Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Повышаем квалификацию    Спорим с налоговой: И все-таки новый руководитель…

Спорим с налоговой: И все-таки новый руководитель…

Спорим с налоговой: И все-таки новый руководитель…

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №14 год - 2006

Спорим с налоговой: И все-таки новый руководитель…

Опубликовано в номере: Бухгалтерская газета №14 / 2006

Недавно было рассмотрено дело по одному из самыхспорных вопросов в сфере госрегистрации между налогоплательщиками и Федеральной налоговой службой. Делорассматривалось Высшим Арбитражным Судом и закончилось отменой письма ФНС.

Организация обратилась в Высший Арбитражный Суд РФс заявлением о признании недействующим положения письма Федеральной налоговой службы от 26.10.2004 № 09010/4223 "К вопросу о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственномреестре юридических лиц" (далее - акт, письмо).

Оспариваемым положением письма Федеральной налоговой службы предусмотрено следующее. При смене руководителя юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - государственный реестр) изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме № Р14001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002№ 439 (далее - заявление), подписанное лицом, сведения о котором содержатся в государственном реестре (прежнимруководителем).

В обоснование заявленного требования организация сослалась на несоответствие указанного положения письма статье 8, пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктам 1 и 4 статьи 9 Закона о государственной регистрации, так как с момента принятия органом управления юридического лица решения об избрании нового руководителя полномочия прежнего руководителя прекращаются и он не вправе выступать от имени юридического лица в отношениях с третьими лицами, в том числе посредством подписи такого заявления.Возражая против требования организации, Федеральная налоговая служба посчитала что обязанность подписания заявления прежним руководителем юридического лица следует из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 5 Закона о государственной регистрации, поскольку заявление должно быть подписано лицом, информация о котором как о руководителе юридического лица содержится в государственном реестре и считается достоверной до внесения соответствующих изменений. Однако, Высший Арбитражный Суд требование удовлетворил и признал оспариваемое положение письма Федеральной налоговой службы от 26.10.2004 № 09_0_10/4223 недействующим по следующим основаниям. Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации сведения о единоличном исполнительном органе юридического лица содержатся в государственном реестре.

Пунктом 5 статьи 5 названного Закона предусмотрена обязанность юридического лица в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в государственном реестре, сообщить об этом в регистрирующий орган. Изменения, связанные со сменой единоличного исполнительного органа, подлежат внесению в государственный реестр в силу пункта 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации на основании представленного в регистрирующий орган заявления. В соответствии с пунктом 1
статьи 9 указанного Закона такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица. Исходя из пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо действует через свои органы, образование и действие которых определяется законом и учредительными документами юридического лица. Законодательство о юридических лицах, в частности пункт 2 статьи 49, статья 62, пункт 3 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208_ФЗ "Об акционерных обществах", пункт 6 статьи 37, пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14_ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", связывает возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа с решением уполномоченного органа управления
данного юридического лица, которое оформляется протоколом общего собрания акционеров (участников) или решением единственного акционера (участника).

С момента прекращения уполномоченным органом управления юридического лица полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу приведенных норм не вправе без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведенийо новом единоличном исполнительном органе (директоре). Следовательно, направленное юридическим лицом в регистрирующий орган заявление не может быть расценено как ненадлежащее только по причине его неподписания прежним руководителем. Отказ в государственной регистрации, произведенный на этом основании, применительно к положениям подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации нарушает права и законные интересы юридического лица в сфере предпринимательской деятельности и незаконно возлагает на него дополнительные обязанности. Таким образом, возложение на юридическое лицо обязанности по принятию мер к подписанию заявления о внесении изменений в сведения о нем, содержащиеся в государственном реестре, прежним руководителем, прекратившим трудовые отношения с данным юридическим лицом, является незаконным.
(См. Постановление Президиума ВАС РФ от 29 мая 2006 г. № 2817/06)

Также по этой теме: