустимыми или оптимальными условиями труда – большая редкость. Тем не менее, если такая оценка имеется по результатам старой аттестации рабочих мест, то до проведения СОУТ к ним нельзя применить новые нулевые тарифы. Ведь в переходных положениях говорится о применении новых тарифов только при вредных и (или) опасных условиях труда. А работодатель, у которого аттестация рабочих мест вовсе не проводилась или результаты которой уже утратили силу за давностью, обязан применять старые тарифы дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), ориентируясь на виды работ (Списки 1, 2 и проч.).

Для уплаты пенсионных взносов по дополнительным тарифам в 2014 году применяются КБК, действовавшие в 2013 году для уплаты взносов, установленных частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Новая отчетность в ПФР
На официальном сайте ПФР в сети Интернет размещена информация от 31.12.2013 «Информация для работодателей: разработка новой формы отчетности». В ней сообщается, что для удобства плательщиков страховых взносов разработана форма объединенной отчетности, которая будет действовать с I квартала 2014 года. Это Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР). В нем учтены особенности уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, в том числе дифференциация их размеров в зависимости от установленного по результатам СОУТ, класса (подкласса) условий труда. Кроме того, в новый Расчет внесены дополнения в части перечня сведений, указываемых в общей и профессиональной частях индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В состав нового Расчета включены формы индивидуальных сведений на каждое застрахованное лицо – работника организации (работающего по трудовым или гражданско-правовым договорам).

Определять суммы страховых взносов на ОПС в разрезе страховой и накопительной частей трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц будет сам ПФР на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета с учетом выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения (0% или 6% на финансирование накопительной части трудовой пенсии). Этот выбор осуществляется путем подачи застрахованным лицом 1967 года рождения и моложе соответствующего заявления в ПФР. У «молчунов», не принявших решение до 31 декабря 2015 года, новые пенсионные накопления перестают формироваться, и все  страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии.

Напомним, что согласно новой статье 22.2 «Единый расчетный документ» Закона № 167-ФЗ (введена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 04.12.2013 № 351-ФЗ) распределение плательщиком взносов платежей на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии и уплата их по разным платежным документам по расчетам за расчетные периоды с 2014 года прекращается.

Таким образом, новый Расчет РСВ-1 ПФР устанавливает соответствие сведений персонифицированного учета данным формы Расчета и позволяет отражать сведения по расчету базы, начислению и уплате страховых взносов с 2014 года единым платежным документом. Также Расчет позволяет отслеживать остатки страховых взносов, доначисление и уплату за периоды 2010-2013 годов.

Единая (объединенная) отчетность будет проверяться единым программным комплексом при приеме отчетности в территориальных органах ПФР.

По итогам проверки предполагается формирование единого протокола для плательщика страховых взносов, фиксирующего дату и правильность принятой отчетности с учетом требований соответствующего форматно-логического контроля.

Противоречия положений об отчетности в ПФР при ее объединении
Объединение в одну отчетную форму разных отчетов по информации, регулируемой разными законами, породило проблему, связанную с тем, что разные законы устанавливают разные штрафы за просрочку представления (непредставление) отчетности.

Штрафы за просрочку отчетности по страховым взносам регулируются статьей 46 Закона № 212-ФЗ. В ней установлено, что непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом № 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей. Несоблюдение порядка представления расчета в электронном виде влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Указанные санкции взыскиваются в бесспорном порядке.

Правила предоставления в ПФР сведений персонифицированного учета регулируются Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Согласно ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредоставление страхователем в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который отчетность представлена с указанными нарушениями. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда России в судебном порядке.

По вопросу конфликта норм законодательства о санкциях за просрочку представления разной отчетности при ее объединении требуются минимум официальные разъяснения, а на самом деле – изменения в законодательство.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы