Освобождены ли общественные организации от уплаты налога на имущество?



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №6 год - 2006


Региональная общественная организация содействия оздоровлению и физическому развитию населения, не осуществляющая коммерческой деятельности, получает членские и вступительные взносы от членов клуба. Следует ли данные взносы учитывать при исчислении налога на прибыль и НДС? Освобождены ли общественные организации от уплаты налога на имущество? Не обходимо ли применять ККТ при приеме членских и вступительных взносов от членов клуба?

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. № 03-03-04/4/145 Департамент налоговой и таможенно тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее. 1. Согласно п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним от носятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступ ления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной де ятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физичес ких лиц и использованные указанными получателями по назначению. Пункт 2 ст. 251 Кодекса содержит перечень доходов, относимых Кодексом к целевым поступлениям, который явля ется закрытым. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям отно сятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Феде рации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы,

паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Фе дерации, а также средства и иное имущес тво, которые получены на осуществление благотворительной деятельности. Учитывая изложенное, членские и вступительные взносы, полученные от членов клуба и использованные на со держание некоммерческой организации и ведение уставной деятельности, не под лежат обложению налогом на прибыль организаций. Что касается налога на добавленную стоимость, то сообщаем следующее. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Феде рации. Статьей 39 Кодекса установлено, что в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, резуль татов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на до бавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополне ние фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе свя занных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, вступительные и членские взносы, полученные выше названными некоммерческими органи зациями на осуществление уставной де ятельности, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в случае, если получение не связано с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг. 2. Статьей 381 гл. 30 Кодекса не пре дусмотрено освобождение общественных организаций от уплаты налога на иму щество организаций, за исключением общероссийских общественных орга низаций инвалидов, их организаций и учреждений. При этом сообщаем, что поскольку налог на имущество организаций от носится к региональным налогам (ст. 14 Кодекса), вопросы освобождения от уплаты налога на имущество организаций находятся в компетенции законодатель ных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Так, п. 2 ст. 372 Кодекса определено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации мо гут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Таким образом, при рассмотрении вопроса о льготах по налогу на имущество организаций следует руководствоваться региональным законодательством. 3. В соответствии с п. 1 ст. 2 Феде рального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» все организации и индивидуальные пред приниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке должны использовать контрольно-кас совую технику.

Таким образом, осуществление денеж ных расчетов, не связанное с продажей товаров, выполнением работ или ока занием услуг, не требует в обязательном порядке применения контрольно-кассо вой техники. Поскольку членские и вступительные взносы, вносимые членами некоммер ческой организации, не подпадают под признаки торговых операций, работ или услуг, то обязательного применения конт рольно-кассовой техники не требуется. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики.

Также по этой теме: