Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Бухгалтерский учет    Отражение в бухгалтерском учете ТСЖ хозяйственных операций

Отражение в бухгалтерском учете ТСЖ хозяйственных операций

Отражение в бухгалтерском учете ТСЖ хозяйственных операций

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №15 год - 2012

Смирнов А. Б.,
эксперт БГ

 

Согласно п. 1 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете обязанность вести бухгалтерский учет возлагается на все организации независимо от организационноправовой формы. В силу п. 7 ст. 148 ЖК РФ ведение бухгалтерского учета и отчетности входит в обязанности правления ТСЖ. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете организации, перешедшие на УСНО, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета (кроме учета основных средств и нематериальных активов, при этом учет доходов и расходов ведется в соответствии с правилами гл. 26.2 НК РФ). Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 3 ст. 29 которого относит к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, не распространяется на ТСЖ (п. 3 ст. 1 этого же Закона).

При организации учета поступлений ТСЖ необходимо принимать во внимание, что согласно п. 1 ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 некоммерческие организации признают лишь доходы и расходы от осуществления предпринимательской и иной деятельности.

Выручка (в отношении поступлений и затрат, которые связаны с предпринимательской деятельностью) отражается на счете 90 «Продажи», а прочие доходы и расходы на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Примерами предпринимательской деятельности ТСЖ является оказание платных услуг, не связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в МКД. Например, установка  внутриквартирного сантехнического оборудования.

Признавать выручку на счете 90 нужно в тот момент, когда услуга фактически оказана, а работа принята заказчиком (п. 12 ПБУ 9/99). Как правило, данный факт определяется по дате подписания соответствующего акта об оказании услуг (выполнении работ). Учет расчетов с заказчиками ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», к которому открываются субсчета для учета авансов и предоплаты (кредиторская задолженность) и расчетов за сданные работы и оказанные услуги (дебиторская задолженность).

В случае, если поступления не связаны с предпринимательской (хозяйственной) деятельностью ТСЖ, а представляют собой целевые поступления от членов ТСЖ и иных лиц, то их необходимо учитывать не счете 86 «Целевое финансирование».

Счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» – при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; 83 «Добавочный капитал» – при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств; 98 «Доходы будущих периодов» – при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т. п.

Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.

Поскольку ТСЖ имеет право взыскать в принудительном порядке причитающиеся ему платежи собственников, целесообразно использовать метод начисления обязательных платежей (Дебет 76 Кредит 86). Альтернативный вариант – отражение в составе целевого финансирования только фактически поступивших целевых средств (Дебет 51 Кредит 86), что не даст информации о полной сумме доходов по смете (суммах задолженности собственников). Кроме того, товарищество должно осуществлять расходы согласно смете, а не в суммах, ограниченных фактическими поступлениями.

Поскольку средства собственников, не вступивших в товарищество, также являются финансированием целевых расходов по смете, их поступление допускается отражать на счете 86.

При поступлении денежных средств в кассу или на расчетный счет ТСЖ дебетуется счет 50 «Касса» или 51 «Расчетные счета» и кредитуется соответствующий аналитический счет синтетического счета 76.

Причем к счету 76 также необходимо открывать отдельные субсчета для учета расчетов с жильцами с обеспечением аналитики по каждому члену ТСЖ (собственнику помещения).

По счетам расходов так же целесообразно открыть как минимум два субсчета:

  • «Расходы, связанные с осуществлением уставной деятельности ТСЖ»;
  • «Расходы, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности ТСЖ».

В бухгалтерском учете ТСЖ могут отражаться следующие проводки:
В примере учитываем субсчет «1» – «Доходы и расходы, связанные с осуществлением уставной деятельности ТСЖ»;

  • субсчет «2» – «Доходы и расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности ТСЖ».

В некоторых случаях отдельные организационные расходы, возникающие при создании ТСЖ, могут возмещаться за счет средств субсидий из местного бюджета, предоставляемых по решению местных властей.

По аналогии со вступительными взносами в бухгалтерском учете отражаются членские и другие взносы членов ТСЖ.

Если ТСЖ организует капитальный ремонт исключительно за счет средств собственников помещений, то учет будет аналогичен учету операций по содержанию и текущему ремонту. А вот если капитальный ремонт проводится в рамках адресных программ с использованием средств субсидий, то помимо сбора и накопления средств собственников, необходимо отразить еще один источник целевых средств – бюджетные субсидии. Так же, необходимо открыть специальный счет в банке, на который зачисляются средства собственников, предназначенные для финансирования их доли расходов на капитальный ремонт, и на который поступает субсидия.

В бухгалтерском учете ТСЖ составлены следующие проводки:

Суммы, поступающие от собственников помещений, в оплату потребляемых ими коммунальных услуг, относятся к целевым и не формируют ни доходов, ни расходов в учете ТСЖ. На практике применяются два варианта отражения таких операций:

  1. С использованием счета 86 «Целевое финансирование», на котором они учитываются так же, как и поступления, связанные с содержанием и ремонтом. При этом для отражения фактической стоимости коммунальных ресурсов, используется отдельный аналитический счет 20 «Основное производство».
  2. Расчеты осуществляются с использованием отдельного субсчета к счету 76, без использования счета 20. Раз ТСЖ выступает как посредник, то, фактическая стоимость коммунальных ресурсов не формирует затраты ТСЖ, а потому расходы проводятся по дебету того же счета 76. Таким образом, на счете 76 по дебету отражаются суммы, фактически предъявленные за потребленные коммунальные ресурсы, а по кредиту – суммы платежей, начисленные собственникам помещений в оплату коммунальных услуг.

Особенностью отражения использования целевого финансирования в учете некоммерческой организации является его единовременность. В учете коммерческих организаций некоторые расходы, осуществленные в текущем периоде, относятся к нескольким отчетным периодам, и бухгалтерские стандарты требуют равномерного признания расходов в течение нескольких отчетных периодов (например, расходы на приобретение годовой страховки). Коммерческие организации для отражения таких затрат используют счет 97 «Расходы будущих периодов». В учете ТСЖ использовать счет 97 нецелесообразно: как только приобретена услуга или объект, средства целевого финансирования считаются уже потраченными. Аналогично в учете коммерческих организаций стоимость внеоборотных активов переносится на затраты в течение их срока полезного использования, но для некоммерческих организаций установлено специальное правило о единовременном отражении использования целевого финансирования.

Добавим, что п. 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденного Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, предписывает отражать нематериальные активы (к которым относится программа для ЭВМ), полученные в пользование, на забалансовом счете у пользователя в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (поскольку Инструкция по применению Плана счетов не предусматривает специального забалансового счета, в учетной политике следует выбрать его самостоятельно).

Также по этой теме: