Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Ответы на вопросы    Добровольная ликвидация общественного фонда: порядок и налогообложение

Добровольная ликвидация общественного фонда: порядок и налогообложение

Добровольная ликвидация общественного фонда: порядок и налогообложение

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №2 год - 2007

(материал подготовлен редакцией по просьбе читателей журнала)

Понятие «общественный фонд» дано в статье 10 Федераль ного закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

«Общественный фонд является одним из видов некоммер ческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной регистрации общественного фон да данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации».

В пункте 1 статьи 61 Гражданского кодекса РФ (часть 1) указа но, что «ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам».

В пункте 2 этой же статьи говорится, что в числе оснований для ликвидации решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредитель ными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Конкретно же в отношении фонда говорится в пункте 2 статьи 119 ГК РФ (часть 1).

Фонд может быть ликвидирован, в частности:

  1. если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  2. если цели фонда не могут быть до стигнуты, а необходимые изменения це лей фонда не могут быть произведены.

В этом же пункте статьи 119 говорит ся, что «решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц». Однако в отно шении общественных фондов следует руководствоваться статьей 26 Феде рального закона РФ «Об общественных объединениях».

«Ликвидация общественного объеди нения осуществляется по решению съез да (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного обще ственного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона».

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объедине ния, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, пре дусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе обще ственного объединения, — на цели, оп ределяемые решением съезда (конферен ции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати. Оставшееся после удовлетворе ния требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвиди рованного в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской де ятельности», обращается в собственность Российской Федерации.

Государственная регистрация обще ственного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юриди ческих лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом».

В соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц» учредители (участники) общественного фонда обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахож дения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликви дации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в еди ный государственный реестр юридичес ких лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается госу дарственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем кото рых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Учредители (участники) обществен ного фонда уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  • а) подписанное заявителем заявле ние о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установ ленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласо ваны с соответствующими государствен ными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
  • б) ликвидационный баланс;
  • в) документ об уплате государствен ной пошлины.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осу ществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвида тор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юри дического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (лик видатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Документы, составленные в связи с ликвидацией, представляются в регист рирующий орган после завершения про цесса ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридичес кого лица.

В статье 26 Федерального закона РФ «Об общественных объединениях» говорится также, что государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

В статье 64 ГК РФ (часть 1) дается порядок удовлетворения требований кредиторов.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворя ются в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации мораль ного вреда;
  • во вторую очередь производятся рас четы по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авто рским договорам;
  • в третью очередь производятся расче ты по обязательным платежам в бюд жет и во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательс твам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязатель ствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, по лученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредито рами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательс твам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соот ветствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмот рения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликви дационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удов летворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленно го ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из иму щества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетво ренные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредито ров, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекра щается с ликвидацией организации-на логоплательщика после проведения лик видационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 49 НК РФ установ лено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидацион ной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе по лученных от реализации ее имущества.

Если денежных средств ликвидиру емой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате нало гов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных зако нодательством РФ (пункт 2 статьи 49 НК РФ). При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сбо ров при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ (пункт 3 статьи 49 НК РФ).

Суммы излишне уплаченных ликви дируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой органи зации по пеням, штрафам в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) рас пределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолжен ности ликвидируемой организации по пеням, штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Рос сийской Федерации, контроль за исчис лением и уплатой которых возложен на налоговые органы.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по испол нению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней, штра фов сумма излишне уплаченных этой организацией или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) подле жит возврату этой организации в поряд ке, установленном НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Также по этой теме: