О признании объектом налогообложения по налогу на имущество организаций имущества, переданного учреждению в оперативное управление



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №4 год - 2008


О признании объектом налогообложения по налогу на имущество организаций имущества, переданного учреждению в оперативное управление, с момен та принятия его к бухучету в качестве основных средств; о правомерности начисления амортизации в целях налога на прибыль по объектам основных средств, приобретенным учреждением за счет доходов от предпринима тельской деятельности, осуществленной в соответствии с учредительными документами.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21 апреля 2008 г. № 03-05-05-01/23

Директор Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
И.В. ТРУНИН

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Депар таментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности рассмотрел письмо и сообщает следующее. 1. В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

При решении вопроса о порядке учета у коммерческой организации (собственника) имущества, переданного в оперативное управление созданному данной организацией учреждению, необходимо руководствоваться Концепцией развития бухгалтерского учета в рыночной экономике, одобренной Методологическим советом по бухгалтер скому учету при Минфине России и Президентским советом Института професси ональных бухгалтеров России 29.12.1997 (далее – Концепция). Исходя из Концепции имущество, переданное в оперативное управление, призна ется в качестве актива, когда вероятно получение организацией экономических выгод в будущем от этого актива и когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности.

При принятии имущества к бухгалтерскому учету в качестве активов определен ного вида следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. В том случае, когда возникающий при передаче имущества в оперативное управление актив отвечает условиям применительно к Положению по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2002 № 126н, коммерческая организация отражает этот актив по дебету счета 58 «Финансовые вложения» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов учета имущества. Если актив, возникающий при передаче имущества в оперативное управление, не отвечает условиям применительно к ПБУ 19/02, то стоимость такого имущества списывается со счетов учета имущества в дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» по соответствующему субсчету.

В случае, когда имущество, переданное в оперативное управление, не может быть признано организацией активом в соответствии с Концепцией, стоимость такого имущества отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспон денции с кредитом соответствующих счетов учета имущества. ?

В любом случае имущество, переданное в оперативное управление, подлежит учету на забалансовых счетах организации и не является объектом налогообложения налогом на имущество организаций.

Информация об операциях по передаче имущества в оперативное управление должна раскрываться в бухгалтерской отчетности организации в случае ее сущест венности. При принятии учреждением имущества к бухгалтерскому учету в качестве активов определенного вида следует руководствоваться критериями (условиями), установ ленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. При этом стоимость закрепленного имущества, включая средства, выделенные собственником на приобретение такого имущества, отражается по кредиту счета 80, который для этих целей именуется «Фонд закрепленного имущества», в корреспон денции с дебетом соответствующих счетов учета имущества.

Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется Приказами Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», от 30.03.2001 № 26н «Об утверждений Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» и от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтер скому учету основных средств». Таким образом, движимое и недвижимое имущество, переданное учреждению в оперативное управление, признается у него объектом налогообложения для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций с момента принятия его к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.

2. Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждением признается организация, созданная собственником для осущест вления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которы ми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначе нием этого имущества. Каких-либо особенностей в отношении порядка налогообложения операций осу ществляемых с имуществом, переданным в оперативное управление, положениями гл. 25 Кодекса не установлено.

Согласно п. 1 ст. 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для из влечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Пунктом 1 ст. 257 Кодекса установлено, что под основными средствами в целях гл. 25 Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 20 000 руб. Таким образом, организация вправе учесть начисленную амортизацию в уменьше ние налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии, что она является собственником основных средств и использует их для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. Если организация передает основные средства в оперативное управление и не использует их для своей производственной деятельности, она не вправе начислять амортизацию по таким основным средствам, несмотря на то что право собственности на эти объекты сохраняется.

Учреждения также не вправе начислять амортизацию по объектам основных средств, которые закреплены за ними на праве оперативного управления, вне зави симости от того, используются ли данные основные средства для предприниматель ской деятельности. При этом если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

В этой связи, по нашему мнению, учреждение вправе начислять амортизацию по объектам основных средств, которые приобретены им за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности, осуществленной в соответствии с учреди тельными документами. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодатель ства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Также по этой теме: