Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Дискуссионный клуб    Правомерно ли привлекать ЖСК и ТСЖ к уплате земельного налога за участки, занятые жилищным фондом, находящимся на балансе организаций?

Правомерно ли привлекать ЖСК и ТСЖ к уплате земельного налога за участки, занятые жилищным фондом, находящимся на балансе организаций?

Правомерно ли привлекать ЖСК и ТСЖ к уплате земельного налога за участки, занятые жилищным фондом, находящимся на балансе организаций?

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №1 год - 2007

М.А. МОТОРИН

1. Правомерно ли привлекать ЖСК и ТСЖ к уплате земельного налога за участки, занятые жилищным фондом, находящимся на балансе организаций? С какого момента возникает обязанность по уплате земельного налога с земельных учас тков, занятых многоквартирными домами? Каков порядок обложения земельным налогом земельных учас тков, занятых многоквартирными до мами, если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (неприватизированные квартиры и иные помещения)?

2. Собственником дачного зе мельного участка зарегистрировано право проживания в жилом доме, возведенном на этом земельном учас тке. Правомерно ли при исчислении земельного налога в отношении данного земельного участка приме нить налоговую ставку в пределах, не превышающих 0,3 процента, как для земельного участка, занятого жилищным фондом?

3. Какую ставку по земельному налогу следует применить в отноше нии земельных участков, находя щихся у муниципальных унитарных предприятий на праве постоянного (бессрочного) пользования, которые заняты городскими свалками?

4. Каков порядок начисления пени за неуплату земельного налога (авансовых платежей) налогопла тельщикам — физическим лицам, осуществляющим уплату налога (авансовых платежей) на основании налогового уведомления?

5. Какую ставку по земельному налогу следует применить в отно шении земельного участка, пред назначенного для промышленного производства, на котором, кроме промышленных объектов, располо жены объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфра структуры жилищно-коммунального комплекса? Также какую ставку по земельному налогу применить в отношении земельного участка, при надлежащего налогоплательщику на праве собственности и предоставлен ного для жилищного строительства, на котором, кроме объектов жилищ ного фонда, расположены иные объ екты, не относящиеся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-комму нального комплекса?

 

Письмо Министерства финансов РФ от 16 ноября 2006 г. № 03-06-02-02/138

Департамент налоговой и таможенно тарифной политики рассмотрел письмо и по поставленным в нем вопросам сооб щает следующее. 1. Разъяснения о налогообложении земельных участков, занятых многоквар тирными домами, даны в направленном Письме Минфина России от 17.05.2006 № 03-06-02-02/65, на основании которо го юридическое лицо (созданное в форме ЖСК, ТСЖ) признается налогоплатель щиком земельного налога только в отно шении доли земельного участка, прихо дящейся на долю площади помещений, принадлежащих юридическому лицу в многоквартирном доме, в общей площа ди жилых и нежилых помещений много квартирного дома. Граждане исполняют обязанность по уплате земельного налога на основании налогового уведомления. При этом налогообложение земельного участка, занятого многоквартирным домом, осуществляется с момента при своения ему кадастрового номера. В том случае, если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (непри ватизированные квартиры и иные поме щения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на эти поме щения, находящиеся в муниципальной казне, отсутствует налогоплательщик. В случае закрепления муниципальной собственности (земельного участка, доли земельного участка) под многоквартир ным домом на праве постоянного (бес срочного) пользования за юридическим лицом налогоплательщиком земельного налога должна признаваться органи зация-правообладатель на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (доли земельного участка) до государственной регистрации прекращения прав данной организации на земельный участок. 2. Согласно ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс)

налоговые ставки устанавливаются нор мативными правовыми актами предста вительных органов муниципальных обра зований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 0,3 процента, в частности, в отноше нии земельных участков: занятых жилищным фондом и объ ектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; предоставленных для личного подсоб ного хозяйства, садоводства, огородни чества или животноводства; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огородни ческих и дачных некоммерческих объеди нениях» даны понятия таких земельных участков, как садовый, огородный и дачный земельные участки, составля ющие территорию соответственно са доводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Так, садовый земельный участок — это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощ ных, бахчевых или иных сельскохозяйс твенных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации прожи вания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Огородный земельный участок — это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бах чевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и со оружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, опре деленного при зонировании территории). Дачный земельный участок — это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в це лях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации прожи вания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйс твенных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохо зяйственных культур и картофеля). Давая отдельные понятия данным земельным участкам, законодатель не отождествляет их друг с другом. В то же время считаем, что если собс твенником дачного земельного участка зарегистрировано право проживания в жилом доме, возведенном на этом зе мельном участке, то с учетом положений ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации при исчислении земельного налога в отношении этого дачного зе мельного участка может быть применена налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процен та, как для земельного участка, занятого жилищным фондом. 3. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об осно вах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организаци ей коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осу ществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструкту ры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, во доснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Принимая во внимание данное по ложение, считаем, что в отношении земельных участков, находящихся у му ниципальных унитарных предприятий на праве постоянного (бессрочного) поль зования, которые заняты городскими свалками, должна применяться налого-

вая ставка, установленная для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. 4. В отношении начисления пени за неуплату земельного налога (авансовых платежей) налогоплательщикам, осу ществляющим уплату налога (авансовых платежей) на основании налогового уве домления, отмечаем следующее. В случае, если налоговое уведомление на уплату налога (авансовых платежей) направлено налоговым органом и по лучено налогоплательщиком в сроки, установленные ст. 52 Кодекса, то есть не позднее 30 дней до наступления уста новленного нормативными правовыми актами представительных органов му ниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) срока платежа, то за неуплату налога (авансовых платежей) в установленный срок должна начисляться пеня начиная со дня, следующего за уста новленным указанными нормативными правовыми актами (законами) днем уп латы налога (авансовых платежей). В том случае, если налоговое уведом ление на уплату налога (авансовых пла тежей) направлено налогоплательщику в более поздние сроки, чем установлено ст. 52 Кодекса, в результате чего налогопла тельщик не смог исполнить обязанность по уплате налога (авансовых платежей) в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значе ния Москвы и Санкт-Петербурга), то, учитывая нормы п. 4 ст. 57, п. 3 и 6 ст. 58 Кодекса (в ред. Фе дерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ), налогоплатель щик обязан уплатить налог (авансовые платежи) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, а начисление пени должно осуществляться по истечении одного месяца со дня полу чения налогового уведомления.

5. На основании п. 1 ст. 394 Кодекса в отношении земельных участков, за нятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищ но-коммунального комплекса (за ис ключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, применяется налоговая ставка, размер которой не может превы шать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка. Если на земельном участке, предна значенном для промышленного произ водства, кроме промышленных объектов, расположены объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то в этом случае исчисление земельного налога в отношении данного земельного участка должно осуществляться с при менением двух налоговых ставок. При этом к площади земельного участка, занятой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, применяется налоговая ставка, устанав ливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента кадастровой стоимости зе мельного участка, к остальной площади этого земельного участка применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 1,5 процента его кадастровой стоимости. При этом исходным материалом для определения площади под соответству ющими объектами должна быть карта (план) земельного участка, выданная территориальным органом Роснедви жимости. Если на земельном участке, прина длежащем налогоплательщику на праве собственности и предоставленном для жилищного строительства, кроме объ ектов жилищного фонда, расположены иные объекты, не относящиеся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммуналь ного комплекса (например, магазин), то в этом случае при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента кадастровой стоимости, в отношении всего земельно го участка. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы