Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Управление финансово-хозяйственной деятельностью    Микрофинансовая деятельность некоммерческих организаций

Микрофинансовая деятельность некоммерческих организаций

Микрофинансовая деятельность некоммерческих организаций

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №5 год - 2010

Андронова А.К.,
доцент Финансовой академии при Правительстве РФ

Институты микрофинансов возникли за рубежом с начала 80-х годов прошлого века и получили такое развитие, что этот процесс сейчас называют «революция микрофинансов». Микрофинансирование стало значимым фактором преобразования современной финансовой инфраструктуры во многих странах мира.

Термином «микрофинансирование» принято обозначать практику выдачи мелких и мельчайших ссуд: представителям беднейших слоев населения (poorest people) с доходами менее 1 долл. США в день; лицам, занимающимся мелким кустарным промыслом; начинающим предпринимателям (marginally poors), нуждающимся в стартовом капитале, и т.д. В понятие микрофинансов включаются также и некоторые другие виды финансово-банковских услуг, например прием мелких сбережений, страхование жизни (1).

Изучение процессов в сфере микрофинансов представляет значительные трудности из-за разнообразия видов микрофинансовых организаций (МФО), различия операционных схем микрофинансирования, отсутствия надежной информационной базы и единых методов анализа эффективности программ.

Полезную роль в исследовании этих вопросов играет исследовательская организация Microfinance Information Exchange (MIX), спонсируемая рядом международных банков и фондов помощи малоимущим. Она изучает основные тенденции в области микрофинансирования, собирает статистические данные по группе наиболее крупных МФО (около 1000 организаций), публикует аналитические обзоры по МФО в различных странах и географических зонах (Азия, Восточная Европа, Латинская Америка и т.д.). Ею издается журнал MicroBanking Bulletin  (http://www.mixmbb.org), в котором публикуются статьи по текущим вопросам микрофинансирования(2).

По имеющимся очень приблизительным экспертным оценкам, сегодня в мире функционирует несколько тысяч МФО. MIX предполагает, что их насчитывается от 1000 до 2500, однако есть основания полагать, что в действительности их количество в несколько раз больше. Только в России, по данным того же MIX (на основе статистики ЕБРР и Российского микрофинансового центра), в настоящее время насчитывается свыше 1800 активно действующих МФО (в основном кредитных кооперативов и государственных фондов поддержки малого предпринимательства).

Пионером микрокредитования считается «Грамин-Банк». История «Грамин Банка» началась в 1976 г., когда молодой профессор Мохаммед Юнус вернулся на родину в Бангладеш после учебы и работы в США. Он занял должность профессора в Университете Читагонг (г. Дакка) и был назначен руководителем проекта по экономическому развитию сельских районов. Им был предложен план по предоставлению сельским жителям кредитов по низким ставкам.


(1)Усоскин В.М. Микрофинансы за рубежом: цели, методы, институты // Банковское кредитование. – 2010. – № 3.
(2) См. аналитический отчет MIX и CGAP «Анализ микрофинансирования в Восточной Европе и Центральной Азии. 2008 г.». С. 33 [Электронный ресурс]. URL: http://www.themix.org/sites/default/fles/2008%20Eastern%20Europe%20Central%20Asia%20Microfinance%20A..."


Усилия профессора М. Юнуса по развитию и пропаганде идей микрофинансирования получили международное признание. В 2006 г. ему и руководимому им «Грамин-Банку» была присуждена Нобелевская премия мира «За усилия по стимулированию экономического и социального развития, идущие снизу».

Согласно оценке Microfinance Information Exchange, в 2007 г. институты микрофинансирования, действующие в различных регионах мира, обслужили 67,6 млн клиентов и предоставили кредитов на сумму 35 млрд долл. США. Размещенные в них депозиты составили 15 млрд долл. США.

Наибольшее распространение операции микрофинансирования получили в странах с  преобладанием сельскохозяйственного производства, где жители сосредоточены в деревенских общинах. Среди 100 ведущих организаций микрофинансов, ранжированных MIX по ряду параметров (уровень издержек, численность клиентов, регулярная публикация отчетности и т.д.), первые места занимают учреждения микрофинансов в странах Средней и Южной Азии, Среднего Востока и Северной Африки. Лидирует Индия – семь МФО этой страны находятся в верхней части списка. За ней следуют Камбоджа, Колумбия, Эквадор, Марокко, Босния и Герцеговина. Среди успешных институтов микрофинансирования первые места занимают банки(1).

Одним из важных условий устойчивого развития МФО является достижение ими финансовой самостоятельности, способности покрыть затраты за счет доходов, получаемых от своей деятельности, без использования внешних источников финансирования в виде донорских средств и субсидий.

Данные опросов, проведенных в различных странах, показывают, что большинство современных институтов микрофинансирования еще не достигли состояния финансовой самоокупаемости(2). Тем не менее МФО демонстрируют большую эффективность, чем государственные программы аналогичной направленности.

В нашей стране микрофинансирование имеет давнюю историю. Вспомним кассы взаимопомощи, создаваемые при первичных организациях профессиональных союзов и успешно выполнявшие свои функции в доперестроечный период. Предоставлением небольших по величине кредитов занимаются и банки, и некоторые иные организации, в том числе относящиеся к некоммерческой сфере.

В России в июле 2002 г. был создан Российский микрофинансовый центр (РМЦ) – как ответ на сформировавшуюся потребность в организации, которая представляла бы интересы всего микрофинансового сообщества.

Сегодня на рынке фактически действует около 500 МФО различных организационноправовых форм(3).

Первоначально государственную поддержку получило микрофинансирование малого и среднего бизнеса. Приказом Минэкономразвития России от 30 января 2009 г.


(1)2008 MIX Global 100 Composite Rankings of Microfinance Institutions // The Microfinance Information Exchange. December 2008. P. 1 – 4.
(2) Согласно исследованию, проведенному журналом MicroBanking Bulletin в 2003 г., из 124 МФО, объявивших о полной финансовой самостоятельности, половина (58) не отвечала необходимым требованиям. А последующий анализ этих же данных, проведенный другими авторами, показал, что все 124 учреждения в той или иной степени использовали внешнее финансирование (De Aghion B.A., Morduch J. The Economics of Microfinance. Cambridge: MIT Press, 2005. P. 232).
(3) Шилимина Н.В. Микрофинансирование // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – 2010. – № 15.


№ 31 в рамках реализации иных мероприятий субъектов РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства утвержден антикризисный пакет мер, предполагающий в том числе выделение субсидий на гарантийные фонды (фонды поручительств). В рамках антикризисного пакета были выделены и субсидии на развитие микрофинансирования. Помимо названных субсидий антикризисный пакет включает мероприятия по субсидированию процентных ставок по кредитам(1).

Следующий по значительности шаг со стороны государства, направленный на развитие микрофинансирования в России, состоял в принятии Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации». Он регламентировал деятельность кредитных кооперативов, следовательно, действовал в очень ограниченной сфере.

Однако более полновесно законодательная база сформировалась только сейчас, с появлением Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон № 151-ФЗ).

Согласно этому закону лимит микрозаймов составляет 1 000 000 руб., включая все проценты за пользование суммой займа на период его предоставления.

Рассмотрим законодательное обеспечение процесса микрофинансирования в некоммерческой сфере.

Микрофинансирование могут производить такие некоммерческие организации, как фонд, автономная некоммерческая организация, частное учреждение, некоммерческое партнерство.

Жилищные накопительные кооперативы и другие НКО также вправе осуществлять  микрофинансирование, но в соответствии с законодательством РФ, регулирующим деятельность таких юридических лиц.

Ограничение в 1 000 000 руб. распространяется на все обязательства заемщика перед финансовой организацией по всем заключенным им с микрофинансовой организацией договорам микрозайма (п. 8 ст. 12 Закона № 151-ФЗ).

Микрофинансовая организация не вправе:

1) привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:

а) являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микро-финансовой организации;

б) предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме одного миллиона пятисот тысяч рублей или более по одному договору займа с одним займодавцем;

2) выступать поручителем по обязательствам своих учредителей (членов, участников, акционеров), а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами;

3) без предварительного решения высшего органа управления микрофинансовой организации об одобрении соответствующих сделок совершать сделки, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности микрофинансовой организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на десять и более процентов балансовой стоимости активов микрофинансовой организации, определенной по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности микрофинансовой организации за последний отчетный период.


(1)Дурново Д.В. На заметку малым и средним «субъектам» // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2010. – № 4.


Сделка микрофинансовой организации, совершенная с нарушением данного требования, может быть признана недействительной по иску микрофинансовой организации или по иску не менее трети состава ее учредителей (членов, участников, акционеров);

4) выдавать займы в иностранной валюте;

5) в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров;

6) применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему микрофинансовой организации сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;

7) осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

8) выдавать заемщику микрозаем (микрозаймы), если сумма обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией по договорам микрозаймов в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит один миллион рублей (ст. 12 Закона № 151-ФЗ).

Микрофинансовую деятельность НКО вправе осуществлять при соблюдении совокупности следующих условий:

  • сведения об организации должны быть включены в государственный реестр микрофинансовых организаций;
  • организация должна разработать правила предоставления микрозаймов, утвердить их и разместить в сети Интернет или ином месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица;
  • организация должна хранить тайны операций своих заемщиков;
  • сведения о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления микрофинансовой организации, должны быть доступны неограниченному кругу лиц;
  • организация должна соблюдать нормативы достаточности собственных средств.

Учредительные документы некоммерческих организаций должны содержать положение о том, что микрофинансовая деятельность является одним из видов деятельности, осуществляемым ею, а также сведения о том, что доходы, полученные от микрофинансовой деятельности, должны направляться НКО на осуществление этой деятельности и ее обеспечение, в том числе на погашение полученных микрофинансовой организацией кредитов и (или) займов и процентов по ним, на иные социальные цели либо благотворительные, культурные, образовательные или научные цели.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 151-ФЗ НКО приобретает права и обязанности,  предусмотренные данным законом, со дня получения ею статуса микрофинансовой организации (внесение сведений о ней в реестр). Исключение организации из реестра происходит в следующих случаях:

  1. добровольно путем подачи соответствующего заявления микрофинансовой организацией с приложением свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в реестр;
  2. принудительно путем вынесения решения уполномоченного органа в случае неоднократного в течение календарного года нарушения Закона № 151-ФЗ и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов;
  3. ввиду ликвидации микрофинансовой организации как юридического лица (ч. 1 ст. 7 Закона № 151-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 7 Закона № 151-ФЗ при исключении сведений о юридическом лице из реестра добровольно или принудительно все ранее заключенные таким юридическим лицом договоры микрозайма сохраняют силу, что отличает такие организации, например, от банков, при отзыве лицензий у которых срок исполнения обязательств считается наступившим с момента отзыва лицензии.

Основным документом микрофинансовой организации, закрепляющим порядок и условия выдачи микрозаймов, являются Правила предоставления микрозаймов. Данные Правила утверждаются органом управления микрофинансовой организации и в обязательном порядке должны содержать следующие сведения:

  1. порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения;
  2. порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей;
  3. иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.

Договором микрозайма может быть предусмотрена возможность предоставления  микрофинансовой организацией целевого микрозайма. В этом случае заемщик обязан предоставить микрофинансовой организации возможность контроля за целевым использованием микрозайма.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона № 151-ФЗ правилами предоставления микрозаймов не могут устанавливаться условия, определяющие права и обязанности сторон по договору микрозайма, в отличие, например, от депозитарного договора, неотъемлемой частью которого являются условия осуществления депозитарной деятельности.

Статьей 12 Закона № 151-ФЗ установлены ограничения деятельности микрофинансовой организации. Среди наиболее значимых следует отметить невозможность для микрофинансовой организации:

  • в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров (п. 5 ст. 12 Закона № 151-ФЗ);
  • применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат (п. 6 ст. 12 Закона № 151-ФЗ).

Статья 29 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» также содержит положения о невозможности для кредитной организации в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров. Однако названная статья предусматривает, что изменение данных условий в отношении клиентов – физических лиц допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом, а в отношении клиентов – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – дополнительно и в случаях, предусмотренных договором. Таким образом, исходя из п. 5 ст. 12 Закона № 151-ФЗ право микрофинансовой организации на одностороннее изменение процентных ставок, размера комиссии, срока договора микрозайма не может быть предусмотрено договором.

Запрет же на применение к заемщику штрафных санкций за досрочный возврат микрозайма распространяется лишь на заемщиков, являющихся физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и при условии письменного уведомления последними о намерении досрочно возвратить заем не менее чем за десять календарных дней до такого возврата. Таким образом, по отношению к юридическим лицам данное ограничение деятельности микрофинансовой организации неприменимо.

Микрофинансовая организация вправе страховать возникающие в ее деятельности риски, в том числе риск ответственности за нарушение договора, может формировать целевые фонды.

Государственное регулирование деятельности микрофинансовых организаций осуществляется уполномоченным органом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность микрофинансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Важным вопросом является контроль за микрофинансовой деятельностью. Он включает:

  • обязанность представления микрофинансовой организацией ежеквартальных отчетов о микрофинансовой деятельности (ст. 15 Закона № 151-ФЗ);
  • контроль со стороны уполномоченного органа за привлечением денежных средств физических и юридических лиц в виде займов (п. 5 ч. 4 ст. 14 Закона № 151-ФЗ);
  • контроль со стороны уполномоченного органа за соблюдением микрофинансовой организацией экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности;
  • право микрофинансовой организации предоставлять информацию в отношении своих заемщиков в бюро кредитных историй (ст. 16 Закона № 151-ФЗ).

Закон № 151-ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального  опубликования. Рассматриваемый Закон опубликован 5 июля 2010 г. в «Собрании  законодательства РФ», 7 июля 2010 г. в «Российской газете».


Также по этой теме: