«Зарплатные» комиссии: что делать?




Государство планомерно ведет наступление на организации, скрывающие от налогообложения часть выплат своим работникам.
С 1 сентября 2007 г. повысился минимальный размер оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" МРОТ установлен в размере 2300 руб. Эта величина фактически не применяется, ее используют в некоторых случаях для определения размера пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Одновременно с повышением минимального размера оплаты труда активизировалась работа межведомственных «зарплатных» комиссий, которые вынуждают работодателей повышать заработную плату работникам. Так  в г. Москве межведомственная комиссия действует на основании Распоряжения Правительства г. Москвы от 24.05.2006 N 867-РП.

Неявка на «зарплатную» комиссию может повлечь за собой такие неблагоприятные для налогоплательщика последствия, как включение организации в план выездных проверок или привлечение ее должностных лиц к административной ответственности, вероятность чего многократно увеличивается, если на комиссиях присутствуют представители прокуратуры.

Многие работодатели понимают, что методы, используемые комиссиями, больше основаны на внушении, но в тоже время, очень велика административная мера воздействия, которую могут применить в отношении несговорчивого работодателя. Отказавшись повышать зарплату без обоснования причин, компания может оказаться в перечне недобросовестных организаций, опубликованном в СМИ и потерять доверие контрагентов, либо узнать, что ее банковские счета заблокированы, а также ощутить на себе много других способов воздействия, которые могут применить налоговики, поддерживаемые местными властями и правоохранительными органами.

В последнее время работа «зарплатных» комиссий признана очень перспективной и эффективной, перед ними поставлены новые задачи.

Поэтому теперь ориентир уже не прожиточный минимум, а на среднеотраслевую зарплату. Кроме того, такой показатель напрямую заявлен как критерий для отбора объектов выездных налоговых проверок Информацию о среднеотраслевых показателях заработной платы, можно увидеть на сайте ФНС или в органах статистики.

Большинство организаций после посещения комиссий повысили заработную плату в несколько раз, но есть работодатели, которые отказались повышать заработную плату.

ФНС требует от налоговых органов проводить комплексные проверки в тех организациях, которые повысили заработную плату по итогам собеседования с комиссиями. Таким образом, компаниям, принявшим условия, предложенные комиссией, и поднявшим заработную плату сотрудников, необходимо готовиться к камеральным проверкам по налогу на прибыль и НДС.

Несмотря на строгость и бескомпромиссность комиссий, низкие заработки сотрудников все же можно обосновать. Тем компаниям, которые действительно платят работникам небольшую зарплату, по сути, ничего не должно грозить. Важно доказать и объяснить низкий уровень выплат работникам. Обстоятельствами могут служить тяжелое финансовое положение, неполный рабочий день, сдельная оплата труда, почасовая оплата труда при малых объемах работы. В Письме от 08.08.2007 N 15-08/075418 чиновники столичного налогового управления сообщили, что повышение заработной платы сотрудникам организаций не является их задачей. Они нацелены на вывод из тени скрытых форм оплаты труда. Если фактическая заработная плата учитывается полностью при исчислении ЕСН и НДФЛ, то претензий к организации не будет.

Некоторые организации, например торговые, устанавливают сотрудникам невысокие оклады, а по результатам их деятельности выплачивают премии или проценты от выручки. Суммы выплат работникам в таких компаниях зависят от выполнения ими своих трудовых обязанностей. Низкий заработок объясняется нерентабельной работой коллектива в определенный период.

Отдельные сотрудники работают неполный рабочий день и получают заработную плату в соответствии с отработанным временем. В этом случае в трудовых договорах должен быть зафиксирован режим их работы. На неполный рабочий день привлекаются учащиеся,  пенсионеры, матери, имеющие малолетних детей, совместители и другие категории граждан.

Во вновь созданных организациях, вся прибыль на начальном этапе существования расходуется исключительно на развитие бизнеса. Соответственно, сотрудники не могут рассчитывать на высокие заработки. Такое явление особенно распространено в небольших компаниях, коллектив которых состоит из нескольких человек. Однако такой аргумент не может приводиться в качестве объяснения из года в год.

Налоговикам редко удается доказать выплату «серой» зарплаты. Причина в том, что они опираются в основном на показания работников, которых обычно бывает недостаточно для принятия судом решения в пользу налоговых инспекций. Объяснения, зафиксированные в протоколах допросов свидетелей, должны быть подтверждены иными документами, иначе их нельзя считать объективными доказательствами (Постановления ФАС ВСО от 29.05.2007 N А74-3820/06-Ф02-2728/07, ФАС УО от 31.01.2007 N Ф09-176/07-С2, от 19.04.2007 N Ф09-2769/07-С2, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2007 N 17АП-238/2007-АК). Немаловажную роль играет и соблюдение процессуальных требований к оформлению такого рода материалов дела. В силу п. 5 ст. 90 НК РФ перед получением показаний инспектор должен предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний и сделать отметку об этом в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля. При отсутствии такой отметки в протоколе допроса свидетеля данный протокол не может быть принят судом в качестве доказательства, изобличающего вину налогоплательщика. Одна письменная жалоба от работника, к примеру, не может служить основанием для подтверждения занижения налогооблагаемой базы. Опрос свидетеля должен проводиться с соблюдением процессуальных норм. Также не должно быть противоречивых и предположительных показаний свидетелей (Постановления ФАС СЗО от 06.06.2007 N А52-3834/2006/2, от 26.03.2007 N А26-5172/2006-28, ФАС УО от 26.02.2007 N Ф09-1038/07-С2).

Опасность для работодателя больше представляют документы, свидетельствующие о сокрытии части заработной платы от налогообложения. Ими могут быть ведомости по выдаче неофициальной заработной платы, расписки физических лиц в ее получении, содержащие обязательные реквизиты и позволяющие отнести указанные документы к проверяемой организации и проверяемому налоговому периоду, т.е., наименование организации, подписи руководителя и главного бухгалтера с расшифровками, предусмотренные в унифицированной форме N Т-53 «Платежная ведомость».

В соответствии с п. 3 ст. 69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле. Это значит, что если работники ранее обращались в суды общей юрисдикции с заявлениями о взысканиях с работодателя, а предоставленные документы по объективным причинам не были приняты судом в качестве доказательств, то решение суда общей юрисдикции будет обязательным для арбитражного суда.

Налоговым органам надо приложить немало усилий, чтобы доказать сокрытие части заработной платы от налогообложения.

По закону никто не вправе принудить работодателя назначать работникам заработную плату в установленном размере, так как  размер заработной платы является условием трудового договора, которое определяется исключительно соглашением сторон. Ограничение состоит в том, что заработная плата не должна быть  меньше МРОТ. С 1 сентября 2007 г. МРОТ увеличился и составляет 2300 руб. Выплату заработной платы менее этого размера следует квалифицировать как нарушение законодательства о труде, которое влечет административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ. Это единственное законное основание для воздействия на работодателя.

Следует учитывать, что благодаря поправкам, внесенным Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ в ТК РФ, с 1 сентября 2007 г. регионы имеют право устанавливать собственный МРОТ, путем заключения регионального соглашения, проект которого разрабатывает трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Соглашение распространяется на всех работодателей, действующих на территории субъекта РФ, которые принимали участие в заключении соглашения, а также на всех, кто не представил мотивированный отказ присоединиться к нему. Если отказ не представлен в течение 30 дней с момента официального опубликования соглашения в установленном ТК РФ порядке, то работодатель считается присоединившимся к соглашению. Отказавшись от присоединения, работодатель может быть вызван на консультации с участием трехсторонней комиссии. Кроме того, копии отказов будут направлены в инспекцию по труду. Если организация присоединилась к соглашению, то заработная плата ее работников не может быть ниже регионального МРОТ, который, в свою очередь, не может быть меньше федерального МРОТ, и устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума в субъекте РФ. При определении зарплаты ниже регионального МРОТ работодателя также ждет административная ответственность.

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста