Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Ответы на вопросы    Ответы на вопросы в письмах Министерства финансов РФ

Ответы на вопросы в письмах Министерства финансов РФ

Ответы на вопросы в письмах Министерства финансов РФ

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №4 год - 2006

Чернега К.А.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания находящегося в его собственности имущества, то есть, в частности, расходы на налогообложение, охрану, текущий и капитальный ремонт.
В случае передачи имущества религиозного назначения в собственность религиозной организации такая религиозная организация не должна платить налог на имущество, поскольку согласно ст. 381 Налогового кодекса РФ религиозные организации освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.
Что касается обязанности страховать имущество религиозного назначения, то правила страхования такого имущества не разработаны, поэтому в настоящее время обязанности страховать здания храмов не существует.
Текущий и капитальный ремонт имущества религиозного назначения (в том числе работы по сохранению памятника — реставрация, консервация и т. д.) религиозные организации — собственники должны осуществлять за счет собственных средств. Вместе с тем, в случае включения памятника истории и культуры, находящегося в собственности религиозной организации, в реестр объектов культурного наследия, у религиозной организации­собственника памятника появится право на компенсацию произведенных ею затрат на выполнение работ по сохранению памятника. Размер компенсации должен определяться в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и входить в федеральную государственную программу сохранения и развития культуры. Порядок выплаты компенсации должен определяться Правительством Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «Об объектах культурного наследия народов РФ»). Данная норма в настоящее время не применяется, поскольку еще не создан реестр объектов культурного наследия.

Здание храма является памятником истории и культуры федерального значения. Вправе ли религиозная организация получить это здание в собственность?

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко­культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения; объекты культурного наследия регионального значения; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения.
В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020­1 памятники истории и культуры общероссийского (федерального) значения, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Однако, более поздний нормативный правовой акт­ Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (п. 1 ст. 48) предусматривает, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко­культурного значения могут находиться в частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Таким образом, храм­памятник истории и культуры федерального значения может быть передан в собственность религиозной организации.
Территориальный орган Росимущества предлагает Епархии дополнить заключенные с Епархией охранные договоры пунктом, предусматривающим возмещение Епархией затрат государственных учреждений культуры по уплате налога на имущество и земельного налога в отношении объектов, переданных в безвозмездное пользование Епархии и находящимися на балансе учреждений культуры. Соглашаться ли на данное предложение?

Нет, соглашаться не следует, поскольку такое предложение грубо нарушает права религиозных организаций.
С 1.01.06. государственные учреждения культуры стали плательщиками земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ) и налога на имущество, в том числе в отношении находящихся на их балансе памятников истории и культуры религиозного назначения (п. 7 ст. 381 НК РФ).
В большинстве случаев объекты религиозного назначения, находящиеся на балансе учреждений культуры, не используются (либо частично используются) данными учреждениями. В этой связи территориальные органы Росимущества предлагают религиозным организациям компенсировать затраты учреждений культуры по уплате налога на имущества и земельного налога в отношении соответствующих объектов.
Религиозные организации освобождены от уплаты налога на имущество, используемое ими для осуществления религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 НК РФ), а также от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены объекты религиозного или благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).
Возложение на религиозные организации обязанности компенсировать расходы учреждений культуры на уплатуданных видов налогов является, по сути, скрытой формой налогообложения религиозных организаций. Такая практика недопустима.
Согласно ст. 210 ГК РФ, п. 3 ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания (в том числе и расходы на налогобложение) принадлежащего ему объекта культурного наследия, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Заключенные с Епархией охранные договоры не предусматривают обязанность Епархии компенсировать расходы государственных учреждений культуры на налогообложение.
Согласно ст. 421, 422 ГК РФ любой, в том числе охранный, договор представляет собой добровольное соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается.
В этой связи Епархия как сторона охранного договора вправе отказаться от дополнения договора пунктом, предусматривающим возмещение Епархией затрат государственных учреждений культуры по уплате налога на имущество и земельного налога в отношении объектов, переданных в безвозмездное пользование Епархии и находящимися на балансе учреждений культуры.

Также по этой теме: