Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Экономический анализ и аудит    Саморегулируемые организации строителей: проблемы становления с точки зрения аудиторов

Саморегулируемые организации строителей: проблемы становления с точки зрения аудиторов

Саморегулируемые организации строителей: проблемы становления с точки зрения аудиторов

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №4 год - 2010

Нечаева Л.В.,
Ведущий аудитор ЗАО «TCLConsulting»,
член Московской Аудиторской Палаты

 

На основании Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», принятого Государственной Думой Российской Федерации (далее – Закон № 315-ФЗ), в I квартале 2010 г. аудиторские организации осуществляли проверку финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих партнерств – саморегулируемых организаций за 2009 г. с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности.

При проверке мы столкнулись с проблемами, связанными с оформлением документов, формированием компенсационного фонда, привлечением штатных сотрудников и т. д. Некоторые из обозначенных проблем, по нашему мнению, связаны с неопределенностью и противоречивостью законодательной базы, и для их решения необходимо совершенствование действующего законодательства в части регулирования деятельности СРО и строительной отрасли в целом.

Согласно п.6 ст. 3 Закона № 315-ФЗ некоммерческая организация приобретает статус  саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в Государственный реестр саморегулируемых организаций.

Обращаем внимание на то, что Закон № 315-ФЗ, устанавливая обязательные требования к некоммерческим организациям для внесения их в Государственный реестр, не исключает существования и других законодательных актов, регулирующих правила получения статуса саморегулируемых организаций. Согласно п. 5 ст. 3 Закона № 315-ФЗ федеральными законами могут быть установлены иные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их саморегулируемыми организациями, а также могут быть установлены повышенные требования по сравнению с указанными в Законе № 315-ФЗ требованиями к саморегулируемым организациям. Но если в федеральных законах содержатся противоречия, то каким из них следует руководствоваться некоммерческим партнерствам, желающим приобрести статус саморегулируемой организации?

Деятельность строительных СРО регулируется не только Законом № 315-ФЗ, но и Градостроительным кодексом Российской Федерации. В указанный Кодекс законом от 22.08.2008 г. № 148-ФЗ была введена глава 6.1 «Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов капитального строительства».

Проверки показали прежде всего отсутствие в проверяемых организациях некоторых необходимых документов, оформление которых предусмотрено Законом № 315-ФЗ.

Первое заметное противоречие – несовпадение в Законе № 315-ФЗ и Градостроительном кодексе РФ требований к перечню необходимых документов, предъявляемых некоммерческими организациями в уполномоченный федеральный орган для получения ими статуса СРО. В некоторых строительных СРО были разработаны требования к выдаче свидетельства о допуске к видам работ, правила контроля в области саморегулирования и отсутствовали стандарты и правила профессиональной деятельности, при этом такие организации ссылались на то, что Градостроительный кодекс не предусматривает обязательного представления указанных документов в уполномоченный федеральный орган для включения в Государственный реестр.

Но на обязательность составления стандартов и правил предпринимательской (строительной) деятельности неоднократно указывается в Законе № 315-ФЗ: в соответствии с п. 1 ст. 2 данного Закона содержанием деятельности саморегулируемой организации является разработка и установление стандартов и правил профессиональной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Также согласно п. 3 ст. 3 Закона №315-ФЗ саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», только при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям. В этой же статье перечислены эти требования:

1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;
2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами посредством установления в отношении членов саморегулируемой организации требования страхования и посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации.

Таким образом, Закон № 315-ФЗ напрямую связывает разработку правил и стандартов предпринимательской (профессиональной) деятельности с получением статуса СРО; в п. 3 ст. 4 указывается лишь на возможность установления этими стандартами и правилами дополнительных требований к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.

Градостроительный кодекс РФ устанавливает разные требования к разным видам строительных СРО.

Согласно ст. 55.3 Градостроительного кодекса РФ допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов: основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

В соответствии со ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ для приобретения статуса саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, некоммерческому партнерству следует выполнить следующие условия:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее пятидесяти индивидуальных предпринимателей и(или) юридических лиц;
2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее 500 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов  капитального строительства, – в размере не менее 150 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации;
3) наличие документов, предусмотренных ч. 1 ст. 55.5 настоящего Кодекса.

Для приобретения статуса СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, требования остаются те же, но количество членов должно быть не менее ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц; величина компенсационного взноса увеличивается до одного миллиона рублей на одного члена, а в случае установления требования к членам о страховании гражданской ответственности – не менее 300 тыс. руб. на одного члена.

В п. 1 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ приведен перечень документов, необходимых для представления в уполномоченный государственный орган (Ростехнадзор) с целью получения статуса СРО: требования к выдаче свидетельств о допуске к работам; правила контроля в области саморегулирования; документ, отражающий систему дисциплинарного воздействия к членам СРО, нарушающим требования основных нормативных актов саморегулируемой организации.

В п. 2 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ перечислены документы, которые строительные СРО «вправе разработать и утвердить»: стандарты саморегулируемых организаций и правила саморегулирования.

Таким образом, п. 2 ст. 55.5 вступает в противоречие с положениями пп. 2 п. 3 ст. 3 Закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в которых указывается на обязательность разработки СРО стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательной для выполнения всеми членами.

Это противоречие присутствует и в других статьях Закона № 315-ФЗ и Градостроительного кодекса РФ: в п. 8 ч. 8 ст. 20 Закона № 315-ФЗ указывается, что для внесения в Государственный реестр некоммерческая организация обязана предоставить в уполномоченный федеральный орган в числе других документов копии стандартов и правил саморегулируемой организации, а в п. 2 ст. 55.2 Градостроительного кодекса РФ говорится только о представлении в государственный орган документов, предусмотренных п. 1–6 ч. 8 ст. 20 Закона № 315-ФЗ, т. е. представление копий документов, указанных в п. 8 Закона № 315-ФЗ, является как бы необязательным.

Но в п. 1 ст. 55.13 Градостроительного кодекса РФ говорится, что предметом контроля со стороны СРО за деятельностью своих членов признается не только проверка соблюдения требований к выдаче свидетельств о допуске, но и соблюдение правил и стандартов предпринимательской деятельности. Также в п. 12 ст. 55.5 перечислены требования, которые необходимо включить в Правила саморегулирования, при этом к ним отнесены и требования о страховании гражданской ответственности, что имеет значение для формирования величины компенсационного фонда.

Следовательно, Градостроительный кодекс РФ также подтверждает необходимость разработки правил и стандартов профессиональной деятельности, но не указывает на их обязательное представление в Ростехнадзор для получение статуса саморегулируемой организации.

 

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы