Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Ответы на вопросы    О начислении ЕСН на суммы вознаграждения в размере 10 должностных окладов государственным служащим в связи с выходом на пенсию

О начислении ЕСН на суммы вознаграждения в размере 10 должностных окладов государственным служащим в связи с выходом на пенсию

О начислении ЕСН на суммы вознаграждения в размере 10 должностных окладов государственным служащим в связи с выходом на пенсию

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №3 год - 2007

И.В. ТРУНИН

Об исчислении ЕСН индивидуальными предпринимателями — членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих; о начислении ЕСН на суммы вознаграждения в размере 10 должностных окладов государственным служащим в связи с выходом на пенсию, а также на суммы выплат, не связанных с выполнением трудовых обязанностей работника, но установленных законодательством РФ или самим работодателем.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 2007 г. № 03-04-07-02/9

Департамент налоговой и таможенно тарифной политики рассмотрел запрос от 26.01.2007 по вопросу уплаты единого социального налога и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее. 1. Пунктом 3 ст. 237 Кодекса установ лено, что налоговая база по единому со циальному налогу налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полу ченных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от профессиональ ной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом при исчислении налоговой базы по единому социальному налогу состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями гл. 25 Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Согласно пп. 29 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с про изводством и реализацией, относятся взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей. В соответствии с Федеральным за коном от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О не состоятельности (банкротстве)» инди видуальный предприниматель может быть утвержден арбитражным судом на должность арбитражного управляюще го, если он является членом саморегу лируемой организации. В этом случае уплату взноса в компенсационный фонд следует рассматривать как обязательное условие для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего, а сумму уплаченного компенсационно го взноса следует учитывать в составе прочих расходов от профессиональной деятельности. Суммы вступительных взносов, упла ченные арбитражными управляющими с целью принятия их в члены саморегу лируемой организации, а также суммы ежеквартальных (годовых) взносов, уплачиваемых в саморегулируемую ор ганизацию, по нашему мнению, также следует рассматривать в числе обязатель ных платежей и учитывать в составе про фессиональных расходов арбитражных управляющих при исчислении единого социального налога с сумм доходов от их деятельности. 2. В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом обложения единым социаль ным налогом для налогоплательщиков — лиц, производящих выплаты физи ческим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физи ческих лиц по трудовым и гражданско правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным пред принимателям), а также по авторским договорам. Согласно п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы налогоп лательщиком, производящим выплаты в пользу физических лиц, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные вы платы. В пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса приведен перечень компенсационных выплат, ус танавливаемых законодательством Рос сийской Федерации, законодательным актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, которые не подлежат налогообложению единым социальным налогом (в пределах норм, установленных в соответствии с законо дательством). Данный перечень является исчерпывающим. Понятие «компенсации» примени тельно к трудовым отношениям, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установ лены Трудовым кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации компен сацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с испол нением ими трудовых или иных пре дусмотренных федеральным законом обязанностей. Выплата вознаграждения в размере 10 должностных окладов государственным служащим в связи с выходом на пенсию в соответствии со ст. 20 Закона Томской области от 07.12.1995 № 228 «О государс твенной службе в Томской области» не связана с возмещением затрат в связи с выполнением ими трудовых обязаннос тей. Таким образом, вознаграждения в раз мере 10 должностных окладов государс твенным служащим в связи с выходом на пенсию не являются компенсационными выплатами, перечисленными в ст. 238 Кодекса, и подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановлен ном порядке. 3. Объектом обложения единым со циальным налогом для налогоплатель щиков — лиц, производящих выплаты физическим лицам, согласно п. 1 ст. 236 Кодекса признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоп лательщиками в пользу физических лиц, в частности, по трудовым договорам. Вместе с тем отдельные выплаты, непосредственно не связанные с выпол нением текущих трудовых обязанностей работника, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношени ях, и установленные законодательством Российской Федерации (работникам донорам; работникам, исполняющим государственные или общественные обязанности; работникам, подвергшимся воздействию радиации вследствие ка тастрофы на Чернобыльской АЭС и так далее), работодатели обязаны начислять вне зависимости от наличия соответс твующего положения в трудовом дого воре. Поэтому данные выплаты не могут являться объектом обложения единым социальным налогом. В то же время ряд выплат работни кам (материальная помощь к отпуску, в связи с рождением ребенка и так далее) устанавливается самим работодателем и отражается в положениях трудового до говора. В таком случае подобные выпла ты будут являться объектом обложения единым социальным налогом с учетом п. 3 ст. 236 Кодекса. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы