Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Повышаем квалификацию    Недоимка и переплата: инструктируем бухгалтера

Недоимка и переплата: инструктируем бухгалтера

Недоимка и переплата: инструктируем бухгалтера

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №11 год - 2009

Сидинкина И.В.

член Палаты налоговых консультантов

 

На практике не исключена ситуация, когда налоги и сборы окажутся уплаченными в большей сумме, чем начислены. Также возможны незаконные взыскания налогов фискальными органами. В любом случае возникает переплата, которую можно либо зачесть в счет уплаты другого налога, либо возвратить из бюджета. Порядок такого зачета или возврата регулирует гл. 12 НК РФ, в частности, ст. 78 НК РФ определяет порядок возврата и зачета излишне уплаченных сумм налогов (авансовых платежей), сборов, штрафов или пеней, а ст. 79 НК РФ регулирует возврат налогов, сборов и взносов, которые были взысканы налоговиками. Порядок возмещения НДС регулирует ст. 176 НК РФ.

На практике очень редко производится возврат денег или зачет налоговыми органами без нарушений сроков или процедур. Что касается зачета или возврата пенсионных взносов, то в этих случаях очевидны пробелы законодательства, что приводит налогоплательщиков в арбитражные суды. Переплата может возникнуть по двум причинам. Во-первых, компания или предприниматель допускают ошибки и  сами и перечисляют в бюджет суммы большие, чем нужно, либо налоговики взыскивают больше положенного. Во-вторых, переплата по налогам может случиться при изменении налогового законодательства, смене режима налогообложения или в других случаях.

Компании, которые требуют вернуть переплату деньгами, незамедлительно попадают под пристальное внимание фискалов. Особенно это касается НДС. К группе риска можно отнести компании, которые предъявляют суммы к возмещению НДС впервые или которые подали заявление с просьбой возместить налог на расчетный счет.

По определению ст. 8 НК РФ, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Согласно ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченного авансового платежа, налога, сбора, пеней, штрафов можно зачесть в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения. При этом не имеет значения, что срок предстоящего платежа по налогу (по которому образовалась переплата) наступает раньше, чем по другим видам налогов: если плательщик в своем заявлении настаивает именно на этом варианте, то его требование должно быть удовлетворено.

В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Число налогов, в счет уплаты которых производится зачет, может быть любым.

Пункт 1.2 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утвержденных Приказом ФНС России от 15 сентября 2005 г. N САЭ-3-19/446@ регламентирует принятие решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налогов. Налоговики обязаны проконтролировать соблюдение следующих обязательных условий, установленных НК РФ, а именно:

- налогоплательщик должен состоять на учете в инспекции, принимающей решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налогов (кроме государственной пошлины);
- суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов должны быть фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов);
- не должно быть задолженности по налогам в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная (излишне взысканная) сумма налога (при принятии решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов);
- решение о зачете принимается в отношении излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, направляемых на погашение задолженности налогоплательщика по налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная (излишне взысканная) сумма налога;
- необходимо обеспечить соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юридического лица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юридического лица как налогоплательщика;
- факт излишнего взыскания налога (сбора) должен быть подтвержден документами о том, что суммы денежных средств, фактически взысканные налоговым органом, превышают сумму налога (сбора), подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- факт наличия сумм налога, подлежащих возмещению путем зачета и (или) возврата, подтверждается в соответствии с нормами гл. 21 и гл. 22 НК РФ решением налогового органа, решением вышестоящего налогового органа либо решением суда, вступившим в законную силу.
При соблюдении вышеуказанных условий у налоговиков возникает обязанность зачета или возврата переплаты.

Также по этой теме: