О перспективах развития налоговой политики государства на период до 2016 года




Грищенко Ю. И.,
к. э. н., аудитор,
доцент кафедры «Финансовый менеджмент»
Финансового университета при Правительстве РФ

Шабаев Р. Э.,
Центр развития
государственно-частного партнерства

В статье проанализированы основные изменения налогового законодательства в 2012–2013 гг. и сформулированы выводы по отдельным направлениям реформы налоговой системы России. Также в статье представлены направления совершенствования налоговой политики страны в 2014–2016 гг. Отдельно рассмотрены изменения в налоговом законодательстве в 2011–2013 гг., направленные на формирование благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций.

Главным приоритетом современной государственной налоговой политики является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Вследствие этого предполагается, что в дальнейшем все изменения возможны только в связи с требованиями современной экономики, новыми приоритетами экономической политики государства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования. Цели налоговой политики в России заключаются в поддержке инвестиций, развитии человеческого капитала и повышении предпринимательской активности.

Стабильность налоговой системы заключается не только в стабильности налогового законодательства. Введение новых налогов или изменения в налоговых ставках в сторону их увеличения непременно ведут к изменению ценовой политики и сокращению спроса на облагаемые товары, а также могут повлиять на ухудшение материального положения и морального состояния общества и усиление недоверия к органам власти. Помимо этого частые изменения налогового законодательства снижают инвестиционную привлекательность нашей страны как места реализации проектов. При этом принцип стабильности налоговой системы заключается также в том, чтобы стабильные налоги смогли обеспечить стабильные расходы, в первую очередь в социальной сфере. Поэтому главным приоритетом работы в финансовой сфере является повышение устойчивости бюджетной и налоговой системы государства.

Основные итоги реализации налоговой политики в 2012–2013 годах

По данным на 2013 г. в рейтинге Всемирного банка Россия поднялась с 105-го на 64-е место по удобству уплаты налогов. Комитет по налоговым вопросам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) признал российскую фискальную систему соответствующей требованиям ОЭСР. Достигнутый к настоящему времени уровень налоговой нагрузки, с одной стороны, соответствует минимальному уровню нагрузки развитых стран, с другой стороны, обеспечивает стабильную наполняемость бюджетов всех уровней.

В период 2010–2012 гг. наблюдался рост налоговой нагрузки. В 2010 г. она составляла 28,9% ВВП, в 2011 г.
–30,9%, в 2012 г. – 30,7%. В 2013 г. налоговая нагрузка оценивается на уровне 28,8% ВВП. При этом в прогнозный период 2014–2016 гг. также наблюдается небольшое снижение этого показателя. В 2014 г. он составит 28,5% ВВП, в 2015 г. – 28,3% и 28,5% в 2016 г.

В 2013 г. внесены изменения в налоговое законодательство по двум направлениям – совершенствование мер налогового стимулирования и повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Основными итогами в рамках первого направления стали следующие изменения.

1. Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала. Внесены изменения в правила исчисления и уплаты НДФЛ в целях поддержки физических лиц, уточнен порядок восстановления в доходах суммы «амортизационной премии», учтенной в расходах организации при осуществлении инвестиций, исключены объекты движимого имущества (машины, оборудование), принятые с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, а также уточнен порядок налогового учета доходов и расходов при совершении операций с имуществом, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В 2013 г. продолжилось проведение реформы по созданию такой системы налогового учета, которая будет более тесно привязана к регистрам бухгалтерского учета. Так, ФНС России была проведена работа, по итогам которой определены области, в которых законодательством о налогах и сборах нецелесообразно устанавливать особые правила определения показателей, используемых при расчете налоговой базы, отличные от правил бухгалтерского учета. Количество таких различий в итоге должно быть сведено к минимуму, что будет сделано путем как внесения изменений в НК РФ, так и, возможно, корректировок некоторых правил бухгалтерского учета.

2. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях.

3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства. В данном направлении главным стало введение патентной системы налогообложения, которая применяется по 47 основным видам деятельности, установленным НК РФ, и по дополнительным – установленным субъектами Российской Федерации (например, в Москве всего 65 видов деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, могут использовать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек. Вся сумма от поступлений от патентной системы налогообложения направляется в местные бюджеты.

Однако, по предварительным итогам первого года применения патентной системы налогообложения, предприниматели неохотно покупают патенты.

Данному явлению есть несколько причин, среди которых: схожесть с видами деятельности по ЕНВД, увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд России, высокие размеры потенциально возможного к получению дохода, незаконное искусственное занижение предпринимателями доходов при уплате налога по УСН с объектом налогообложения «доходы за вычетом расходов» и др.

4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях, выразившееся в подготовке и представлении в Государственную Думу РФ проекта федерального закона, направленного на совершенствование порядка досудебного рассмотрения налоговых споров.

5. Совершенствование налогообложения добычи полезных ископаемых.

Итоги второго направления реализации налоговой политики в 2013 г. отражены в следующем.

1. Установлена дополнительная фискальная нагрузка на газовую отрасль путем ежегодного увеличения начиная с 2013 г. и дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного.

2. Повышены ставки акцизов на отдельные объекты налогообложения и установлены новые объекты налогообложения.

3. В Государственную Думу РФ внесен проект закона, предусматривающего введение налога на недвижимое имущество для физических лиц.

4. Прорабатывается вопрос о повышении налоговых ставок для объектов престижного потребления.

5. Осуществлена оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам.

6. Внесены изменения по уточнению порядка налогового учета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке в целях совершенствования налога на прибыль организаций.

7. Проводится работа по совершенствованию налогового администрирования.

Перспективные направления развития государственной налоговой политики в 2014–2016 годах
Концептуальные направления развития налоговой политики России на предстоящие 2 года были определены в прошлогоднем Бюджетном послании

Президента РФ Федеральному собранию РФ. Так, в среднесрочной перспективе необходимы:
– дальнейшее упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом;
– повышение качества налогового администрирования;
– реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения, в том числе с использованием офшорных юрисдикций;
– завершение работы по внесению изменений в законодательство в части, касающейся налогообложения имущества (в первую очередь недвижимого) и повышения фискальной нагрузки на собственников престижного, дорогого имущества.

Поскольку налоговая политика является составной частью бюджетной политики, в 2014– 2016 гг. планируется предпринимать меры, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основным источником роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования.

Как и в предыдущие годы, налоговая политика на предстоящий среднесрочный период состоит из двух направлений – совершенствование налогового стимулирования и повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации.

В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.

1. Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.

Идея о введении прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ рассматривается в государственных органах уже несколько лет. Однако в ближайшие

2 года налогообложение доходов физических лиц будет осуществляться по единой ставке для большинства видов доходов в размере 13%. Это связано с тем, что при увеличении ставки высока вероятность потери уже существующей налоговой базы вследствие уклонения большинства налогоплательщиков с высоким уровнем дохода от уплаты налога, поэтому введение повышенных ставок НДФЛ возможно лишь при существенном повышении качества налогового администрирования и финансового контроля.

Налоговая политика в отношении НДФЛ и в настоящее время, и в среднесрочной перспективе будет строиться в направлении увеличения числа и величины налоговых вычетов с учетом социальной справедливости и возможностей бюджета. В частности, в Государственной Думе РФ рассматриваются внесенные Правительством РФ проекты федеральных законов, предусматривающие предоставление налоговых вычетов родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка-инвалида, а также направленные на систематизацию ряда предоставляемых в настоящее время освобождений от налогообложения в отношении социально значимых выплат (доходов).

Кроме того, планируется переход от действующего в настоящее время принципа предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ (предоставляемого при приобретении жилья) применительно только к одному приобретаемому объекту имущества к предоставлению данного вычета применительно к нескольким объектам недвижимости, но в пределах суммы, установленной НК РФ.

Будет также проводиться работа, направленная на выравнивание налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц.

2. Совершенствование налогообложения финансовых инструментов в рамках создания Международного финансового центра.

3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом.

Упрощение налогового учета предлагается осуществлять путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета, при сохранении действующего подхода к определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В целях реализации указанных мероприятий в 2013 г.
в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона, предусматривающий, в частности:
– уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;
– возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;
– принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;
– признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
– изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.

Отметим ключевое изменение, влияющее на ведение бухгалтерского учета НКО и ее налоговую политику, вступившее в силу относительно недавно.

С 2014 г. некоммерческие организации могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе представлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключение составляют НКО, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили 3 млн руб. Данное нововведение позволит снизить расходы НКО на оплату труда квалифицированного бухгалтера (штатного или привлеченного), а также на регулярное проведение обучения и повышение квалификации соответствующих работников.

4. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях.

Для обеспечения адресности предоставления налоговых преференций по налогу на прибыль организаций предполагается введение в законодательство Российской Федерации новой категории – участник инвестиционного проекта, реализуемое на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области. Предполагается, что организация может быть признана участником инвестиционного проекта в случае соответствия определенным критериям.

5. Совершенствование налогообложения торговой деятельности.

В НК РФ предполагается предусмотреть условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам. Будет проделана работа, направленная на определение порядка учета бонусов и скидок.

6. Совершенствование налогообложения добычи природных ресурсов.

В рамках данного направления предполагается поэтапный переход к максимально возможному применению специфических ставок при налогообложении полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, а также к отмене нулевой ставки с фактических потерь твердых полезных ископаемых с одновременной корректировкой основной ставки налога.

7. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Предполагается продление до 2016 г. применения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ на уровне 2013 г. – в отношении большинства плательщиков – 30% и неперсонифицированного тарифа – 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда России.

При этом для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), продолжится действие пониженных тарифов страховых взносов до 2027 г. Аналогичное положение действует и в отношении благотворительных организаций, применяющих «упрощенку».

В отношении остальных «льготных» категорий плательщиков будет происходить постепенный выход из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф. При этом предполагается, что индивидуальные предприниматели будут уплачивать взносы за себя по дифференцированному тарифу в зависимости от величины их годового дохода.

В случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики будут предоставляться иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального обеспечения.

Особенности налоговой политики в отношении некоммерческих организаций
За последние 3 года наиболее существенные изменения в налоговое законодательство были внесены Федеральным законом от 18.07.2011 № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности», направленным на  совершенствование действующего законодательства с целью создания благоприятных условий для функционирования НКО, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности и добровольчества.

Основаниями для данных изменений, способствующих формированию благоприятного налогообложения для НКО, стали послания Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г., Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Сущность принятых изменений заключается в следующем:
1) установление равных условий для НКО, иных субъектов хозяйственной деятельности и государственных и муниципальных учреждений при обложении НДС реализации услуг при условии их оказания исключительно и непосредственно в рамках заключаемых между исполнителем и государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в соответствии с законодательством о размещении заказов;
2) освобождение от уплаты НДС в отношении отдельных социально значимых услуг, а также бесплатного оказания услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы;
3) освобождение от уплаты НДФЛ при осуществлении выплаты следующих сумм:
– суммы, уплаченные благотворительными и религиозными организациями за услуги по лечению лиц, не состоящих с ними в трудовых отношениях;
– доходы, получаемые детьми, оставшимися без попечения родителей, от благотворительных и религиозных организаций;
– доходы в виде обеспечения питанием, проживанием и оплаты стоимости проезда, полученные в связи с осуществлением благотворительной деятельности добровольцами (волонтерами);
4) расширение перечня оснований на получение социального налогового вычета по НДФЛ;
5) возможность создания большинством видов НКО резерва предстоящих расходов, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности и учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Налоговая политика России должна быть ориентирована не только на удовлетворение фискальных целей, но и, прежде всего, на ее социальную составляющую. Развитие социальной направленности современной налоговой политики России, несомненно, будет способствовать формированию социальной справедливости и защищенности, недопущению применения налогов, наказывающих или создающих барьеры для развития третьего сектора экономики и роста человеческого потенциала.

В качестве одного из приоритетов развития налоговой системы Российской Федерации на период 2015–2017 гг., на наш взгляд, может стать поддержка деятельности некоммерческих организаций. Следует отметить, что в 2012 г. в Минэкономразвития России был разработан проект федерального закона, согласно которому часть расходов организаций, направляемых на поддержку НКО, можно учитывать в качестве внереализационных расходов. Получателями данных денежных средств могут быть благотворительные организации, социально ориентированные НКО, НКО, осуществляющие деятельность в социальной сфере, религиозные организации. При этом согласно законопроекту размер расходов, подлежащих учету в качестве расходов, не должен превышать 10% полученной в этом отчетном (налоговом) периоде налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета указанных расходов.

Данное положение налогового законодательства будет выгодно как НКО, так и коммерческому и государственному секторам. Социальная ответственность бизнеса перед обществом в настоящее время является прогрессивно растущим трендом, а интерес для государства заключается в том, что социальный эффект от прямого финансирования конкретной НКО в 5 раз выше, чем перечисление денежных средств НКО за счет бюджетных средств.

В предстоящую «трехлетку» внесение существенных изменений в структуру налоговой системы, а также введение новых налогов не предполагается. Дальнейшее совершенствование налоговой системы должно реализовываться в направлении настройки существующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, изъятия в бюджет сверхдоходов от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

В перспективе налоговая система нашей страны должна способствовать установлению баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов с тем, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой – сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.

В настоящее время налоговая политика прогнозируется на среднесрочный период. Однако крайне необходимо разрабатывать долгосрочную налоговую политику. Это позволит формировать долгосрочные приоритеты деятельности государства и долгосрочные решения проблем как в налоговой сфере, так и в целом в области социально-экономического развития. Частным компаниям долгосрочное стратегическое планирование обеспечивает уверенность ведения бизнеса и снижение рисков, в том числе при принятии долгосрочных инвестиционных решений.

С учетом особенностей нашей страны при ее разработке следует учитывать специфику социально-экономического развития России, необходимость стабилизации экономики и социальных процессов, нацеленность на оптимизацию бюджетных расходов и их сокращение за счет неэффективных мер государственного регулирования. В рамках данной работы важно выстроить диалог с бизнесом, сделать так, чтобы партнерские отношения государственных финансов и частного капитала стали распространенной практикой решения общественных проблем. При этом налоговая политика должна стать стимулирующей во всех отношениях – ориентированной на потребности и государства, и частных компаний, и некоммерческого сектора.


18.03.2015

Также по этой теме: