Последние новации в законодательстве для бухгалтера




Никитина В. Ю.,
эксперт БГ

В начале апреля 2014 г. опубликованы несколько законов, вносящих значительные изменения в ряд нормативных документов, с которыми бухгалтер сталкивается практически ежедневно в своей работе. Это Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Об открытии (закрытии) счетов больше не нужно уведомлять внебюджетные фонды и инспекции
Важные поправки, направленные на совершенствование налогового администрирования, внесены Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального  опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo. gov.ru) 2 апреля 2014 г., в «Российской газете» от 4 апреля 2014 г. № 77.

Данный Закон принят в рамках реализации «дорожной карты», утвержденной Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 № 317-Р). Ее реализация призвана к 2018 г. включить Россию в двадцатку лучших стран в рейтинге Doi№g Busi№ess, подготавливаемом Всемирным банком.

Признаны утратившими силу подп. 1 и 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ. Эти требования дублировали обязанность банков представлять указанные сведения в отношении налогоплательщиковклиентов банка.

Соответственно, утрачивает силу и ст. 118 НК РФ, предусматривающая ответственность перечисленных лиц (налогоплательщиков) за непредставление сведений или нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.

Банки со 2 мая 2014 г. по-прежнему будут извещать инспекторов о счетах. Одновременно существенно ужесточается контроль за исполнением соответствующей обязанности самими кредитными организациями, а также их ответственность. Например, в соответствии с новыми правилами непредставление банком справок о наличии счетов, вкладов и об остатках денежных средств на счетах повлечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.

Кроме того, Закон специально оговаривает обязанности органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством. Федеральное казначейство и органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов, обязаны будут сообщать об открытии, закрытии, изменении реквизитов лицевого счета организации в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме в течение 3 дней.

Федеральным законом от 02.04.2014 № 59-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» также устранена обязанность плательщиков страховых взносов сообщать во внебюджетные фонды об открытии (закрытии) счетов в банках. С 1 мая 2014 г. утрачивают силу п. 1 ч. 3 ст. 28 и ст. 46.1 Федерального закона № 212-ФЗ. Данные нормы предусматривали, соответственно, обязанность сообщать о счетах во внебюджетные фонды и устанавливали ответственность за несообщение этих данных.

Дополнительно отметим, что наряду с п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ ответственность за неуведомление ПФР и ФСС России об открытом (закрытом) счете установлена и ч. 1 ст. 15.33 КоАП РФ. Однако с 1 мая 2014 г. привлечь по ней к ответственности организацию (предпринимателя), не уведомивших внебюджетные фонды об открытом (закрытом) после этой даты счете, также будет нельзя. Это связано с тем, что норма, обязывающая подавать соответствующие уведомления, с указанной даты упраздняется. Таким образом, событие административного правонарушения отсутствует (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Порядок регистрации в государственных внебюджетных фондах стал проще
Федеральным законом № 59-ФЗ внесены и иные изменения в Федеральный закон № 212-ФЗ. Они упростят порядок документооборота при осуществлении процедуры регистрации страхователей органами страхования.

1. Срок регистрации страхователей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей во внебюджетных фондах (ПФР, ФСС России и ФОМС) сокращен до 3 дней с момента представления сведений о них налоговыми органами (было 5 дней).

Напомним, что все организации, а также предприниматели, привлекающие наемных работников, должны встать на учет в качестве страхователей в ПФР и ФСС России.

Предприниматели, не имеющие сотрудников, на учет в ФСС России вставать не обязаны (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

2. Срок снятия с учета во внебюджетных фондах также будет сокращен с 5 до 3 дней.

3. В целях упрощения порядка взаимодействия со страхователями Законом устанавливается, что в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРП) будут содержаться сведения об адресе электронной почты юридического лица и индивидуального предпринимателя, если он был указан в заявлении о государственной регистрации.

Новыми положениями установлено, что документ, подтверждающий регистрацию, будет направляться в электронном виде на указанный в заявлении адрес.

Наряду с этим снижается значимость бумажных подтверждающих документов. Получение в письменной форме на бумажном носителе подтверждения факта регистрации и сведений о страховом тарифе на обязательное социальное страхование, согласно поправкам, не является обязательным для страхователя. Такие документы выдаются по соответствующему запросу страхователя исполнительным органом страховщика в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Отметим, что подавать сведения об адресе электронной почты уже зарегистрированным организациям и предпринимателям не потребуется.

Налогоплательщики, применяющие УСН и ЕНВД, будут платить налог на имущество
Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ внес поправки в ст. 346.11 и 346.26 НК РФ.

Как известно, сейчас организации, перешедшие на УСН и ЕНВД, освобождены от уплаты налога на имущество (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ в действующей редакции). В новой редакции этих статей сделана оговорка: «упрощенщики» и «вмененщики» освобождаются от налога на имущество, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

Для того, чтобы рассчитывать налог по кадастровой стоимости в том или ином субъекте РФ, власти этого субъекта должны утвердить результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. Также должен быть принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. Далее уполномоченный орган субъекта РФ обязан не позднее 1 января определить (и опубликовать) перечень объектов недвижимости, по которым налог должен рассчитываться исходя из кадастровой стоимости. В 2014 г. такой порядок расчета налога введен в действие пока только в трех регионах: Москве, Подмосковье и Амурской области.

Таким образом, если в конкретном регионе предусмотрен расчет налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов, то «упрощенщикам» и «вмененщикам» с 2015 г. придется платить налог на имущество.

Кстати, в письме от 03.03.2014 № 03-05-05-01/8876 Минфин разъяснил, кто, где и каким способом может получить информацию о кадастровой стоимости того или иного объекта.

Запрос о предоставлении сведений о кадастровой стоимости следует направлять в тот орган кадастрового учета, который определял кадастровую стоимость объекта.

Запрос можно отправить по почте или через телекоммуникационные сети (Интернет).

Информация бесплатна и для юридических, и для физических лиц (п. 13 ст. 14 Федерального закона от 24.07.07 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). В частности, общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются по запросам любых лиц, в т. ч. посредством почтового отправления, использования  информационно-телекоммуникационных сетей, в т. ч. Интернета, включая Единый портал  государственных и муниципальных услуг.

При этом кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц.

Физические лица должны сообщать о своем имуществе налоговым органам
Федеральным законом № 52-ФЗ внесены дополнения в ст. 23 НК РФ. Расширены обязанности налогоплательщиков – физических лиц.

С 1 января 2015 г. для них вводится новая обязанность – сообщать в налоговый орган о наличии у них неучтенных объектов недвижимости и транспортных средств, подлежащих налогообложению соответствующими налогами.

Сообщение нужно сделать в налоговый орган по месту жительства, либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и транспортных средств. Сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов должно представляться в налоговый орган однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Данная обязанность будет возникать в случаях неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Сообщение о наличии объекта налогообложения можно будет не представлять, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

За непредставление (несвоевременное представление) указанных сведений введена налоговая ответственность, предусматривающая взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога. Ответственность за несообщение сведений об имуществе вступит в силу с 1 января 2017 г.

До 2017 г. налог исчисляется с года представления сообщения, после – не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

По сути, здесь следует говорить об ослаблении ответственности налоговых органов за их бездействие в ущерб правам налогоплательщиков. Дело в том, что нововведения не согласуются со ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 02.11.2013, с изм. от 02.12.2013) «О налогах на имущество физических лиц», согласно которой исчисление налогов производится налоговыми органами. А налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом РФ. Более того, как известно, по закону налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в т. ч. в письменной форме) о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков.

Поправками же фактически исключается законная обязанность налоговиков направлять налогоплательщикам налоговые уведомления и предусматривается перекладывание данной обязанности на самих плательщиков.

29.04.2015

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста