Проблемы бухгалтерской отчетности негосударственных медицинских учреждений, созданных организациями с частной формой собственности, и пути их решения



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №6 год - 2006




генеральный директор
аудиторской фирмы «Учёт»,
аудитор

Все организации независимо от организационно-правовой формы в соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность представляется в налоговый орган (пп.4 п.1 ст.23 НК РФ), в орган статистики (постановление Госкомстата России от 27 сентября 1995 г. № 157), а также другим заинтересованным пользователям (например, жертвователям и грантодателям).

При отсутствии соответствующих данных согласно п.4 приказа Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» некоммерческие организации имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4) и Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
При этом некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

В качестве форм бухгалтерской отчетности организация вправе использовать как формы, утвержденные приказом Минфина России № 67н, так и самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно отчетным формам, определенных ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н).

Отчет о целевом использовании полученных средств характеризует движение средств, поступающих в распоряжение некоммерческих организаций в связи с осуществле-ние основной уставной деятельностью некоммерческого характера.

Рекомендованная Министерством финансов РФ форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» в большей мере ориентирована на деятельность общественных организаций (объединений) и других некоммерческих организаций, основанных на членстве, и не отвечает в полной мере требованию информационности отчетности созданных в форме негосударственных медицинских учреждений.

Учитывая рекомендательный характер форм отчетности, предлагаемых к составлению в составе бухгалтерской отчетности организаций, и существующее разрешение в случае, если для какихлибо существенных данных в образце формы № 6 не предусмотрены отдельные статьи, организациям самостоятельно определять необходимые расшифровки и включать в данную отчетную форму дополнительные статьи, негосударственные медицинские учреждения свободно могут разработать свою форму Отчета о целевом использовании средств, полученных из различных источников.

Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н кодировка строк форм отчетности была исключена, поэтому организации могут самостоятельно присваивать каждой строке свой код.
Но в то же время, поскольку рассматриваемая форма представляется, наряду с другими пользователями, и в Госкомстат России, который единообразно обобщает получаемую информацию, а один и тот же показатель в Форме разных организаций не может кодироваться поразному, появился совместный приказ Госкомстата России № 475 и Минфина России № 102н от 14 ноября 2003 г. «О кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики».

В данном совместном Приказе определен перечень показателей бухгалтерской отчетности, которые обобщают органы статистики по всем организациям (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений), а каждому показателю был присвоен определенный обязательный код.

Несмотря на то что совместный приказ о кодировке показателей распространяется только на формы бухгалтерской отчетности, представляемой в органы статистики, учитывая принцип нейтральности и ограничение по затратам на подготовку отчетности, распространить указанную кодировку строк на формы единой бухгалтерской отчетности, утвержденной учетной политикой негосударственного медицинского учреждения.

Рассмотрим подробнее предлагаемый вариант Отчета о целевом использовании средств в негосударственных медицинских учреждениях.

По строке 100 «Остаток средств на начало отчетного года» негосударственным медицинским учреждением отражается сумма, равная кредитовому сальдо по счету 86 «Целевое финансирование», включающее в себя остатки денежных средств, не использованных по различным причинам на покрытие расходов, связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи населению в рамках программы государственных гарантий и проведение целевых программ и мероприятий в области здравоохранения, целевое финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, средств Территориальных фондов обязательного медицинского страхования (напрямую или через аккредитованные страховые медицинские организации по ОМС), целевых поступлений от собственника этих учреждений, а также пожертвований, полученных от юридических и физических лиц.

Следует заметить, что на счете 86 «Целевое финансирование» могут учитываться только денежные средства, полученные (подлежащие к получению) на осуществление основной уставной деятельности негосударственного медицинского учреждения, направленной на общественно полезные цели.

Как правило, сумма кредитового сальдо по указанному счету возникает в случае, когда целевые программы и мероприятия в области здравоохранения рассчитаны на ряд лет или отчетных периодов и их расход производится в течение всего срока реализации программы и мероприятий.

Кроме того, это может быть сумма чистой прибыли от предпринимательской деятельности и прочих доходов, оставшаяся в распоряжении негосударственных медицинских учреждений после налогообложения и не использованная в предыдущем году в полном объеме.

Строки 210 «Вступительные взносы» и 220 «Членские взносы» в негосударственных медицинских учреждениях исключаются в связи с тем, что в них должны отражаются поступившие (подлежащие к поступлению) взносы, которые формируются главным образом в общественных объединениях, союзах и ассоциациях, а также потребительских кооперативах, т. е. в организациях, являющихся членскими.

Вмести с тем, деятельность негосударственных медицинских учреждений имеет свою индивидуальную особенность, связанную с оперативным управлением имуществом организации-собственника с частной формой собственности. Кроме того, такая форма некоммерческой организации, как учреждение, предполагает полное или частичное финансирование медицинских учреждений не только из бюджета и внебюджетных фондов, но и их собственником. Обычно такое финансирование производится посредством передачи денежных средств по смете на содержание и ведение уставной основной деятельности учреждения.

В связи с отсутствием в форме № 6 указанного вида целевых поступлений средств от собственника в течение всей деятельности негосударственных медицинских учреждений для обособленного представления такой информации при отсутствии другого свободного кода при разработке формы придется задействовать строку 200.

По строке 230 «Добровольные взносы» в негосударственных медицинских организациях представляется возможным указывать поступившие (подлежащие к поступлению) сумму целевых денежных средств из бюджета и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМСов), в том числе и через СМО на оказание бесплатной медицинской помощи населению в рамках программы государственных гарантий или проведение целевых программ и мероприятий в области здравоохранения.

Под подлежащими к поступлению (начисленными) целевыми денежными средствами понимается задолженность юридических и/или физических лиц по перечислению денежных средств медицинским учреждениям. Например, согласно бюджетной росписи, утвержденной смете, отчету об объеме оказанной бесплатной медицинской помощи, договору.

Особые замечания следует сделать по отражению данных по строке 240 «Доходы от предпринимательской деятельности организации».

Также по этой теме: