Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Управление финансово-хозяйственной деятельностью    Юридический адрес и фактическое местонахождение организации

Юридический адрес и фактическое местонахождение организации

Юридический адрес и фактическое местонахождение организации

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №3 год - 2006

Е.Р. Баханькова

У многих организаций, если не у большинства, юридический адрес не совпадает с фактическим не по злому умыслу, а потому, что адрес по правилам необходимо указать уже в заявлении на регистрацию организации. Ну а арендовать официально помещение на незарегистрированную фирму — задача нетривиальная. Поэтому юридические фирмы, помогающие с регистрацией, часто предоставляют клиентам и юридический адрес. До недавнего времени всех это устраивало, и фирмы прекрасно общались друг с другом и с государством по фактическому адресу. Затем государственные органы, и в первую очередь налоговую службу, данная ситуация устраивать перестала.

По действующему законодательству нет такого термина, как «юридический адрес», есть термин «место нахождения» организации.

Государственные органы (а особенно налоговая инспекция) требуют указывать юридический адрес организации по фактическому адресу. Но зачастую это неудобно тем, что при смене по каким-то причинам фактического адреса необходимо менять юридический адрес и вносить изменения в учредительные документы организации, что нередко влечет переход из одной налоговой инспекции в другую. Надо сказать, что смена налоговой — достаточно долгий процесс, который в лучшем случае влечет выверку по налогам с последующей оплатой всей задолженности перед бюджетом.

При регистрации НКО, как правило, сталкивается со множеством других, более важных, на первый взгляд, вопросов, нежели вопрос об адресе. Но в дальнейшем он становится достаточно существенным. Рассмотрим ситуацию и ее последствия более детально.

Начнем с того, что в Гражданском кодексе РФ — основном документе, регламентирующем гражданские отношения, встречается только один «адрес» — место нахождения юридического лица.

А фактический адрес? Может ли его не быть вообще?

Не иметь вообще фактического адреса организация не может — на то он и фактический. Наиболее распространенные с точки зрения проверяющих органов ситуации:

1) юридический и фактический адреса совпадают. Вы расположены там же, где зарегистрированы;
2) юридическое лицо зарегистрировано по адресу регистрации (или прописки) учредителя (или одного из учредителей) — физического или юридического лица, — но расположено по другому адресу. Тогда юридический адрес не совпадает с фактическим, но это как бы в порядке вещей.

В реальной ситуации возможны и другие варианты, поэтому рассмотрим возможные последствия несовпадения юридического и фактического адресов.

Начнем с истории.

В 2002 году были изменены правила государственной регистрации юридических лиц, в связи с чем все юридические лица должны были пройти процедуру перерегистрации. Два нововведения того периода позволяют сегодня налоговым органам привлекать к ответственности организации и должностных лиц.

Первое — с 2002 года был введен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, т.е. регистрирующий орган (в настоящее время это налоговая инспекция) при государственной регистрации юридического лица не имеет права производить юридическую экспертизу представленных документов. Но заявительный характер регистрации характеризуется не только исчерпывающим перечнем формальных оснований для отказа в государственной регистрации, но и возможностью последующего привлечения юридических лиц, предоставивших недостоверные сведения, к ответственности.

Второе — это изменение определения «местонахождения юридического лица». Ранее «местонахождение юридического лица» определялось местом его государственной регистрации (так называемым «юридическим адресом»). С 2002 года «местонахождением юридического лица» является именно то место, где осуществляет свою деятельность постоянно действующий исполнительный орган организации (например, генеральный директор). В учредительных документах «местонахождение юридического лица» должно быть указано обязательно.

Посмотрим, как этот вопрос отражен в нормативных документах.

По Гражданскому кодексу РФ место нахождения (т. е. юридический адрес) определяется местом его государственной регистрации. Учредительными документами может быть установлено, что местом нахождения организации является место постоянного нахождения его органов управления ( например, руководителя) или основное место его деятельности (фактический адрес, совпадающий с юридическим).

На основании п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица должно быть определено место его нахождения.

В учредительных документах указывается только одно место его нахождения. Юридическое лицо может иметь на праве собственности, ином вещном праве или на основании договоров множество нежилых помещений, в которых располагаются его структурные подразделения, но в качестве места нахождения им указывается только один адрес.

Изменение места нахождения юридического лица осуществляется на основании решения уполномоченного органа юридического лица в соответствии с законом о соответствующем виде юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуаль-
ных предпринимателей (далее – Закон № 129-ФЗ)» определяет условия регистрации новой организации по определенному адресу: исполнительный орган должен быть действующим постоянно и находиться по адресу, указанному в заявлении о регистрации. В этом законе также нет определения юридического адреса. В нем дано понятие «Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом».

Закон № 129-ФЗ (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.)

Статья 5. Содержание государственных реестров

В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: … в) Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Для некоммерческих организаций также при регистрации необходимо указывать адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа. После внесения изменений в закон « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» соответствующие изменения были внесены также и в основной для НКО Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации

2. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

3. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.

Статья 13.1. Государственная регистрация некоммерческих организаций

Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующегооргана некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.

Аналогичные изменения внесены и в закон « Об общественных объединениях».

Федеральный закон от 10 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. закона от 02.02.2006 №19-ФЗ)

Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации общественных объединений.

Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением.

Иными словами, в четырех основных нормативных документах, касающихся к НКО, не определены понятия «юридический» или «фактический адрес».

Юридический адрес — это исторически сложившееся понятие делового оборота, твердо укрепившееся в сознании и определяющее, в какой территориальной налоговой инспекции юридическое лицо стоит на учете.

Фактический адрес появился благодаря «творческой» инициативе чиновников налогового ведомства в борьбе со сложившейся практикой несовпадения юридических адресов, купленных для прохождения процедуры государственной регистрации, с реальным местом нахождения юридического лица.

По сути, юридический адрес является не чем иным, как адресом места нахождения некоммерческой организации, указанным в учредительных документах.

При несовпадении юридического и фактического адресов у организации возникают определенные проблемы: государственные органы никогда не разбираются, какой адрес является фактическим а какой юридическим, и всю корреспонденцию в адрес организации присылают на юридический адрес. Таким образом корреспонденция, приходящая на юридический адрес организации, может просто затеряться. Это чревато крайне нежелательными последствиями, например, организация узнаёт о том, что в 10-дневный срок необходимо предоставить какие-либо документы в ИФНС или во внебюджетные фонды, только после того, как на организацию уже выписан штраф за несвоевременное предоставление документов или приостановлены операции по счетам в банках за отказ от предоставления информации о перечисленных платежах.

Федеральная налоговая служба неоднократно указывала, что юридический и фактический адреса (т.е. место нахождения организации, указанное при регистрации, и адрес ее фактического офиса должны совпадать). В своих письмах ФНС ссылается в частности на Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.01.2000 г. № 50, в котором освещается вопрос о внесении изменений в учредительные документы в связи с изменением федеральных законов. В нем говорится, что суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может предложить организации принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом. Важно отметить, что данное письмо носит рекомендательный характер.

В то же время закон о государственной регистрации юридических лиц определяет местонахождение организации как местонахождение постоянно действующего исполнительного органа, что во многих случаях не совпадает с юридическим адресом организации.

У организации может быть почтовый адрес для связи, а фактический адрес на практике довольно часто меняется.

Важно отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона № 129-ФЗ несовпадение юридического адреса и фактического местонахождения общества может рассматриваться как представление недостоверных сведений или несвоевременное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц. В этом случае на руководителя в соответствии со ст. 14.25 Кодекса об административных правонарушениях может быть наложен административный штраф в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификация на срок до трех лет.

Самая простая рекомендация — внести изменения в учредительные документы общества в связи с изменением места нахождения общества по адресу аренды.

К сожалению, в реальной жизни это не всегда возможно.

Зарегистрироваться по месту фактического пребывания вновь создаваемой организации практически нереально. Дело в том, что организации, которые только начинают работать, снимают офисы в зданиях НИИ, вузов и прочих бюджетных учреждений, которые часто не имеют права сдавать площади в аренду. Многие некоммерческие организации арендуют помещения на льготной основе у государства. Получить при этом юридически грамотно оформленные документы, которые необходимы для перерегистрации адреса, не всегда возможно, так как в договорах об аренде, например, муниципального имущества, часто вводится запрет на предоставление адреса аренду в качестве юридического.

Часто арендодатели используют нелегальные схемы — к примеру, часть арендной платы принимается наличными без всяких документов. Арендодатели в этой ситуации просто не разрешат организации регистрироваться по месту пребывания.

Впрочем, и для уже существующих организаций перерегистрация доставит массу хлопот. Нужно собрать большое количество документов, внести в них изменения, сняться с учета в прежней налоговой инспекции, встать на учет в новую.

Если принять во внимание, что многие организации меняют офис раз в два-три года, данное правило превратит их жизнь в нескончаемый процесс перерегистрации.

Данная статья сокращена

Также по этой теме: