Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Налогообложение    Налогообложение корпоративной вечеринки

Налогообложение корпоративной вечеринки

Налогообложение корпоративной вечеринки

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №1 год - 2013

Инга Златопольская,
юрист

В декабре месяце каждого года очень многие компании устраивают корпоративы. Для  сплочения коллектива, чтобы подвести итоги года, по иным причинам. Способ и стоимость его проведения, естественно, зависят от «состоятельности» конкретной организации. Кто-то приглашает известных артистов и снимает Манеж, кто-то накрывает стол в единственном кабинете. Но, несмотря на это, при любом раскладе корпоративное празднование Нового года связано с затратами. Естественно, что любая организация заинтересована в отнесении их к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли. В этой статье мы рассмотрим два основных способа – отнесение затрат на новогоднюю вечеринку к представительским расходам и к расходам на оплату труда, а также выясним, возможно ли это с точки зрения действующего налогового законодательства.

Налоговое законодательство нашей страны не позволяет признавать расходы на новогодний праздник в целях налога на прибыль организации, так как не выполняется одно из условий, предусмотренных п. 1 ст. 252 НК РФ. А именно – затраты на проведение новогоднего корпоратив на для сотрудников компании не направлены на получение компанией дохода, так как никак не связаны с производственной деятельностью. Скорее наоборот.

Тем не менее, целый ряд специалистов считают, что учесть такие расходы все-таки можно, в частности, как расходы на оплату труда и представительские. Для этого важно принимать во внимание конкретные обстоятельства проведения новогодней вечеринки, ее формат, состав приглашенных, а также «включить» искомое бухгалтерское суждение.

Представительские расходы

На свой новогодний праздник очень многие компании приглашают деловых партнеров, в том числе и потенциальных. Не для непосредственного ведения переговоров и заключения контрактов (хотя и такое бывает, причем не так уж и редко), а чтобы «на людей посмотреть и себя показать». Тем не менее, присутствие представителей контрагентов действительно формально легализует то, что частично расходы на проведение новогоднего корпоратива можно отнести к  представительским. Ведь доказать, что пока весь коллектив компании веселился, генеральный директор в соседнем помещении не беседовал с деловым партнером на производственные темы, практически невозможно. Налоговых инспекторов, согласитесь, редко приглашают на корпоративные вечеринки коммерческих организаций.

Так нужно ли, опираясь на такие шаткие доказательства, считать затраты на новогодний банкет представительскими расходами? Обратимся к налоговому законодательству.

Пункт 2 ст. 264 НК РФ предусматривает, что к представительским расходам относятся:

  • расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного  сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий;
  • расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Между тем, та же норма закона запрещает относить к представительским расходам организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Таким образом, отнести расходы на новогодний праздник, даже если он проходил с участием деловых партнеров, к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, нельзя в силу прямого запрета законодательства, так как само понятие «праздник» несомненно попадает в категорию развлечений.

Тем не менее, следует обратить внимание на следующее. В п. 2 ст. 264 НК РФ сказано, что расходы на официальный прием и обслуживание представителей другой организации, участвующих в переговорах, относятся к представительским расходам, независимо от места проведения мероприятия. Следовательно, в одном офисе (здании) могут проходить и новогодний корпоратив, и переговоры с деловыми партнерами. Запрета в законе нет. Во время переговоров сторонам может быть обеспечено буфетное обслуживание, которое тоже относится к представительским расходам. Расшифровки понятия «буфетное» в НК РФ нет, тем не менее, оно предполагает, что покормить участников переговоров можно, не оплачивая еду из чистой прибыли. Из этого следует, что частично включить расходы на новогоднюю вечеринку в представительские расходы все таки можно, но только соблюдая следующие условия и имея на руках необходимые документы:

  • в помещении, где проводится новогодний праздник, должны действительно присутствовать деловые партнеры компании;
  • основанием для присутствия деловых партнеров в офисе (здании), где проходит новогодний корпоратив, должен быть не пригласительный билет, а соглашение о проведении переговоров или иной аналогичный документ;
  • помещение, в котором проходит новогодний праздник, в котором участвуют деловые партнеры, должно иметь отдельный офис (комнату), пригодную для проведения переговоров. Если компания арендовала один большой зал, то из «затеи» ничего не выйдет, так как для переговоров просто не найдется места, что налоговым органам будет несложно обнаружить;
  • по итогам таких переговоров должен быть составлен соответствующий протокол;
  • не стоит включать в «буфетное» обслуживание алкоголь и расходы на приглашенных артистов;
  • нельзя «вешать» на такие переговоры все затраты на проведение новогоднего корпоратива. Например, здесь можно пойти таким путем:

Общая стоимость новогоднего корпоратива составила для компании А 200 тысяч рублей. Предположительно, участников этого мероприятия будет 15 человек со стороны компании А, включая генерального и коммерческого директоров, и 5 представителей ее контрагентов. Соответственно, средняя стоимость вечеринки на одного человека составляет 10 тысяч рублей (200 тыс./20 чел.). Вероятных участников переговоров в данном случае 7 чел. (5 деловых партнеров + генеральный и коммерческий директора компании А). Следовательно, отнести к представительским расходам можно только сумму в 70 тысяч рублей (10 тыс. Х 7 чел.).

Важно!

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода могут быть включены в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Тем не менее, обратите внимание, что вероятность возникновения налогового спора все равно очень высока, и строить защиту налогоплательщику придется по принципу «ну Вас же там не было, вот Вы и не знаете, как все проходило».

Расходы на оплату труда

Пунктом 25 ст. 255 НК РФ указано, что в составе расходов на оплату труда признаются расходы в пользу работников, предусмотренные трудовыми или коллективными договорами. В трудовых договорах подобное встречается крайне редко, а вот в коллективных многие имеют формулировки, подобные следующей:

На следующие государственные праздники:

  • Новый год,
  • 8 Марта,
  • 9 мая,

и иные, по выбору руководства организации, работодатель обязуется организовать праздничное мероприятие, в котором имеют право принимать участие все работники организации, заключившие с ней трудовой договор, а также контрагенты – физические лица, заключившие с организацией гражданско-правовой договор.

Тем не менее, отнести к расходам на оплату труда затраты на проведение новогоднего праздника нельзя.

Дело в том, что в данном случае выполняется только формальное правило предусмотренности расходов в коллективном договоре. Основным с точки зрения налогового законодательства оно не является.

При этом не выполняется требование п. 1 ст. 252 НК РФ, требующее направленности расходов на получение прибыли. Разумеется, можно попробовать подвести психологическое основание, что совместное времяпрепровождение работников организации в неформальной обстановке создает в коллективе атмосферу, способствующую улучшению производительности труда и сокращению времени коммуникаций, что косвенно должно приводить к увеличению прибыли. Но доказать тем не менее, что новогодний праздник прямо взаимосвязан с ростом прибыли, будет сложно.

Также не будет выполнено требование п. 29 ст. 270 НК РФ, который не позволяет относить оплату посещения культурно-зрелищных мероприятий, а также аналогичных затрат, произведенных в пользу работников, к расходам на оплату труда. Здесь, конечно, также можно поспорить и попытаться доказать, что новогодняя вечеринка – это никак не культурное, и только местами зрелищное мероприятие. Кроме того, НК РФ не дает расшифровки понятия «культурно-зрелищные мероприятия», а словари, приводя перечень культурных и зрелищных учреждений, не называют офисы компаний в декабре месяце и соседние кафе. Тем не менее, как и в предыдущем случае, подтвердить свою правоту налогоплательщику будет трудно.

Кроме того, расходы на оплату труда должны быть персонифицированы (письмо Минфина России от 04.03.2008 № 03-03-06/1/133), что предполагает возможность определения конкретных расходов «на душу населения. Рассчитать же, кто сколько съел и выпил на корпоративе, практически невозможно, следовательно, еще одно требование к расходам на оплату труда не будет выполнено.

Важно!

В разделе, где шла речь о представительских расходах, был приведен пример возможности расчета стоимости новогоднего праздника на одного человека. Обращаем Ваше внимание на то, что такой расчет может помочь Вам выявить сумму, которую Вы теоретически сможете «запихнуть» в представительские расходы. Персонификацией расходов он не является.

Таким образом, основанных на действующем законодательстве оснований отнести расходы на организацию и проведение новогоднего праздника для сотрудников организации не существует, и пользоваться таким способом оптимизации налогообложения не стоит из-за весьма высокой вероятности возникновения налогового спора.

Также по этой теме: