Проверят всех

Проверят всех

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №24 год - 2008

Гусева И.П.

Юрист

Налоговый кодекс РФ устанавливает жесткие процедурные требования к проведению налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, связанных с проверками, оформлению и рассмотрению их результатов (налоговому процессу). Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, определенных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
В п. 1 ст. 138 НК РФ указано, что в ходе налогового процесса должны учитываться особенности арбитражного процессуального законодательства, поскольку в отношении ненормативных правовых актов налоговых органов не исключен последующий судебный контроль. Согласно п. 3 ст. 64 АПК РФ не допускается использовать доказательства, полученные с нарушением федерального закона. Несоблюдение процедур проведения отдельных мероприятий налогового контроля не дает прав проверяющим органам основывать свои выводы на таких доказательствах.
При нарушениях существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вышестоящий налоговый орган или суд могут отменить решения о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ отсутствие у лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, а также невозможность налогоплательщика представить объяснения, является основанием для признания решения инспекции незаконным. Аналогичная точка зрения выражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 № 12566/07.
Налоговые органы неукоснительно должны соблюдать указанные обеспечительные меры путем доведения до налогоплательщика акта налоговой проверки, уведомления о месте и времени рассмотрения ее материалов, а также выполнения иных требований НК РФ к процедуре подготовки и рассмотрения материалов проверки.
Иные нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки могут служить основаниями для отмены решения инспекции вышестоящим налоговым органом или судом, только если такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
НК РФ установлены безусловные основания для отмены ненормативного правового акта налогового органа.
Акт выездной налоговой проверки, в ходе которой обнаружено налоговое правонарушение, является итоговым актом налогового контроля и выступает и в качестве правоприменительного акта. На основании такого акта возбуждается преследование за совершение налогового правонарушения, т.е. начинается процесс привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно, на основании акта обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма налогового законодательства, определяющая конкретный вид налогового правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию. Такова правовая позиция КС РФ, выраженная в Постановлении от 14 июля 2005 г. № 9-П.
Действующий порядок оформления результатов распространяется на все виды налоговых проверок.
Нарушения процедуры рассмотрения, признаваемые п. 14 ст. 101 НК РФ существенными, могут быть совершены с момента, когда появляется акт налоговой проверки. Дата вручения акта налоговой проверки лицу, в отношении которого она проводилась, или его представителю под расписку либо передачи иным способом, свидетельствующим о факте получения данного документа указанным лицом (его представителем), является началом процедуры привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
До передачи акт налоговой проверки согласно требованиям п. 2 ст. 100 НК РФ должен быть подписан проверяемым лицом. В целях подписания и вручения акта налоговые органы могут использовать процедуру вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренную пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, с использованием уведомления.
Если налогоплательщик отказывается получать акт, то этот факт отражается в акте налоговой проверки и данный акт направляется по почте заказным письмом по местонахождению организации (обособленного подразделения) или местожительству физического лица. Датой вручения акта является шестой день со дня отправки заказного письма. Это регулирует п. 5 ст. 100 НК РФ.
В такой ситуации актуальным становится вопрос об адресе, по которому направляется указанное уведомление, может быть направлен акт и по которому впоследствии проверяемое лицо будет в силу требований п. 2 ст. 101 НК РФ извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки. На практике инспекции сталкиваются с фактами, когда в качестве местонахождения налогоплательщика в уставе указывается один адрес, а фактическим адресом является другой, в том числе содержащийся на бланках писем налогоплательщиков.
Необходимо помнить, что действия налоговых органов, направляющих документы по адресу, имеющемуся в ЕГРЮЛ, соответствуют закону и являются правомерными.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ при несоответствии сведений об адресе, содержащихся в государственных реестрах (ЕГРЮЛ или ЕГРИП), сведениям, указанным в документах, представленных при государственной регистрации, сведения реестров считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Суды зачастую игнорируют требования законодательства и отменяют решения инспекции по формальным основаниям в связи с существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, выразившемся в отсутствии возможности налогоплательщика представить объяснения. Наряду с пояснениями, приведенными в п. 4 ст. 101 НК РФ следует понимать и предусмотренные п. 6 ст. 100 Кодекса письменные возражения по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям, которые проверяемое лицо может представить в соответствующий налоговый орган в течение 15 дней со дня получения указанного акта. Возражения могут возникнуть в случае несогласия налогоплательщика с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями налоговиков.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы