Что делать, чтобы не проверили? Подскажет ФНС...




Федеральная налоговая служба, наконец, обнародовала данные о выездных налоговых поверках, которые были раньше скрыты «за семью печатями» за различными внутренними документами ФНС. Недавно обнародован Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333, которым была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

Со столь благой инициативой налоговиков заставила выступить последовательно проводимая Президентом В.Путина линия на совершенствование налогового администрирования.

Качественно новая Концепция гласит, что планирование выездных налоговых проверок -  это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения  налогового правонарушения, в том числе общедоступным, следует из самого документа, подписанного М.Мокрецовым.

Смысловой нагрузкой и принципиальной новизной Концепции должна стать добрая воля налогоплательщика на добровольное устранение причин, способствующих проведению налоговых проверок.

Итак, для налогоплательщиков определены следующие признаки попадания в ряды проверяемых.

Первым признаком вашей «подозрительности» будет являться более низкий уровень налоговой нагрузки по сравнению с ее  средним уровнем по хозяйствующим субъектам в  конкретной  отрасли (виду экономической деятельности) или значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для  данной сферы деятельности по данным статистики.

Кроме того, подозрение вызовет отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков  на протяжении нескольких налоговых периодов, равно как и отражение в налоговой отчетности значительных сумм  налоговых вычетов за определенный период.

Поводом к проверке могут стать также опережающий темп роста расходов над темпом роста  доходов от реализации товаров (работ, услуг) или выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Еще одна причина для проверки - построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или  посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных, по мнению налоговиков, экономических или  иных причин (деловой цели).

Еще одна весьма расплывчатая формулировка, предоставляющая широкие просторы для контроллеров - непредставление налогоплательщиком пояснений на  уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Наконец, снятие с учета и постановка на учет в  налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения, если это имело место, опять же, неоднократно, также может вызвать проверку.

 «Досталось» и лицам, применяющим специальные налоговые режимы и индивидуальным предпринимателям. Если, например, у вас при применении спецрежима не достигнуто предельное значение  установленных Налоговым  кодексом величин показателей, но по каким-либо причинам они приблизились к предельным показателям, и это происходило неоднократно, то вас тоже могут проверить. То же самое касается и индивидуальных предпринимателей: имеет место отражение суммы расхода, максимально приближенной к сумме дохода, полученного за  календарный год - ждите проверку…

Как видите, причины для проверок многочисленны, и допускают простор для толкований…

Но, радоваться, если вы не относитесь к этим критериям пока рановато. Дело в том, что эти признаки разработаны для самих налогоплательщиков, чтобы они определяли свою «подозрительность» для проведения выездных налоговых поверок самостоятельно. Что же касается самих налоговых органов, то для них могут иметь значение и иные критерии. 

«Приоритетными» для включения в план выездных налоговых  проверок станут те налогоплательщики, в отношении которых у налогового  органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения  или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа  финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях. Кроме того, налоговый орган в обязательном порядке проанализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды.

Хотя сам по себе факт публикации этих сведений большинством экспертов признается большим достижением в деле улучшения налогового климата в стане, важно и то, что признаки эти, все же основаны на анализе сведений, полученных на практике.

А.С.Медведев, эксперт «БГ»

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста