Доходы ТСЖ на общей системе налогообложения




Осипов Э. К.,
эксперт БГ

В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества.

В соответствии с подп. 29 п. 3 ст. 149 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) с 1 января 2010 г. от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых ТСЖ, при условии приобретения коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Согласно подп. 30 п. 3 ст. 149 Кодекса с 1 января 2010 г. от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) ТСЖ, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается предоставление коммунальных услуг ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Также от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 251 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются следующие доходы:

  • в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого  финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) –  источником целевого финансирования или федеральными законами:

  • в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
  • в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (п. 1 ст. 251 НК РФ).

Следует отметить, что до 1 января 2012 г. к не учитываемым для целей налога на прибыль целевым поступлениям указанных кооперативов относились лишь средства от их членов, поступающие на формирование резерва на проведение ремонта (в том числе капитального) общего имущества (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). И, как разъяснял Минфин России, средства от членов ТСЖ на ремонт жилого фонда целевыми поступлениями в смысле п. 2 ст. 251 НК РФ не являлись (Письмо от 25.10.2010 № 03-07-14/77).

Напомним, что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов, полученных в рамках целевого финансирования. Следовательно, при отсутствии раздельного учета указанные кооперативы и управляющие организации обязаны включить средства целевого финансирования в облагаемые налогом доходы с даты их получения (п. 2 ст. 251 НК РФ).

В случае заключения ТСЖ агентских договоров следует иметь в виду, что согласно подп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому  аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное возна граждение.

В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке с третьими лицами у агента, в составе доходов при определении объекта  налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

По вопросу учета средств на оплату коммунальных услуг существует две точки зрения:

  1. позиция Минфина заключается в том, что суммы, поступившие ТСЖ, ЖСК и ГСК от его членов, включаются в налоговую базу (за исключением вступительных и членских взносов). При этом отмечается, что данные платежи также признаются расходом и поэтому под  налогообложение не подпадают. Если по уставу ТСЖ выступает посредником между жильцами и организациями, оказывающими коммунальные услуги, то в налоговую базу включается только сумма вознаграждения ТСЖ. Данное мнение отражено в Письмах Минфина России, например, от 14.09.2011 № 03-03-07/32, от 29.06.2011 № 03-01-11/3-189 и других.
  2. есть примеры судебных решений, в которых указывается, что взносы в ТСЖ, ЖСК и ГСК исключаются из состава доходов.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2007 по делу № А56-12206/2007 суд указал, что поступавшие в распоряжение ТСЖ от его членов денежные средства расходовались исключительно на цели, указанные в уставе товарищества. Поэтому на основании ст. 251 НК РФ они исключа-ются из состава доходов. Аналогичные решения отражены в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.04.2007 по делу № А56-31339/2006 (Определением ВАС РФ от 14.06.2007 № 7078/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и других.

По вопросу о порядке учета доходов и расходов энергосбытовой компанией для целей налогообложения прибыли организаций существует следующее мнение, что в соответствии с установленным порядком в случае отсутствия индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета для расчетов с населением применяется норматив потребления коммунальных услуг, который устанавливается в отношении месячного объема (количества) потребления коммунальных услуг потребителем.

Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

На основании вышеизложенного при применении метода начисления выручка от реализации услуг населению по передаче электроэнергии подлежит признанию по окончании каждого отчетного (налогового) периода при отсутствии приборов учета в суммах, исчисленных исходя из установленных месячных объемов и нормативов и количества месяцев в отчетном периоде, то есть равномерно, а при наличии приборов учета – в суммах, исчисленных исходя из объема  потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям соответствующих приборов учета.

Пунктом 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318– 320 НК РФ.

Таким образом, обоснованные и документально подтвержденные затраты по передаче электроэнергии могут быть учтены в составе расходов в полном объеме в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они произведены, если это соответствует порядку признания расходов, установленному ст. 272 НК РФ. Об этом говорится в письме Минфина РФ от 15 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/757.

Об учете имущества, полученного безвозмездно, можно отметить следующее:

Имущество, полученное ТСЖ в качестве пожертвования от собственника жилья, не являющегося членом ТСЖ, признается целевым поступлением и не учитывается в составе доходов ТСЖ, подлежащих налогообложению налогом на прибыль, на основании подп. 1 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ при выполнении определенных условий: если это имущество используется ТСЖ по целевому назначению, указанному жертводателем; и если ТСЖ ведет отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Законодательство не требует соблюдения условия о том, что передающим лицом может быть только член ТСЖ.

В связи с этим имущество, полученное ТСЖ в качестве пожертвования от собственника жилья, не являющегося членом ТСЖ, признается целевым поступлением и не учитывается в составе доходов ТСЖ, если:

  • это имущество используется ТСЖ по целевому назначению, указанному передающим лицом;
  • ТСЖ ведет отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Также по этой теме: