Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Обязательное страхование    Новый порядок начисления и уплаты страховых взносов

Новый порядок начисления и уплаты страховых взносов

12.08.2015

Новый порядок начисления и уплаты страховых взносов

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №4 год - 2015

Стародубцева И.,
аудитор-эксперт

C 1 января 2015 г. вступили в силу изменения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов. Проанализируем внесенные новации.

Федеральными законами от 28.06.2014 г. № 1 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования» (далее – Закон № 188-ФЗ) и от 01.12.2014 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования» (далее – Закон № 406-ФЗ) внесены изменения в федеральные законы, регулирующие отношения в части обязательного социального страхования. Нововведения необходимо учитывать, начиная с отчетности за I квартал 2015 г.

Новая предельная величина базы

В 2015 г. установлены новые размеры предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении страхователей, выплачивающих вознаграждения и производящих иные выплаты физическим лицам. Новшеством является различный порядок расчета предельной величины в зависимости от вида внебюджетного фонда (чч. 5.1 и 5.2 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).

Так, предельный размер базы для начисления страховых взносов в 2015 г. составит (постановление Правительства РФ от 04.12.2014 г. № 1316):
– на обязательное пенсионное страхование – 711 000 рублей;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 670 000 рублей.

При этом предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2015 г. в части ФФОМС отменена.

Сроки представления «страховой» отчетности

Изменения коснулись и сроков представления «страховой» отчетности. Так же как и для налоговой отчетности, срок представления отчетности зависит от формы ее представления (в электронном виде или на бумажном носителе).

Начиная с отчетности за IV квартал 2014 г. установлены следующие сроки:
1) в ФСС РФ на бумажном носителе – не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в электронном виде – не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
2) в ПФР на бумажном носителе – не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в электронном виде – не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Представление отчетности в электронном виде

Величина предельного показателя среднесписочной численности для представления расчета в электронном виде также изменилась.

Расчеты по страховым взносам в электронной форме представляются в случае превышения среднесписочной численности работников более 25 человек за предшествующий расчетный период (для действующих страхователей) и вновь созданными организациями, у которых данный показатель превышает 25 человек.

За несоблюдение формата представления отчетности в ПФР и ФСС РФ установлен штраф в размере 200 рублей (п. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ).

Порядок определения среднесписочной численности не изменился (утв. приказом Росстата РФ от 28.10.2013 г. № 428).

Оплата в рублях и копейках С 1 января 2015 г. страховые взносы будут перечисляться в рублях и копейках (п. 7 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Начисление страховых взносов на выходное пособие

С 1 января 2015 г. не являются объектом обложения страховыми взносами выходное пособие, а также заработок, сохраняемый на период трудоустройства в части, не превышающей 3-кратного размера среднего месячного заработка, а для работников-северян – 6-кратного размера среднего месячного заработка (подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ, подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

На практике это означает, что если организация планирует осуществлять подобные «выходные» выплаты работникам в этом году, то они не подлежат обложению страховыми взносами в пределах трех средних месячных заработков.

Отмена сообщений фондам

С 1 января 2015 г. у страхователей отсутствует обязанность сообщать фондам о создании (закрытии) обособленных подразделений, о реорганизации (ликвидации) организации и о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (подп. «в» п. 17 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

Начисление страховых взносов с неподтвержденных командировочных расходов

С 1 января 2015 г. в случае отсутствия у командировочных лиц оправдательных документов, связанных с расходами по найму жилого помещения, компенсируемая работнику сумма расходов облагается страховыми взносами (подп. «б» п. 1 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

Начисление страховых взносов на выплаты временно пребывающим иностранным гражданам и лицам без гражданства

С 1 января 2015 г. выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), подлежат обложению страховыми взносами в части ПФР (подп. «а» п. 2 ст. 3, п. 4 ст. 3 Закона № 188-ФЗ). То есть независимо от того, на какой срок заключен трудовой договор, такие выплаты облагаются страховыми взносами в ПФР.

В отношении начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и социальное страхование в ФСС РФ ситуация не поменялась. Такие выплаты не облагаются взносами по обязательному медицинскому страхованию и страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 10 Закона № 326-ФЗ, ст. 2 Закона № 255-ФЗ).

А как быть с переходящими трудовыми договорами с временно пребывающими иностранными гражданами и лицами без гражданства?

Несмотря на то что трудовые договоры с временно пребывающими иностранными гражданами и лицами без гражданства могли быть заключены в 2014 г. и не облагались страховыми взносами, в 2015 г. на такие выплаты необходимо начислять и уплачивать страховые взносы в ПФР.

Обязательные сведения для банков

У банковских организаций в этом году возникает новая обязанность, касаемая необходимости представления следующей информации о страхователях (пп. 6.1–6.3 ст. 24 Закона № 212-ФЗ):
– справки о наличии счетов в банках и об остатках денежных средств на них;
– выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей.

Однако такая информация представляется только в определенных случаях.

Такие случаи обозначены в п. 6.2 ст. 24 Закона № 212-ФЗ:
– проведение выездных (камеральных) проверок страхователей;
– вынесение решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках.

На представление такой информации законодатель отвел три дня со дня получения запроса фондов (п. 6.1 ст. 24 Закона № 212-ФЗ).

А за непредставление (нарушение срока представления) либо недостоверность представленных сведений установлен штраф в размере 20 000 рублей (ст. 49.1 Закона № 212-ФЗ).

Принудительное списание задолженности

Негативным изменением является расширение прав фондов в отношении сроков принудительного списания недоимки по страховым взносам с расчетных счетов. В 2015 г. у фондов уже не будет ограничительного срока (напомним, что ранее был месяц со дня принятия решения фонда о списании денежных средств) для направления поручения в банк на списание денежных средств с расчетного счета страхователя (подп. «б» п. 10 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

Сроки выездной проверки

В 2015 г. при наличии определенных оснований, срок выездной проверки страхователей может быть продлен до четырех либо шести месяцев. Такими основаниями могут являться (п. 11.1 Закона № 212-ФЗ):

1) получение информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников о наличии у страхователя нарушений законодательства РФ о страховых взносах, требующей дополнительной проверки;

2) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории проведения проверки;

3) наличие у организации несколько обособленных подразделений;

У организации с четырьмя и более обособленными подразделениями срок выездной проверки может быть продлен до четырех месяцев.

А для организации, имеющей десять и более обособленных подразделений, срок выездной проверки может быть продлен до шести месяцев;

4) непредставление страхователем в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки.

Расчет пени за неуплату страховых взносов

С 1 января 2015 г. законодательно установлено, что день уплаты недоимки по страховым взносам учитывается при расчете пени (п. 14 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

Зачет излишне уплаченных страховых взносов (штрафов, пеней)

С 1 января 2015 г. зачет страховых взносов (штрафов, пеней) проводится по одному виду страхования в счет другого вида страхования при условии одного администратора фонда (подп. «з» п. 15 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

Так, страховые взносы (штрафы, пени), излишне уплаченные в ПФР, могут быть зачтены в счет недоимки или предстоящих платежей в ФФОМС, и наоборот.

А страховые взносы (штрафы, пени), излишне уплаченные в ФСС в части «травматизма», могут быть зачтены в счет недоимки или предстоящих платежей в ФСС в части страхования на случай временной нетрудоспособности (ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ, п. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ), и наоборот.

При этом само заявление о зачете излишне уплаченных страховых взносов (штрафов, пеней) во внебюджетные фонды в этом году может быть представлено в электронном виде (п. 10 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

Отсрочка (рассрочка) уплаты страховых взносов (штрафов, пеней)

C 1 января 2015 г. на законодательном уровне обозначены правила проведения отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов (п. 5 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

Отсрочка (рассрочка) по страховым взносам представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов на срок, не превышающий одного года, с единовременной или поэтапной уплатой задолженности по страховым взносам (п. 11 ч. 1 ст. 29 ФЗ-212).

Пунктом 3 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ установлены следующие основания для получения отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов:
1) причинение страхователю ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) страхователю бюджетных средств, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) бюджетных средств в объеме,  достаточном для исполнения страхователем обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных страхователем услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг).

При этом в первой и во второй ситуации на сумму задолженности по страховым взносам проценты не начисляются. В третьем случае страхователь должен заплатить проценты, исчисленные исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей за период отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов.

Следует отметить, что отсрочка по пенсионным взносам на финансирование страховой части пенсии может быть предоставлена только при отсутствии на день подачи соответствующего заявления задолженности по взносам на финансирование накопительной пенсии.

За получением отсрочки (рассрочки) страхователю следует обратиться в территориальный орган ПФР (в случае изменения сроков уплаты взносов в ПФР или ФФОМС) либо в территориальный орган ФСС (в случае изменения сроков уплаты в бюджет ФСС).

Срок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов не должен превышать одного года (п. 1 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

Перечень документов для получения отсрочки (рассрочки), представляемых в отделение ПФР либо ФСС РФ, включает в себя (п. 1 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ):
– акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
– справку из налоговой инспекции, в которой должен быть приведен перечень всех открытых плательщику страховых взносов счетов в банках;
– справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за 6 месяцев, предшествующих подаче заявления, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
– справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов;
– обязательство плательщика страховых взносов соблюдать условия предоставления отсрочки (рассрочки) по взносам, а также предполагаемый график погашения задолженности;
– документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате взносов, пеней и штрафов (стихийное бедствие, несвоевременное финансирование из бюджета, сезонный характер деятельности).

В том случае, если необходимость в получении отсрочки (рассрочки) по уплате взносов вызвана возникновением ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы и т. п., к заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие обстоятельство непреодолимой силы. В ситуации, когда отсрочка (рассрочка) заявляется в связи с осуществлением сезонной деятельности, потребуются также документы, которые подтверждают, что в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от «сезонной» деятельности составляет не менее 50%. И в этом случае плательщик взносов должен взять на себя обязательство по уплате процентов, которые начисляются на сумму задолженности по страховым взносам. Перечень сезонных отраслей и видов деятельности утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 г. № 382.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов или об отказе в ее предоставлении принимается в течение 30 дней со дня получения соответствующего заявления (его копия поступит плательщику в 3-дневный срок). На период рассмотрения заявления можно приостановить уплату долга по взносам.

Мотивированное решение об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) можно обжаловать.

Действие отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов может прекратиться досрочно в случаях:
– уплаты всей суммы страховых взносов, а также процентов до истечения установленного срока;
– наличия задолженности по уплате текущих платежей в ПФР на финансирование накопительной пенсии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом;
– нарушения условия предоставления отсрочки (рассрочки).

Соответствующее извещение должно быть направлено плательщику страховых взносов заказным письмом в течение трех дней с момента принятия решения контролирующим органом о прекращении действия отсрочки (рассрочки).

Извещение считается полученным по истечении шести дней с момента его отправки. С этого момента плательщику страховых взносов предоставляется один месяц на погашение своих долгов перед внебюджетными фондами, включая пени за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

В п. 1 ст. 18.2 Закона № 212-ФЗ обозначены основания для отказа в получении отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов:
1) производство в отношении страхователя по делу о нарушении законодательства РФ о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования;
2) в течение 3-х лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении отсрочки  (рассрочки), вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Таким образом, сравнивая «налоговую» и «страховую» процедуру предоставления отсрочки (рассрочки), можно отметить много общих положений.

Иные изменения

C 1 января 2015 г. аптеки (организации и индивидуальные предприниматели) смогут использовать пониженный тариф только в части выплат работникам, имеющим право на занятие фармацевтической деятельностью (подп. «а» п. 5 ст. 3, подп. «а» п. 29 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

Перечень таких работников содержится в ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». А индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения имеют право применять пониженный тариф в части выплат работникам, занятым в деятельности, на которую получен сам патент (подп. «б» п. 5 ст. 3, подп. «б» п. 29 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

Изменения внесены и в порядок начисления страховых взносов на компенсационные выплаты работникам-северянам и членам их семей (подп. 7 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, подп. 8 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ).

Так, с 1 января 2015 г. оплата проезда к месту отпуска и обратно членов семьи работников-северян исключена из необлагаемых выплат, а оплата работникам стоимости провоза багажа до 30 кг не будет являться объектом начисления страховыми взносами, независимо от места отдыха (Россия или страны зарубежья).

Кроме того, уточнено понятие «пункт пропуска при следовании к месту отпуска за границей». В подп. 7 п. 1 Закона № 212-ФЗ установлено, что пунктом пропуска при следовании к месту отпуска за границей является международный аэропорт, из которого осуществляется вылет.

Также по этой теме: