Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №5 год - 2005


На протяжении последних нескольких лет принимается все больше нормативных актов, направленных на защиту прав вкладчиков и инвесторов на российском рынке. Одними из самых значимых достижений в это области являются два закона: федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», который предоставляет защиту против неправомерных или недобросовестных действий профессиональных участников и эмитентов, и Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях», который защищает права вкладчиков банков.

В настоящей статье мы хотели бы остановиться на такой организации, как федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров (далее — Фонд), который был создан около 10 лет назад для защиты прав вкладчиков, статусе Фонда и тех механизмах защиты, которые он предоставляет вкладчикам и инвесторам.

Цели создания Фонда и контроль над Фондом

Фонд был образован в 1995 году для целей «обеспечения прав граждан — вкладчиков кредитных организаций и коммерческих организаций, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц, а также акционеров акционерных обществ, от противоправных посягательств и коммерческих рисков, возникающих при осуществлении банками, кредитными организациями и акционерными обществами предпринимательской деятельности»1.

Фонд был образован в форме некоммерческой организации, которая контролируется на паритетной основе государством и общественностью.

Так, учредителями Фонда со стороны государства являются: Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и Российский фонд федерального имущества. Учредителями со стороны общественности — Всероссийская ассоциация общественных объединений по защите прав вкладчиков и акционеров «Вкладчики России», Общественная организация «Ассоциация частных инвесторов» и Общественная организация Ассоциация по защите прав вкладчиков ИЧП «Властилина».

Имущество Фонда

Для осуществления своей деятельности, Фонд был наделен определенным имуществом. В соответствии с Указом № 1157 о создании Фонда и уставом Фонда2 было указано, что средства Фонда формируются за счет:

  • взносов учредителей;
  • добровольных взносов и отчислений;
  • доходов, полученных Фондом от использования средств Фонда, осуществления предпринимательской и иной деятельности;
  • иных доходов и поступлений в соответствии с Указом № 1157 и учредительными документами Фонда.

На практике источниками средств для выплаты компенсаций обманутым вкладчикам в основном являлись:

  • средства, составляющие часть доходов от приватизации федеральной собственности,
  • и доходы, полученные от использования собственных средств Фонда и управления его имуществом.

Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. № 309 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 1996 год» было дано указание об отчислении 2% доли средств от приватизации в Фонд. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» в Фонд должно было отчисляться 0,5% от полученных средств от приватизации федеральной собственности на аукционах или по конкурсу, а также от продажи акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Однако не во все года осуществлялось пополнение Фонда за счет отчислений от приватизации. В связи с этим встала необходимость увеличивать средства Фонда для расчета с вкладчиками посредством управления уже существующими денежными средствами. Поэтому в соответствии с пунктом 6 Указа № 1157 определенная часть средств, имеющихся в Фонде, была передана управляющим компаниям для инвестирования в ценные бумаги с целью увеличения компенсационной массы. В 1998 году Фонд провел конкурс по отбору профессиональных управляющих. С компаниями, выигравшими тендер, были заключены договоры по управлению средствами фондами. Доходы, полученные управляющими компаниями, увеличивали средства Фонда.

На настоящий момент денежные потоки Фонда выглядят следующим образом:

(1) Выплаты вкладчикам;

(2) Отчисления в Фонд из денежных средств, полученных при приватизации;

(3) Отбор управляющих компании и управление управляющими компаниями средствами Фонда.

Деятельность Фонда

При создании Фонда предполагалось, что основными направлениями его деятельности будут являться:

  • осуществление компенсационных выплат лицам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, за счет средств, направляемых в Фонд, а также за счет приращенного имущества Фонда;
  • формирование информационной базы данных и ведение реестра вкладчиков и акционеров, чьи права были нарушены на финансовом и фондовом рынках;
  • формирование информационной базы данных и ведение реестра юридических лиц и граждан-предпринимателей, нарушающих правовые акты, регулирующие деятельность на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации;
  • хранение, управление и участие в реализации имущества или обеспечение функций контроля за соблюдением условий хранения и реализации имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав вкладчиков и акционеров, нарушенных в результате противоправных действий на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, а также обеспечение распределения в соответствии с целями Фонда средств, полученных от реализации указанного имущества, а также иного переданного Фонду в установленном порядке имущества3.

На практике Фонд более или менее был вовлечен в первые три направления. Относительно четвертого направления — Фонд не мог заниматься этой деятельностью в связи с тем, что законодательство не наделяет Фонд в полном объеме правомочиями осуществлять свои функции, связанные с участием в процессах ликвидации и банкротства финансовых компаний, а также в работе с их имуществом. Указанную функцию Фонд реализует через представление интересов вкладчиков в комитетах кредиторов некоторых финансовых компаний.

Лица, имеющие право на компенсацию

Хотя Фонд действует на государственном уровне, имеет, казалось бы, достаточную денежную поддержку, о его деятельности практически ничего не известно. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, Фонд осуществляет компенсации вкладчикам не всех финансовых организаций.

Условиями включения компаний (организаций) в список лиц, вкладчики/инвесторы которых имеют право на получение компенсации, являются:

  • отсутствие у лица государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального частного предпринимателя и (или) отсутствие у него лицензии, если наличие такой лицензии является условием привлечения денежных средств на финансовом и фондовом рынках РФ;
  • факт причинения указанным лицом ущерба гражданам в результате нарушения требований законодательства;
  • невозможность судебной защиты (невозможность восстановления нарушенных прав)4.

В качестве доказательств отсутствия возможности судебной защиты вкладчик/инвестор должен предоставить или информацию из органов исполнительного производства, судебных органов о невозможности исполнения решений судов, ввиду отсутствия у должника денежных средств и иного имущества, или сведения о процедуре банкротства или ликвидации компании, в рамках которой в связи с недостаточностью конкурсной массы или ее отсутствием погашение кредиторской задолженности не производилось.

Таким образом, кредиторы профессиональных участников рынка ценных бумаг и банков не могут получить компенсации через Фонд.

Решение о включении компании в список лиц, кредиторы которых имеют право на получение компенсации, принимает попечительский совет Фонда по письменному представлению управляющего Фонда.

Информация о компаниях, которые могут включаться в этот список, формируется на основании сведений, представляемых в Фонд государственными, правоохранительными и судебными органами, а также инициативными группами, общественными организациями и объединениями вкладчиков и акционеров.

Во-вторых, ограничен список лиц, которые могут получить компенсацию из Фонда.

К гражданам, имеющим право на получение компенсации, относятся гражданин Российской Федерации, которому был причинен ущерб в результате противоправных действий на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, его вдова (вдовец), лица, являющиеся инвалидами детства, у которых умерли родители — граждане, имеющие право на получение компенсации, погибших в локальных военных конфликтах на территории СССР и территории других государств, в том числе в Северо-Кавказском регионе на стороне Федеральных сил, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, и т.д.

В-третьих, размер компенсации, которую может получить одно лицо, ограничен.

Выплаты гражданам, имеющим право на получение компенсаций, производятся в размере ущерба, подлежащего компенсации, но не более чем в максимальном размере, установленном попечительским советом Фонда5.

В соответствии с решениями попечительского совета выплата компенсации производится в размере вклада (вкладов) гражданина в финансовую компанию, но не более чем в размере 1 (одной) тысячи рублей.

Решением попечительского совета Фонда от 2 марта 2004 года увеличен максимальный размер компенсационных выплат вкладчикам — ветеранам Великой Отечественной войны 1941—1945 годов и вкладчикам — инвалидам Великой Отечественной войны 1941—1945 годов до пяти тысяч рублей на одного вкладчика (с учетом выплат, произведенных ранее)6.

Перспективы Фонда

На протяжении нескольких последних лет идут достаточно активные обсуждения дальнейшей работы Фонда.

С одной стороны, была высказана точка зрения, что «финансовые возможности Фонда в настоящее время позволяют произвести компенсационные выплаты всем гражданам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, а также увеличить размер этих выплат»7.

ФСФР также отметила, что к ней часто приходят обращения от граждан и общественных объединений по вопросам отсутствия компенсационных выплат нельготным категориям обманутых вкладчиков и увеличения сумм компенсационных выплат пострадавшим вкладчикам8.

С другой стороны, увеличение компенсационных выплат невозможно без регулярного субсидирования Фонда из государственных источников в связи с тем, что невозможно обязать компании, неправомерно действующие на российском рынке, делать какие-то отчисления в Фонд или страховать свою деятельность.

В случае если позиция о расширении деятельности Фонда и его компенсациях возобладает, однозначно, что Фонд станет одним из наиболее уважаемых институтов в России.

1 Указ Президента РФ от 18 ноября 1995 г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» (далее — Указ № 1157).

2 Устав федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, утвержден Общим собранием учредителей 15 апреля 1996 г.; новая редакция устава фонда, утверждена Советом учредителей (протокол № 8 от 23 июня 1998 г.). Изменения внесены собранием учредителей (протокол № 24 от 15 июня 2000 года).

3 Указ № 1157.

4 Протокол Попечительского совета от 30 октября 2003 года № 30 «Положение о компенсационных выплатах гражданам, которым причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации».

5 Протокол Попечительского совета от 30 октября 2003 года № 30 «Положение о компенсационных выплатах гражданам, которым причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации».

6 Инструкция от 25 октября 2004 г. по составлению списков граждан, имеющих право на получение компенсации, относящихся к категории ветеранов Великой Отечественной войны 1941—1945 годов и инвалидов Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

7 Об улучшении организации работы Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков (Постановление № 3225-III ГД от 30.12.02).

8 См. http://fcsm-arch.parking.ru/catalog.asp?ob_no=1828&print=1


Также по этой теме: