Чернобыль собирал «Афганцев»



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №4 год - 2013


Интервью с Н. А. Комиссаровым,
заместителем председателя
Российской общественной организации
инвалидов силовых структур

26 апреля 1986 г. в 1 час 23 минуты 49 секунд произошел взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. В первые дни после аварии на ее ликвидацию были направлены специалисты из различных отраслей народного хозяйства СССР. Основная работа по   проектированию и сооружению объекта «Укрытия» (саркофага) легла на Министерство среднего машиностроения (атомной промышленности). Согласно потребностям в военных специалистах различных звеньев Министерство обороны СССР направило на ликвидацию военно-строительные, инженерные, химические, автомобильные и другие войсковые части. Среди кадровых офицеров и прапорщиков многие выполняли интернациональный долг в Афганистане, а некоторые после участия в чернобыльских мероприятиях отправились служить в Афганистан, и таких немало.

Чернобыльские воины-интернационалисты были во внутренних войсках, среди сотрудников КГБ и МВД СССР, среди военнослужащих, призванных из резерва, которых в народе называли «партизаны».

В 1989 г. по инициативе Александра Тимченко была создана всесоюзная ассоциация «Афганцы Чернобыля». Тимченко после окончания техникума был призван в вооруженные силы и служил в 5-й мотострелковой дивизии со дня ее дислокации в г. Шинданде. Затем после окончания высшего учебного заведения был избран вторым секретарем Припятского горкома комсомола. Участвовал в эвакуации населения города, устроился на работу на одно из предприятий, работавшее в 30-километровой зоне, образованной вокруг Чернобыльской АЭС по решению Правительственной комиссии.

В правление организации вошли воины-интернационалисты, которые выделялись среди многих тысяч ликвидаторов своей активной жизненной позицией. Среди таких оказался и я, работавший в то время главным инженером центральных ремонтных мастерских комплексной экспедиции при Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова.

С первых дней существования ассоциация включилась в общественную жизнь зоны отчуждения. С середины 90-х гг. прошлого века афганцы Чернобыля, располагаясь в г. Киеве, окружили постоянной заботой трудящихся чернобыльской зоны.

Почти каждый год в дни трагедии я стараюсь приехать в Чернобыль и встретиться с теми, с кем более пяти лет работал на производстве в особо вредных условиях. Поездка была организована нынешним председателем всеукраинской ассоциации «Афганцы Чернобыля» полковником запаса, дважды избиравшимся депутатом Верховной Рады Александром Рябекой.

В большой делегации были украинские артисты, работники телевидения и прессы, российские и украинские ликвидаторы, воины запаса, молодые активисты ассоциации. Особо хочется отметить приезд тульских шахтеров, которые в невыносимых условиях сооружали тоннель под аварийный энергоблок.

Дружным коллективом и с хорошим настроением мы въехали в чернобыльскую зону через ставшее за многие годы родным КПП «Дитятки». Проехали бывшие села Черевач, Залесье, осмотрели из автобуса сегодняшний Чернобыль и направились к атомной станции, которая уже не дает электричество, хотя за ее состоянием следят несколько тысяч специалистов, что, по мнению специалистов-атомщиков, нелогично и непрофессионально. После аварии на Чернобыльской АЭС советские инженеры сумели сделать высоконадежную систему защиты атомного реактора не только «чернобыльского» типа РБМК (реактор большой мощности канальный), но и остальных типов производимых у нас реакторов.

Услужив европейским странам, Украина лишилась части добываемой ранее электроэнергии.

Кстати сказать, такое же недальновидное решение приняла Литва, закрыв Игналинскую АЭС с двумя работающими блоками и третьим почти достроенным. Европейское сообщество за это посулило им 1 млрд евро, но после остановки блоков выплатило небольшую часть и, прикрывшись экономическим кризисом, отказалось от дальнейших обязательств. Европейцы – «молодцы». Избавились от конкурента на энергетическом рынке, а Литва лишилась основного источника дохода и к тому же вынуждена покупать электроэнергию в соседних странах. В результате промышленность стала нерентабельной, квартплата непосильной для основной части населения. Молодежь в значительной части вынуждена уезжать на заработки в другие страны.

Вернемся к экскурсии. Осмотрев снаружи ЧАЭС, мы подъехали к построенному советскими  людьми саркофагу, что является беспримерным подвигом народа, его высокой духовности и патриотизма. Только вдумайтесь: количество радиоактивного материала, вышедшего из реактора 4-го энергоблока, в сотни раз больше, чем после сброшенной атомной бомбы в японском городе Хиросиме.

Рядом с саркофагом советского образца, который не является ненадежным и дырявым, как многие журналисты и политики пишут, собирается французский из металлоконструкций, который должен будет накрыть наш. Проектанты и инженеры-исполнители на объекте французы, а рабочие – граждане Украины. Надо сказать, головотяпства и у французов хватает. Спроектировали и построили красивое и внушительное хранилище отработанного топлива ядерного, ну, игрушка и только, а на практике применить его невозможно. Стоит и будет стоять как памятник французского недомыслия.

Осмотрев сложнейший по сборке и установке легкий саркофаг, поехали в заброшенный г. Припять. Для меня, бывшего в нем много раз, ничего неизвестного нет, а мои спутники ходили по нему подавленными. Шутка ли сказать: сорокатысячный город давно опустел, улицы и бульвары заросли деревьями, а в домах и спустя 27 лет сохранились следы когдато хранившегося здесь человеческого уюта и счастья. После продолжительного пребывания в Припяти автобусы направились в г. Чернобыль, где участникам многочисленной делегации ассоциации «Афганцы Чернобыля» предстояло поужинать и организовать концерт с участием украинских артистов эстрады. В концерте звучали песни на украинском и русском языках. Зрители тепло встретили автора и исполнителя песен, чернобыльца, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, тульского шахтера Андрея Насонова.

В 1 час 23 минуты уже 26 апреля концерт прервали сирены пожарных машин, напомнив присутствующим о трагедии, произошедшей здесь 27 лет назад.

После минуты молчания все завершилось. Приехавшие ветераны и артисты собрались и уехали в Киев. Мы с Павлом Покутным, дружба с которым началась перед Афганистаном в учебном центре в г. Чирчике и продолжилась в г. Чернобыле, где вместе прожили и проработали много лет, пошли в местную церковь Ильи Пророка на поминальную службу. Эту церковь открыли после аварии в 1991 г., в ней был сделан косметический ремонт. Тогда настоятель отец Федор, фронтовик, кавалер многих орденов и медалей, проводил службу по церковным праздникам, «афганцы Чернобыля» его почитали. А он в поминальные дни служил панихиду на могилах воинов, погибших в Афганистане и захороненных в населенных пунктах, вошедших в зону отчуждения. В эти дни мы его опекали.

В 2003 г. храм начали капитально реставрировать. Восстановили все фрески, жители разных уголков Украины возвращали иконы, ранее принадлежавшие этой церкви. Интересен тот факт, что в середине XIX в. здание сгорело. После обращения верующих в священный синод царь  Александр Второй повелел выстроить каменную церковь и выделил средства. Благодарные верующие г. Чернобыля приобрели метровый оловянный бюст императора и установили его в построенном храме. После революции бюст исчез, и лишь в 2003 г. при вскрытии полов в храме обнаружили его, спрятанный от уничтожения. Сейчас он стоит на своем законном месте, а рядом описание этой удивительной истории.

На храме раньше не было колокольни, но к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС Русская Православная Церковь Московского Патриархата приняла решение построить отдельно стоящую колокольню с семью колоколами. В день 25-й годовщины на службе, которая велась Патриархом Всея Руси Кириллом, под звон колоколов, собралась не одна тысяча верующих и сочувствующих, большое событие украсило пребывание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и Президента Украины Виктора Януковича.

Спустя два года именно эти воспоминания потревожили память мою и моего друга Павла Покутного.

Вернулись в гостиницу в четвертом часу по местному времени, а по-московскому, так в пятом. Рано утром после завтрака и общения с подъехавшими коллегами по работе в чернобыльской зоне пошли в городской парк на траурный митинг. Многие были рады моему регулярному присутствию на этих мероприятиях. Среди многих бывших коллег встретил Анатолия Гундича, Леонида Петрицкого, Леонида Гуржия, Сергея Кушниренко, которые более 25 лет работают там и другой жизни не хотят! Уже прижились. И они такие не одни.

После братского обеда, воспоминаний и долгих прощаний я вместе с другими ветеранами-чернобыльцами поехал в Киев, а затем в Москву с надеждой встретиться с дорогими сердцу людьми и ставшей родной чернобыльской землей в будущем году.

Примеч. ред. Интервью подготовлено корреспондентом журнала В.Н. Волгуниной.

31.03.2017

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста