Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Особенности и трансформация организационно-правовых форм    Совершенствование механизма передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной (муниципальной) собственности

Совершенствование механизма передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной (муниципальной) собственности

Совершенствование механизма передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной (муниципальной) собственности

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №4 год - 2005

Чернеги О.А.

В соответствии с действующим законодательством имущество религиозного назначения, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, может передаваться религиозным организациям в безвозмездное пользование или (на безвозмездной основе) в собственность.

В настоящее время механизм передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; Указами Президента РФ от 30.11.92. № 1487 (далее — ФЗ «Об объектах культурного наследия»); от 26.11.94. № 2121; от 5.05.97. № 452; Постановлением Правительства РФ от 30.06.01. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», а также распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 9 ноября 2001 № 3236-р «О делегировании полномочий Минимущества России по передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения».

Большинство религиозных организаций Русской православной церкви обладают имуществом религиозного назначения на праве безвозмездного пользования. Приобрести указанное имущество в собственность религиозные организации, как правило, не могут в силу следующих причин.

Во-первых, значительное число объектов религиозного назначения составляют исключительную собственность Российской Федерации и поэтому не могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, в том числе религиозных организаций.

К числу таких объектов относятся памятники истории и культуры федерального значения; особо ценные объекты; музейные предметы и коллекции, включенные в государственную часть Музейного фонда или в государственную часть Архивного фонда; недвижимое и относящееся к нему движимое имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями (государственными учреждениями).

Во-вторых, согласно п. 2 ст. 63 ФЗ «Об объектах культурного наследия приватизация объектов культурного наследия федерального значения приостановлена впредь до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. До сих пор такой закон не принят, и поскольку, используя аналогию закона, государственные органы применяют положение п. 2 ст. 63 ФЗ «Об объектах культурного наследия» к процессу безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций памятников истории и культуры, данный процесс фактически блокирован.

В-третьих, в соответствии п. 4 ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» порядок безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения должен определяться специальным федеральным законом. В настоящее время такой закон отсутствует. В этой связи Минэкономразвития РФ подготовило и согласовало с Минфином РФ и Минкультуры РФ концепцию проекта федерального закона «О передаче в собственность религиозных организаций находящихся в государственной или муниципальной собственности культовых зданий и сооружений». Данная концепция в силу отрицательного заключения Минюста РФ не включена в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2005 г.

Существующий порядок передачи имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование религиозных организаций также нуждается в усовершенствовании. Так, в настоящее время Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом разработан проект типового договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия. Данный проект необходимо доработать, поскольку он не в полной мере учитывает интересы религиозных организаций.

В связи с изложенным представляется целесообразным:

  1. В статью 63 ФЗ «Об объектах культурного наследия» внести дополнение, согласно которому положение п. 2 данной статьи не распространяется на безвозмездную передачу в собственность религиозных организаций находящихся в государственной (муниципальной) собственности объектов культурного наследия религиозного назначения.
  2. Пересмотреть перечень памятников истории и культуры, составляющих исключительную федеральную собственность, исключив из данного перечня, в частности, объекты, закрепленные за музеями, ГУОП и иными государственными унитарными предприятиями и учреждениями.
  3. Продолжить работу над концепцией проекта Федерального закона «О передаче в собственность религиозных организаций находящихся в государственной или муниципальной собственности культовых зданий и сооружений» с учетом следующих замечаний:
    • согласно концепции законопроект распространяет свое действие на узкий круг объектов религиозного назначения, а именно на находящиеся в безвозмездном пользовании религиозных организаций культовые здания и сооружения, построенные в целях совершения и обеспечения богослужений;
    • перечень объектов, подлежащих передаче в собственность религиозных организаций на основании данного законопроекта, следует расширить, включив в него не только культовые здания и сооружения, но также иное движимое и недвижимое имущество религиозного назначения. При этом законопроект должен охватывать не только специально построенные для осуществления богослужебной деятельности здания и сооружения, но также и то недвижимое имущество религиозного назначения, которое было построено не для богослужебных целей, однако в настоящее время используется религиозными организациями для осуществления богослужебной и иной религиозной деятельности, в том числе профессионального религиозного образования;
    • законопроект должен распространять свое действие не только на имущество, принадлежащее религиозным организациям на правах безвозмездного пользования, но также и на вновь выявленные памятники истории и культуры;
    • в концепции законопроекта следует также предусмотреть возможность передачи в собственность религиозных организаций имущества, закрепленного за государственными и муниципальными музеями и иными учреждениями и предприятиями.
  4. Доработать разработанный Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом проект типового договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия с учетом следующих замечаний:

    а) проект предусматривает неправомерные основания досрочного расторжения договора по инициативе Федерального агентства: в случае если пользователь-религиозная организация препятствует доступу представителей Федерального агентства или Минкультуры РФ к памятнику истории и культуры; в случае если сохранность монументальной живописи не может быть гарантирована при использовании памятника. Однако в силу п. 2 ст. 56 ФЗ «Об объектах культурного наследия» договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс). Вышеперечисленные основания расторжения договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия не предусмотрены п. 1 ст. 698 Гражданского кодекса, определяющим исчерпывающий перечень таких оснований;

    б) проект рассматривает в качестве одностороннего отказа религиозной организации от договора невыполнение религиозной организацией ряда договорных обязательств (например, использование памятника не в соответствии с его целевым назначением; неосуществление в двухнедельный срок государственной регистрации требований к сохранению памятника; невыполнение всех установленных договором и законом требований к использованию памятника, гарантирующих его сохранность). Данное положение проекта противоречит Гражданскому кодексу РФ. Согласно п. 2 ст. 699 Гражданского кодекса односторонний отказ пользователя от договора осуществляется добровольно путем извещения собственника о таком отказе за один месяц. Таким образом, п. 2 ст. 699 Гражданского кодекса не позволяет трактовать невыполнение пользователем своих договорных обязанностей в качестве одностороннего отказа пользователя — религиозной организации от договора;

    в) в проекте предусмотрен достаточно жесткий механизм контроля территориальных органов Федерального агентства и Минкультуры РФ за соблюдением религиозной организацией условий договора. Так, согласно проекту контрольные проверки состояния памятника должны осуществляться не чаще одного раза в полгода. Однако, ст. 39 ФЗ «Об объектах культурного наследия» устанавливает иную периодичность осмотра — 1 раз в пять лет, что совершенно не учтено в проекте договора;

    г) согласно проекту Федеральное агентство вправе делегировать контрольные функции иным «специалистам», при этом не поясняется, в какой именно области знаний должны специализироваться привлекаемые лица и из каких организаций они привлекаются.


Также по этой теме: