Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Страничка главного редактора    Выступление на Международной конференции «Российское некоммерческое законодательство и международная практика»

Выступление на Международной конференции «Российское некоммерческое законодательство и международная практика»

Выступление на Международной конференции «Российское некоммерческое законодательство и международная практика»

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №3 год - 2009

Милославская Д.И.

канд. филолог. наук,
директор филиала
Международного
центра
некоммерческого
права РФ

Гражданское общество, сильное и активное, состоящее из людей, искреннее любящих свою страну, являющихся профессионалами в своем деле, готовых объединяться и совместно
добиваться эффективного решения возникающих вопросов, – залог успешного развития любого государства. И Россия – не исключение. Даже при том особом пути, который мы всегда
выбираем, сильное гражданское общество должно быть одним из тех Атлантов, которые держат небо.

Безусловно, гражданское общество – это люди, живущие в стране, это каждый конкретный человек, не зацикленный исключительно на собственном благе, это организации, созданные
для защиты общих интересов, для оказания услуг в социальной сфере, в области культуры, образования, социальной защиты, предоставления информации. Организации, которые основной
своей целью не ставят извлечение прибыли, а ради достижения общественно-полезной цели порой работают себе в убыток, добывая ресурсы разрешенными законом способами. Организации, которые берут на себя часть функций государства, например, в области развития культуры и сохранения культурных традиций, защиты прав граждан и повышения их правосознания, борьбы с правовым нигилизмом, развития малочисленных народов или
восстановления исторического наследия страны, помощи детям и развития благотворительности. И государственная поддержка, как финансовая, так и политическая, для таких организаций является важным стимулом признания необходимости и ценности их работы. Эти организации, в обыденном сознании россиян – общественные, в законодательстве, определенные шире, – как
некоммерческие, – серьезная экономическая сила, достойный и надежный партнер государства в решении широкого спектра социальных вопросов.

Однако для того, чтобы эта сила имела высокий коэффициент полезного действия, необходимы не только желания, умения и воля, но и законодательство, способствующее и благоприятствующее развитию общественных инициатив, созданию и деятельности некоммерческих организации, активному и эффективному сотрудничеству общества и государства. Законодательство России, регулирующее вопросы создания и деятельности не-
коммерческих организаций, к сожалению, до последних дней не являлось объектом особого интереса ни общества, ни государственных органов. Вероятно, поэтому оно до сих пор недостаточно систематизировано, недостаточно понятно, порой внутренне
противоречиво, не всегда соответствует лучшему международному опыту.
Вы, наверное, обратили внимание, что название нашей конференции звучит непривычно и даже
провокационно для юридического уха. Мы сделали это специально. Мы полагаем,
что настало время обсудить вопрос о необходимости серьезной систематизации или даже кодификации некоммерческого законодательства, у которого на практике уже сложился особый предмет регулирования – общественные отношения, возникающие в процессе создания и деятельности некоммерческих организаций.

Некоммерческое законодательство России существует и вполне достойно того, чтобы совместными усилиями заинтересованной части общества, юристов, представителей власти сделать его максимально эффективным, благоприятным для развития общественного сектора и отвечающим общим интересам общества и государства.

Так, нормы, регулирующие вопросы создания различных организационно-правовых форм юридических лиц некоммерческого характера, а их, по разным оценкам, насчитывается 27, содержатся более чем в 11 федеральных законах – от законов «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях» до законов «О науке и государственной научно-технической политике» и «О товарных биржах и биржевой торговле». Соответственно, нет единого системного подхода к порядку создания, структуре и полномочиям органов некоммерческих организаций, их ответственности и формам взаимодействия с государством. Гражданский кодекс Российской Федерации определяет понятие юридического лица и предусматривает разделение юридических лиц на коммерческие, т. е. преследующие цель извлечения прибыли и ее распределения между участниками, и некоммерческие, т. е. не преследующие такой цели. Из этого можно сделать вывод о том, что юридические лица различных организационно-правовых форм, преследующие разные цели, обладают равным набором прав и обязанностей.

Однако приходится с сожалением констатировать, что с точки зрения правового регулирования вопросов создания, деятельности и отчетности некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, по сравнению с другими юридическими лицами – коммерческими организациями, законодательство об НКО является в некоторой степени дискриминационным.
Кроме того, и внутри самого некоммерческого законодательства существуют разные стандарты и регистрации, и отчетности. Так, например, относящиеся к одной категории юридических лиц – некоммерческих – фонд и товарищество собственников жилья регистрируются различными органами: соответственно территориальным управлением Министерства юстиции и налоговым органом. А общественные объединения и религиозные организации, поименованные в одной статье Гражданского кодекса сдают отчеты в Министерство юстиции по разным формам и с преференцией для религиозных по срокам.

Несмотря на то что ни ГК РФ, ни специальные законы не предусматривают ограничений для лиц, которые желают учредить коммерческую организацию, законодательством о некоммерческих организациях предусмотрены ограничения прав граждан на создание некоммерческих организаций.
Например, при создании некоммерческой организации нужно представить большее количество документов для регистрации и большее количество копий, т. е. к списку документов, обязательных для регистрации юридического лица, необходимо представить дополнительно сведения об учредителях и о месте нахождения постоянно действующего органа некоммерческой организации. Срок регистрации некоммерческой организации по сравнению с организацией коммерческой увеличивается с 5 дней до 19 дней для некоммерческой и до 30 дней для общественного объединения. А право уполномоченного органа государственной власти проводить проверки некоммерческой организации не чаще одного раза в год, установленное в ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях», прямо противоречит Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который устанавливает, что «плановые проверки проводятся не более чем один раз в два, а в новой редакции – в три года».

Анализ оснований для отказа в регистрации юридических лиц позволяет сделать выводы о том, что количество оснований для отказа в регистрации некоммерческих организациям необоснованно расширено по сравнению с коммерческими организациями, а в отличие от оснований для отказа, общих для коммерческих и некоммерческих организаций, формулировки дополнительных оснований для отказа в регистрации некоммерческих организаций неконкретны, допускают широкое толкование и создают возможность для коррупции. Например, крайне неясны формулировки «оформлены в ненадлежащем порядке» и «оскорбляет нравственность».

Приведение норм законодательства о различных организационно-правовых формах юридических лиц во взаимное соответствие отвечало бы стандартам международной практики, которая определяет, что порядок регистрации некоммерческих организаций не должен быть более сложным (а во многих странах он гораздо более прост), чем регистрация коммерческих юридических лиц.
После значительных изменений, внесенных в 2006 году в законодательство о некоммерческих организациях, расширивших объем контрольных полномочий государственных органов за деятельностью организаций гражданского общества и изменивших порядок регистрации некоммерческих организаций в России, в последующие годы интенсивность действий органов государственной власти по внесению изменений в законодательство и подзаконные акты, касающиеся некоммерческих организаций, снизилась.

Статью полностью читайте в журнале №3 2009.


Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы