Когда реквизиты «золотые»




эксперт «БГ»

Мы думаем, что всем известна мудрость, гласящая, что человек может бесконечно долго смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как работает другой человек. Так вот. Так же бесконечно можно писать и о трех вещах: вычетах по НДС, учете затрат и о спорах с налоговой.
В настоящей статье мы затронем проблему вычетов по НДС, а точнее, проблему бесконечного спора правильного заполнения счетов – фактур.
Напомним, что согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 вышеупомянутой статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.
При этом согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного указанными пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю сумм НДС к вычету или возмещению.
Что должно быть указано в счете-фактуре четко определяет пункт 5 статьи 169 НК РФ.
Пунктом 6 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
Обратим ваше внимание на то, что Письмом ФНС России от 22 февраля 2008 г. № 03-1-03/507 для сведения было направлено Письмо Минфина России от 28 января 2008 г. № 03-07-09/02 по вопросу о порядке заполнения счетов-фактур, направленное в ФНС России письмом от 04 февраля 2008 г. № 03-00-08.
Так вот. Учитывая, что указанные в пункте 6 статьи 169 НК РФ иные лица уполномочены подписывать счета-фактуры соответствующим распорядительным документом, в счете-фактуре вместо фамилий и инициалов руководителя и главного бухгалтера организации после подписи рекомендуется указывать фамилию и инициалы лица, подписавшего соответствующий счет-фактуру. Если при этом в счете-фактуре присутствуют также фамилии и инициалы руководителя и главного бухгалтера организации, то такой счет-фактуру не следует рассматривать как составленный с нарушением требований НК РФ.
Далее отметим, что расшифровки подписей на счетах – фактурах являются частым предметом для спора, не редко переносящихся в залы суда.
Так, несмотря на то, что ни в пункте 5 статьи 169 НК РФ, ни в пункте 6 статьи 169 НК РФ ни слова не сказано о расшифровке подписей, Минфин России считает, что в состав реквизита «Подпись» включается как личная подпись, так и ее расшифровка (инициалы, фамилия). В свою поддержку финансисты приводят ряд нормативных и рекомендательных документов, в том числе Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н и разработанные на основе Федерального закона от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете», а также ГОСТом Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»
Таким образом, с точки зрения чиновников, дополнение, внесенное в форму счета-фактуры Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2004г. № 84 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2000 г. № 914» о необходимости расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера организации или индивидуального предпринимателя, вышеуказанной норме пункта 6 статьи 169 НК РФ не противоречит (Письмо Минфина России от 5 апреля 2004 г. № 04-03-1/54).
Ситуация, прямо скажем, не однозначная. При этом суды придерживаются мнения, что из смысла нормы пункта 6 статьи 169 НК РФ относительно расшифровки подписи не следует прямого указания на необходимость расшифровки подписи при заполнении счета-фактуры.
К тому же Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 14 июля 2003 г. № 12-П указал на недопустимость формального подхода, в том числе со стороны налоговых органов, к решению вопроса об условиях реализации налогоплательщиком соответствующего права.
Об этом в частности сказано в Постановлении ФАС Московского округа от 08 августа 2007 г. № КА-А40/7741-07,
Аналогичная точка зрения на рассматриваемую проблему была высказана ранее в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2005 г. № A21-8165/04-C1.
И в этом случае суд решил, что отсутствие расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера в счете-фактуре не может считаться нарушением порядка его оформления, так как статьей 169 НК РФ не предусмотрено такое требование.
Также, совсем недавно, указанная позиция была подтверждена и Постановлением ФАС Уральского округа от 25 марта 2008 г. № Ф09-1788/08-С2.
В частности, суд констатировал, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к зачету или возмещению (пункт 2 статьи 169 НК РФ).
Между тем, по утверждению суда, указанными положениями, содержащими исчерпывающий перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг), не предусмотрено указание в счете-фактуре расшифровки подписи главного бухгалтера и руководителя организации. Следовательно, отсутствие такой информации в счете-фактуре не является основанием для отказа в вычете сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщику.
При этом суд отметил, что даже наличие факта нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей (неуплата налога в бюджет) само по себе не является доказательством получения данным налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Силантьев А.П., эксперт «БГ»

 

Право на вычет и благонадежность контрагента

Итак, допустим, мы приобрели товар, получили счет – фактуру. При этом все необходимые реквизиты в счете – фактуре заполнены правильно (даже с расшифровкой подписей – во избежание претензий со стороны налоговых органов). Товар оплачен и принят к учету. Другими словами, все основания для беспроблемного возмещения НДС налицо. Но все ли?
Оказывается, не все. Для возмещения НДС из бюджета вышеуказанных оснований маловато. Согласно Определению ВАС России от 25 января 2008 г. № 18196/07 организация должна позаботиться также и о благонадежности своего контрагента.
Ссылаясь на то, что судами не дана надлежащая оценка действиям Инспекции, а судом первой инстанции не рассматривались вопросы относительно законности и обоснованности порядка получения представленных в дело инспекцией документов, налогоплательщик считает, что законодательство о налогах и сборах не возлагает на покупателя товара обязанности по проверке добросовестности контрагента по договору и ответственности за неисполнение продавцами возложенной на них обязанности по уплате налога в бюджет.
Эти доводы, по мнению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не подтверждают неправильное применение судами норм права, в основном касаются обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела по существу, и оценки доказательств, данной судами.
Таким образом, ВАС России своим Определением можно сказать обязал налогоплательщиков проверять благонадежность своих контрагентов. В противном случае, если факт существования контрагента налоговой инспекцией не подтвердиться, то у нее будут все основания отказать налогоплательщику в вычете.
Отметим, что аналогичное Определение ВАС России выносил и ранее (Определение ВАС России от 22 октября 2007 г. № 5831/07). Тогда судами было установлено, что представленные в обоснование права на вычет счета-фактуры от имени директора и бухгалтера поставщика подписаны неизвестным лицом. По адресу, указанному в регистрационных документах, поставщик фактически не располагается. На этом основании суд сделал вывод о недостоверности сведений, содержащихся в счетах-фактурах.
Общество же указывало на то, что им были приняты все зависящие от него меры по проверке надежности контрагента. Общество было в достаточной степени осмотрительным и не может нести отрицательные последствия за недобросовестные действия своего поставщика.
Однако из тех документов, которыми располагало Общество, следовало обратное. А именно то, что организация – поставщик было образовано с уставным капиталом в 10 000 руб. за 2 месяца до заключения с ним договора. Договор на поставку оборудования многомиллионной стоимости был доставлен Обществу курьером.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, нельзя согласиться с доводами Общества о его должной осмотрительности при выборе партнера по бизнесу. Соответственно – не может идти и речи ни о каком закономерном вычете.
Наряду с этим, Минфин России в своем Письме от 28 марта 2008 г. № 03-07-11/117еще раз напомнил налогоплательщикам, что согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщикам в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Таким образом организация может предъявить к вычету налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам и услугам только при условии использования их в операциях, являющихся объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Право на вычет и орфографическая ошибка в счете - фактуре

Счета – фактуры заполняют люди, а Людам свойственно ошибаться. При всей внимательности к заполнению данного документа бывают случаи, когда в него закрадывается опечатка или же орфографическая ошибка. Чем в итоге это может грозить организации? Теряет ли она при этом право на вычет по налогу на добавленную стоимость?
Отметим, что в главе 21 НК РФ прямо не указано условие отсутствия в счете – фактуре орфографической ошибки. Однако, подобного рода ошибки тоже бывают разными: одно дело пропустили букву в наименовании товара (при этом на правильное понимание названия товара это не повлияло), и совсем другое дело неверное прочтению наименования поставщика или его адреса. В связи с этим велик риск того, что налоговики посчитают вашего контрагента неблагонадежным (так как не смогут его правильно идентифицировать) и откажут в вычете НДС. В результате чего вам придется отстаивать право на вычет в суде. А судебную практику по данной проблеме мы освещали выше.
Подводя итог хочется сказать: не пренебрегайте мелочами. Ведь кто-кто, а главный бухгалтер лучше всех знает, что не существует мелочей в вопросах, связанных с налоговым (да и, разумеется, бухгалтерским) учетом. И даже самая маленькая на первый взгляд неискушенного сотрудника ошибка может в итоге вылиться в большой поток затяжных проблем.

Также по этой теме: