Страховые взносы в некоммерческой организации

Страховые взносы в некоммерческой организации

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №1 год - 2011

Грищенко А.В.,
канд. экон. наук,
аттестованный
аудитор

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, регулирует Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Некоммерческие организации – являются плательщиками страховых взносов. (п.1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ).

Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в некоммерческих организациях начисляют на вознаграждения, выплачиваем ые в денежной и натуральной форме:

  • по любым трудовым договорам;
  • по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;
  • по договорам о передаче авторских прав.

К выплатам и вознаграждениям, облагаемым страховыми взносами, в частности, относятся:

  • зарплата;
  • плата за выполнение работ по договору подряда;
  • плата по договору на оказание услуг;
  • надбавки и доплаты (например, за выслугу лет, стаж работы, совмещение профессий, работу в ночное время и т. д.);
  • премии и вознаграждения;
  • плата по договору авторского заказа;
  • плата по лицензионному договору за предоставление права использования произведения литературы или искусства.

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество.

Не признаются объектом обложения выплаты начисленные в пользу иностранных гражданам, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации.

База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в размере 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. страховые взносы не взимаются.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января 2011 г.) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Суммы выплат, не подлежащих налогообложению

Статья 9 Закона № 212-ФЗ устанавливает перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

Фактически данная статья повторяет положения ст. 238 Налогового кодекса РФ при установлении сумм, не подлежащих обложению ЕСН. Вместе с тем, были введены некоторые новые льготы, а часть льгот была отменена.

Глава 24 Налогового кодекса РФ содержала в себе перечень налоговых льгот для определенных категорий налогоплательщиков.

Так, в первую группу входили льготы для всех налогоплательщиков, которые производят выплаты работникам-инвалидам. От налогообложения освобождались суммы в пределах 100 000 руб. на каждого такого работника (подп. 1 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ).

Ко второй группе относились льготы для определенных категорий организаций (в частности общественные организации инвалидов, организации, уставный капитал которых полностью состоял из вкладов общественных организаций инвалидов, учреждения, созданные для достижения социальных целей). Не облагались ЕСН выплаты каждому физическому лицу в пределах 100 000 руб. (подп. 2 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ).

Теперь законодательством предусмотрен закрытый перечень выплат, освобожденных от обложения страховыми взносами. В этот перечень, в частности, входят:

  • государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ;
  • все виды компенсаций сотрудникам в пределах норм, установленных законодательством;
  • суммы единовременной материальной помощи родителям (усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении) ребенка, если такая помощь выплачена в течение первого года после рождения (усыновления), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;
  • суммы взносов на обязательное страхование сотрудников;
  • суммы платы за обучение и профессиональную подготовку (переподготовку) сотрудников и т. п.

Полный перечень выплат, которые не облагаются страховыми взносами, приведен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Налоговые ставки и порядок расчета страховых взносов

Размер тарифа для начисления взносов на обязательное страхование зависит от категории плательщика и от возраста человека, получающего дох од (для пенсионных взносов).

Тарифы страховых взносов установлены ст. 57 Закона № 212-ФЗ и ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (по взносам на обяза тельное пенсионное страхование).

В 2010 г. тарифы взносов повторяли ставки ЕСН без учета регрессивной шкалы: В ПФР – 20%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 1,1% и в ТФОМС – 2%. Суммарная ставка составит 26%. Пенсионные взносы распределялись следующим образом. Для лиц 1966 г. р. и старше все 20 % использовались на страховую часть. Для лиц 1967 г. р. и младше на страховую часть использовалось 14% и на накопительную – 6%.

Начиная с 2011 г. тарифы страховых взносов возросли и составляют: в ПФР – 26%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 2,1% и в ТФОМС – 3%. Суммарная ставка достигла 34%. Пенсионные взносы распределятся следующим образом. Для лиц 1966 г. р. И старше все 26 % идут на страховую часть. Для лиц 1967 г. р. и моложе на страховую часть идет 20% и на накопительную – 6%.

В период с 2011 по 2014 г. включительно будут действовать пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, налогоплательщиков ЕСХН, коренных малочисленных народов Севера и организаций инвалидов.

Начиная с 2015 г. все льготные тарифы отменяются.

В 2010 г. при расчете взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование нужно было учитывать, что для различных категорий организаций установлены разные тарифы страховых взносов. В частности, разные тарифы должны были использовать:

  • организации, применяющие общую систему налогообложения;
  • организации, совмещающие общую систему налогообложения и ЕНВД.

Кроме того, для некоммерческих организаций - плательщиков страховых взносов, производящих выплаты инвалидами I, II или III группы, для общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 % (пример 1), для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 % (пример 2), для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов был предусмотрен пониженный тариф страховых взносов в 2010 г. (табл. 1).

Пример 1. В некоммерческой организации «Социально-реабилитационное предприятие Всероссийского общества глухих» работает 225 человек. Из них: инвалиды I, II и III групп – 179, родители детей-инвалидов – 6.

Вид деятельности предприятия – швейное производство, цель создания – защита интересов инвалидов и их законных представителей, оказание им социальной помощи, а также обеспечение равных возможностей с другими гражданами РФ путем создания для них рабочих мест.

В соответствии со ст. 57 и ст. 58 Закона № 212-ФЗ некоммерческая организация в I квартале 2010 г. применяла пониженные тарифы страховых взносов.

В апреле 2010 г. 7 сотрудников-инвалидов были уволены, а вместо них приняты неинвалиды.

Необходимо оценить правомерность использования льготных ставок организацией в апреле 2010 г.

Решение:
Цели и задачи создания организации соответствуют требованиям Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Деятельность по производству и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, полезных ископаемых, а также товаров, указанных в Постановлении Правительства РФ от 22.11.2000 № 884 «Об утверждении перечня товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)», в отчетный период не велась.

Удельный вес численности инвалидов и их законных представителей в общей численности составляет 79,1% [(179 чел. + 6 чел. – 7 чел.) : 225 чел. × 100%].

Вывод: Поскольку полученный показатель меньше 80%, с апреля 2010 г. НКО не вправе применять льготные тарифы страховых взносов.

Пример 2. Уставный капитал регионального представительства Всероссийского общества глухих полностью состоит из вклада общественной организации инвалидов. Среднесписочная численность сотрудников за:

  • январь 2010 года составила 251, в том числе инвалидов – 132;
  • февраль – 249, в том числе инвалидов – 130;
  • март – 250, в том числе инвалидов – 130;
  • апрель – 245, в том числе инвалидов – 125 человек соответственно.

За январь–апрель предприятие начислило:

  • заработную плату – 400 000 руб. (в том числе инвалидам 212 000 руб.);
  • премии – 60 000 руб. (в том числе инвалидам 30 000 руб.);
  • пособия по временной нетрудоспособности – 15 000 руб. (в том числе инвалидам 13 500 руб.);
  • компенсации за неиспользованный отпуск – 12 000 руб. (в том числе инвалидам 7000 руб.);
  • единовременную материальную помощь сотруднику-инвалиду – 10 000 руб. Оцените правомерность использования льготных ставок организацией в январе–апреле 2010 г.

Решение:
Среднесписочная численность сотрудников за январь–апрель составляет 249 чел. [(251 чел. + 249 чел. + 250 чел. + 245 чел.) : 4 мес.].
Среднесписочная численность инвалидов за тот же период – 129 чел. [(132 чел. + 130 чел. + 130 чел. + 125 чел.) : 4 мес.].
Удельный вес среднесписочной численности инвалидов – 51,8% (129 чел. : 249 чел. × 100).
Полученный показатель больше 50%, что соответствует требованию.
Фонд оплаты труда предприятия – 497 000 руб. (400 000 руб. + 60 000 руб. + 15 000 руб. + 12 000 руб. + 10 000 руб.).
Удельный вес заработной платы инвалидов в общей сумме выплат и вознаграждений составляет 54,8% [(272 500 руб. : 497 000 руб.) × 100] и превышает 25%.

Вывод: Поскольку условия ст. 57 и 58 Закона № 212-ФЗ соблюдены, региональное представительство Всероссийского общества глухих вправе применять льготу на каждого сотрудника независимо от того, инвалид он или нет.

В течение 2011–2014 гг. для плательщиков страховых взносов, указанных выше, применяются следующие тарифы страховых взносов (табл. 2).

Пример 3. Некоммерческая организация, применяет общую систему налогообложения, рассчитывает взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование по суммарному тарифу 26 %. Также НКО производит выплаты инвалиду III группы. Руководитель организации А.В. Петров (1965 г. р.) получает зарплату в размере 55 000 руб. в месяц. Зарплата социального работника А.С. Кононова (1967 г. р.) составляет 35 000 руб. Зарплата секретаря Е.В. Михалкиной (1965 г. р.) составляет 20 000 руб. Е.В. Михалкиной присвоена инвалидность III группы, подтвержденная справкой учреждения медико-социальной экспертизы.

Расчет страховых взносов за январь и февраль 2010 г. приведен в таблице 3.

 

Ежемесячный платеж по страховым взносам в целом по некоммерческой организации составляет:

  • за январь – 26 200 руб. (18 700 руб. + 2100 руб. + 2610 руб. + 990 руб. + 1800 руб.);
  • за февраль – 26 200 руб. [(37 400 руб. + 4200 руб. + 5220 руб. + 1980 руб. + 3600 руб.) – 26 200 руб.].

Порядок уплаты, отчетный и расчетный периоды, отчетность по страховым взносам

Сумму страховых взносов, начисленную по итогам текущего месяца, нужно перечислить во внебюджетные фонды не позднее 15-го числа следующего месяца (ч. 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Ежемесячные платежи по страховым взносам нужно перечислять в течение всего календарного года (ч. 4 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Страховые взносы перечисляют отдельными платежными поручениями:

1. В Пенсионный фонд РФ (ПФР):

  • – на обязательное пенсионное страхование для финансирования страховой части трудовой пенсии;
  • – на обязательное пенсионное страхование для финансирования накопительной части трудовой пенсии;
  • – на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС);
  • – на обязательное медицинское страхование в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Такой порядок обусловлен тем, что территориальные отделения Пенсионного фонда РФ являются администраторами страховых взносов, начисленных в ФФОМС и ТФОМС, и уполномочены контролировать правильность их начисления и уплаты (ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ).

2. В Фонд социального страхования РФ (ФСС России) по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам необходимо представлять в территориальные органы ПФР ежеквартально до 1 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом. Если численность сотрудников превышала 100 чел. (с 2011 г. – 50 чел.), отчетность необходимо представлять в электронном виде с электронно-цифровой подписью.

Расчетным периодом по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование является календарный год. Он включает в себя четыре отчетных периода: I квартал, полугодие, девять месяцев и год (ст. 10 Закона № 212-ФЗ). По итогам каждого отчетного периода некоммерческая организация должна составить и сдать расчет по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н.

В Фонд социального страхования сдается:

1. Расчетная ведомость по средствам ФСС России (4-ФСС). Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 6 ноября 2009 г. № 871н;

2. Отчет по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования РФ отдельными категориями страхователей (4-ФССа). Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 октября 2009 г. № 847.

Срок сдачи отчетности в ФСС – 15-е число месяца, следующего за истекшим кварталом.

Также по этой теме: