Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение    Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение некоммерческих организаций

Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение некоммерческих организаций

Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение некоммерческих организаций

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №6 год - 2005

Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение некоммерческих организаций

Опубликовано в номере: Некоммерческие организации в России №6 / 2005

 

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации издало приказ от 24 ноября 2004 г. № 280, содержащий разъяснение, касающиеся порядка включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов.

В целях оказания методической помощи своим территориальным органам Пенсионный фонд РФ направил в отделения и управления ПФР в федеральных округах письмо от 18.04.2005. № ЛЧ-25-26/3935 "Об оценке пенсионных прав граждан из числа священнослужителей".

Прокомментировать эти документы мы попросили юрисконсульта Московской Патриархии, к.ю.н. Чернегу К. А.

1. Какие изменения в пенсионные права священнослужителей внес приказ № 152?

В период до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года № 267-1 религиозные организации не имели прав юридического лица. В этой связи время работы (служения) в религиозных организациях или участия в религиозных обрядах до вступления в силу вышеупомянутого закона не включалось в трудовой стаж священнослужителей и иных работников религиозных организаций.

В настоящее время издан приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2004 г. № 280, согласно которому "периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года № 267-1 "О свободе вероисповеданий" засчитываются в общий трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке." 2. На какие категории граждан распространяется приказ?

Приказ распространяется на священнослужителей, которые в период до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года № 267-1 "О свободе вероисповеданий" (далее - Закон "О свободе вероисповеданий") работали в религиозных организациях (например, приходах, духовных семинариях) и (или) участвовали в совершении религиозных обрядов.

Понятие "священнослужитель" не раскрыто в нормах действующего законодательства; оно содержится во внутренних документах (установлениях) религиозных организаций. Согласно ст. 15 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ. В этой связи разъяснение понятия "священнослужитель" составляет прерогативу Московской Патриархии.

2. Какие документы необходимо представить в отделение ПФР для зачета в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года № 267-1 "О свободе вероисповеданий"?

Для зачета в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до 25 октября 1990 года в отделения ПФР по месту жительства пенсионера необходимо представить документы, подтверждающие в установленном порядке их работу в религиозных организациях и (или) участие в совершении религиозных обрядов за периоды до 25 октября 1990 г.

К таким документам относится выписка из трудовой книжки. Однако в случае отсутствия в трудовой книжке записи о работе в религиозной организации в указанный период (такие записи, как правило, не делались) необходимо представить в отделение ПФР справку, образец которой прилагается к письму ПФР от 18.04.2005. № ЛЧ-25-26/3935 (Письмо ПФР с образцом справки приведены после ответа на вопросы). Справка выдается епархиальным управлением и подписывается секретарем епархиального управления.

Кроме того, в отделение ПФР можно представить (при наличии) справку о зарплате священнослужителей в период до 25 октября 1990 г. Согласно вышеуказанному письму ПФР представленный заработок может быть принят для уточнения величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 г.

3. Допустим ли перерасчет уже начисленной некоторым священнослужителям пенсии?

Согласно письму ПФР от 18.04.2005. № ЛЧ-25-26/3935 зачет в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия их в совершении религиозных обрядов до 25 октября 1990 г. является основанием для уточнения их пенсионных прав путем перерасчета величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 г.

4. На каких нормах Закона РФ "О трудовых пенсиях" базируется приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2004 г. № 280?

Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы вспомнить об одном документе 15-летней давности. Речь идет об указании Министерства социальной защиты населения РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1-112-У. Это указание, подобно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2004 г. № 280, предусматривало, что "лицам, работающим в религиозных организациях, включая священнослужителей, время их работы включается в стаж для назначения пенсий на общих основаниях, в том числе за период до принятия Закона "О свободе вероисповеданий" (до 25.10.1990).

Однако на основании постановления Министерства труда и социального развития РФ от 20 июня 1997 г. № 32 данное указание Министерства социальной защиты населения РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1-112-У было отменено. При этом в соответствующем письме Руководителя Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 6.06.2001. было отмечено, что "периоды работы священнослужителей в религиозных организациях до 25.05.1990 не могут быть засчитаны в трудовой стаж, поскольку до указанной даты священнослужители не подпадали ни под одну из названных в ст. 89 Закона РФ от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в РФ" "категорий работников, подлежащих государственному социальному страхованию".

Таким образом, отказывая в зачете соответствующих периодов работы священнослужителей в их общий трудовой стаж, Департамент пенсионного обеспечения Минтруда России ссылался на отсутствие необходимой нормы в Законе "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Нужно иметь в виду этот печальный опыт, ведь и нынешний приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ не основан на конкретной норме Закона РФ "О трудовых пенсиях".

В этой связи РПЦ будет добиваться внесения в Закон РФ "О трудовых пенсиях" прямого указания на зачет в общий трудовой стаж священнослужителей периодов их работы в религиозных организациях и (или) участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона "О свободе вероисповеданий". Полагаю, что соответствующие изменения целесообразно внести в статью 11 Закона, предусматривающую исключительные случаи зачета в страховой стаж периодов осуществления некоторых видов деятельности, не относящихся к трудовой. тия их в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25.10.1990 № 267-1 "О свободе вероисповеданий" засчитываются в общий трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке.

Зачет в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия их в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25.10.1990 № 267-1 "О свободе вероисповеданий" (до 25.10.1990) является основанием для уточнения их пенсионных прав путем перерасчета величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002.

Расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 может быть определен как в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон от 17.12.2001), так и с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан".

Расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен в порядке, предусмотренном пунктами 2 - 5 статьи 30 Закона от 17.12.2001. При определении размера пенсии применяются статьи 7, 16 - 19 Закона Российской Федерации от 20.11.90 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Заработок, представленный гражданами из числа священнослужителей, за период до 25.10.1990 может быть принят для уточнения величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002.

Уточнение пенсионных прав священнослужителей осуществляется по нормам статьи 20 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения, но не ранее чем с даты вступления в силу названного Приказа.

Приказ Минздравсоцразвития России от 24.11.2004 № 280 был опубликован в "Российской газете" 19.01.2005 и вступил в силу с 30.01.2005. В этой связи граждане из числа священнослужителей для уточнения пенсионных прав могут обратиться с соответствующими заявлениями в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, представив документы, подтверждающие в установленном порядке их работу в религиозных организациях и (или) участие в совершении религиозных обрядов за периоды до 25.10.1990 (примерная форма справки, выдаваемой в качестве подтверждения указанных периодов, прилагается)

Также по этой теме: