Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Налогообложение    Отобьемся! (Налоговая ответственность)

Отобьемся! (Налоговая ответственность)

Отобьемся! (Налоговая ответственность)

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №1 год - 2007

Лукаш Ю.А

Аргументация против штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения при отсутствии регистров налогового учета

Организация может быть привлечена к ответственности на основании статьи 120 НК РФ, если ею допущено грубое нарушение правил учета доходов и расходов или объектов налогообложения. В этом случае штраф составит 5 000 тыс. руб. А если правила учета нарушались в течение как минимум двух налоговых периодов и из-за нарушения была занижена налоговая база - размер санкций составит 10 процентов от суммы недоимки, но не меньше 15 000 тыс. руб.

Основным аргументом, который дает возможность при отсутствии регистров налогового учета защититься от штрафа, предусмотренного в статье 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является то, что грубым нарушением, согласно пункту 3 статьи 120 НК РФ считается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетовфактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Как видим, о регистрах налогового учета в статье нет упоминания. Следовательно, штрафовать за их отсутствие по статье 120 НК РФ у налогового органа права нет.

Избежать штрафа можно на основе допущенных налоговыми чиновниками ошибок и нарушений

Налоговики практикуют штрафы по итогам камеральных проверок. Как правило, в этом случае они предъявляют фирмам только требования об уплате штрафа, но ни акт проверки, ни решение о штрафе не оформляют, объясняя это тем, что поскольку в НК РФ процедура привлечения к ответственности по итогам камеральной проверки не закреплена, то составлять акт и решение они не обязаны.

Действительно, в статье 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ ни акт, ни решение не упоминаются. Однако в статье 32 НК РФ сказано, что налоговый орган обязан "направлять налогоплательщику... копии акта налоговой проверки и решения налогового органа". Важно отметить, что в статье 32 НК РФ не уточняется, о какой проверке идет речь: о камеральной или выездной. Но в статье 87 НК РФ под словом "налоговая проверка" подразумеваются они обе. Это означает, что процедура привлечения к штрафу по любой из этих проверок одинакова.

Иными словами, если предъявлены санкции без акта и решения, штраф платить не надо. Тогда налоговики будут вынуждены обратиться в суд, а судьи в таких случаях, как правило, поддерживают налогоплательщиков, указывая, что налоговики нарушили процедуру привлечения к ответственности. Дело в том, что порядок взыскания штрафа предусматривает для фирмы возможность представить письменные возражения или пояснения по вмененному наказанию (статья 101 НК РФ). Соответственно сделать она это может, если у нее на руках есть документ, в котором указана суть нарушений. Таким документом и должен быть акт и если его нет, то, следовательно, налоговики лишили налогоплательщика права ознакомиться с выявленными ошибками и тем самым исключили возможность фирмы высказать свое мнение на этот счет, что, разумеется, недопустимо, поскольку является прямым нарушением норм НК РФ.

В рамках рассматриваемого круга вопросов не менее важным для налогоплательщика является также . решение о привлечении к налоговой ответственности, оформить которое налоговые чиновники должны, но вправе только после того, как они рассмотрят возражения налогоплательщика по акту (в случае их представления, конечно). Если налоговиками указанное решение не оформлено, то это обстоятельство также является нарушением норм НК РФ, тогда как согласно пункту 1 статьи 108 НК РФ и никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые установлены названным кодексом" - т.е., предъявлять штраф только на основании требования инспекторы не вправе.

Если налоговики составили и акт и решение, то и в таком случае нередко удается избежать штрафных санкций. Дело в том, что в акте налоговики должны подробно описать суть выявленных ими нарушений, указать документы, подтверждающие их и привести ссылки на "штрафные" статьи НК РФ, а в решении вынести уже окончательный вердикт с указанием обстоятельств нарушения, первичных документов, его подтверждающих, изложить в нем доводы, высказанные налогоплательщиком в свою защиту, изложить результаты проверки доводов налогоплательщика, привести ссылки на статью о правонарушении и указать сумму штрафа (статья 101 НК РФ). Часто ничего этого налоговые чиновники не делают. Получив такой документ, можно смело не платить штраф и ждать суда, поскольку судьи признают такие акт и решение ничтожными, так как они составлены с нарушением статьи 101 НК РФ.

Акцентируем внимание на том обстоятельстве, что оформлять документы по правилам статьи 101 НК РФ налоговики обязаны как при выездной проверке, так и при камеральной проверке. Иными словами, оштрафовать по неверно составленным акту и решению у налогового органа в обоих случаях шансов нет.
Одновременно напомним, что выносить решение по результатам рассмотрения материалов проверки начальник налогового органа должен в присутствии налогоплательщика (руководителя фирмы) в том случае, если он представил письменные возражения или объяснения по акту (пункт 1 статьи 101 НК РФ). О точном месте и времени, где акт будут рассматривать и выносить решение, налоговики должны сообщить в письменной форме. Если же они не удосужились это сделать, платить штрафы не придется, поскольку решение, вынесенное без присутствия налогоплательщика, суд признает недействительным.

Если же и акт и решение после выездной проверки налоговики составили качественно, то и в этом случае раньше времени огорчаться не надо - прежде всего необходимо выяснить, какие налоги они были вправе проверять и по каким налогам они предъявили недоимку, штрафы, пени. В решении о проведении выездной налоговой проверки обязательно должно быть указано, какие налоги и за какой налоговый период будут проверены. Т.е., если выяснится, что налоговики были вправе проверять, например, НДС, а вынесли санкции по налогу на прибыль - платить штрафы, недоимки и пени налогоплательщику не придется, поскольку превышать свои полномочия и проверять налоги, не указанные в решении, налоговые чиновники не имеют права.

Санкция может быть неправомерной при наличии ошибки в налоговой декларации

Нередко бывает, что налоги исчислены правильно, но декларация заполнена с нарушением инструкции по ее заполнению. Налоговики в таких случаях, как правило, сразу же пытаются применить к налогоплательщику штрафные санкции. Однако налоговым законодательством не предусмотрены санкции за такие ошибки. Согласно статье 88 НК РФ "если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок." (извлечение). В указанной статье о санкциях речи не идет - в ней говорится о требование об уплате соответствующей суммы налога и пени, но к санкциям это отношения не имеет, поскольку ни доначисление налога, ни пени санкциями не являются.

Кстати, если декларация сдана с ошибками, это ни в коем случае не говорит о том, что отчет не сдан. Высший Арбитражный Суд РФ пришел к выводу, что фирму нельзя привлечь к ответственности за непредставление декларации (статья 119 НК РФ), если в той, по которой она отчиталась, нет каких­то данных для расчета налога. К слову сказать, экспортерам. не надо бояться штрафов по статье 119 НК РФ за вовремя не сданную отдельную "нулевую" декларацию по НДС, поскольку НК РФ не предусмотрел срока представления такой декларации.

Если налоговый чиновник, увидев в декларации неточность, не исполнил возложенную на него обязанность по извещению об этом налогоплательщика, то тем самым он нарушил права последнего .

В качестве основания для штрафа налоговики применяют статью 122 НК РФ. Однако ее применение возможно, если в результате допущенных налогоплательщиком ошибок пострадал бюджет, а сам размер штрафа определяют в процентах от неуплаченных сумм налога. Однако в рассматриваемом случае имеет место только нарушение порядка заполнения декларации, но не факт неуплаты налога - тем более, что и сумма налога рассчитана правильно. Следовательно, штрафовать за ошибку в декларации по статье 122 НК РФ нельзя - отсутствует занижение налогооблагаемой базы, как событие налогового правонарушения.

Если в результате "арифметики" в декларации по НДС сумма к уплате будет нулевой - "ноль", то в результате арифметической ошибки у налогоплательщика может измениться лишь сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета и данное обстоятельство указывает на отсутствие факта неуплаты налога, а отсутствие факта неуплаты налога, в свою очередь, указывает на необоснованность принятого налоговым органом решения. Иными словами, ошибка есть, а оснований для штрафа нет. Такое возможно, например, если в декларации по НДС к начислению отражена сумма налога в размере, меньшем суммы налога к зачету, но часть суммы, причитающейся к зачету, не подтверждена счетами­фактурами. Указанная "ошибка" не повлекла занижение налога - его к уплате вообще не было.

Также по этой теме: