Минфин за свои разъяснения не отвечает? Ответят налогоплательщики…




Теперь письма Минфина могут стать попросту бесполезными… В прямом смысле.
Все дело в том, что Минфин, вопреки позиции Высшего Арбитражного Суда, заявил: абсолютно все письма не являются нормативными актами и таковыми не могут быть признаны, потому…что такого не может быть никогда…
Примерно так выглядит «отписка» финансистов, нашедшая свое отражение в виде недавно обнародованного августовского письма №03-02-07/2-138.
Напомним, и ВАС РФ, и даже Конституционный Суд, указывали на возможность признания нормативными правовыми актами отдельных писем, отвечающих отдельным признакам. И их можно было оспорить, если они затрагивали интересы конкретной компании. Указывали судьи и на то, что такие письма являются основанием освобождения воспользовавшихся их рекомендациями налогоплательщиков. Напомним, что в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, а также об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате выполнения налогоплательщиком указанных письменных разъяснений.
Теперь, вроде как и норму соответствующую «спасительную» Налогового кодекса никто не отменял, но вот пользоваться ею стало как-то сложнее.
Поясним. Минфин просто фактически приравнял свои разъяснения к разъяснениям, скажем, налоговых консультантов или авторов различных статей. То есть, они утратили свою спасительную силу.
Действительно, Минфин указал на свои полномочия по разъяснению законодательства, но оговорился, что поскольку издавать нормативные правовые акты в виде писем и телеграмм нельзя. То есть, содержащиеся в письмах Минфина России положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков, а арбитражные суды также не связаны положениями указанных писем.
Апеллировали финансисты также и к тому, что предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минфином ответа. Кроме того, подготовленные по обращениям налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), как правило, адресованы конкретным заявителям, поэтому распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи другими налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) может осуществляться лишь под их собственную ответственность, считают в Минфине.
В то же время, эксперты с этим категорически не соглашаются: если компания руководствовалось таким разъяснением, а представленная в нем информация была достоверна, то это может быть учтено при определении меры ответственности компании, или даже освободить ее от ответственности.
Минфин пошел дальше, и указал на то, что такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер.
Получается, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет за собой применение норм пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации (о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) .
Посокрушавшись над тем, что Налоговым кодексом введена прямая обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями, Минфин подчеркнул, что налоговики должны будут применять такие письма только в случае, если они специально были доведены до сведения ФНС, то есть, направляемые в рамках «координации и контроля». Но и разъяснения, направляемые Минфином России ФНС России, также не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов, считают в Минфине.
Получается, что Минфиновские письма должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области. Только, нужны ли тогда вообще такие документы, если они ни на что не влияют?

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста