Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Бухгалтерский учет    Учет начисления и поступления коммунальных и иных платежей товариществом собственников жилья (Часть 2-я)

Учет начисления и поступления коммунальных и иных платежей товариществом собственников жилья (Часть 2-я)

25.11.2015

Учет начисления и поступления коммунальных и иных платежей товариществом собственников жилья (Часть 2-я)

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №6 год - 2015

И. С. Зуйков,
 к. э.н., эксперт «БГ»

В первой части статьи рассказывалось о теоретических аспектах учета начисления и поступления коммунальных платежей. Сегодня мы от теории перейдем непосредственно к практике, и в этом автору будет помогать опыт ТСЖ из Тверской области.

Приведем пример заполненного лицевого счета собственника квартиры (прав на получение льгот нет, заявление на осуществление перерасчета не подано) в ТСЖ, которое управляет одним МКД, имеющим согласно техническому паспорту общую площадь квартир 4295,7 кв. м. При этом следует отметить, что форма бланка лицевого счета собственника помещения (квартиры) законодательно не установлена. Учитывая данное обстоятельство, этот бланк был разработан ТСЖ, основываясь на ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и на Приложении № 1 к приказу Минрегионразвития РФ от 19.09.2011 № 454 «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению».

Что касается предлагаемых на рынке программных продуктов по компьютеризации учета в ТСЖ, то необходимо отметить, что ТСЖ не должно делать себя зависимыми от таких разработчиков. Последние зачастую проводят такую политику на рынке предлагаемых услуг, сначала относительно дешево продают программу учета в ТСЖ, а затем весьма ощутимо обходится сопровождение такой программы. У ТСЖ в этом случае обязательно должна быть альтернатива, которая в данном случае и предлагается. Кроме того, предлагаемые нами формы можно компьютеризировать, имея начальный уровень навыков программирования, например, в MS Excel.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения
Руководствуясь ч. 1 и ч. 8 ст. 156 ЖК РФ, а также пп. 28–38 (5) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, ТСЖ установило обязательный платеж для членов ТСЖ и иных собственников помещений в МКД в размере 10 руб. на 1 кв. м площади квартиры. При расчете были использованы следующие показатели: расходы на предстоящий год по смете на содержание и ремонт МКД составят 515 484,00 руб., общая площадь квартир 4295,7 кв. м, следовательно, стоимость содержания и ремонта 1 кв. м составит 10 руб. (515 484,00 руб. : 12 мес. : 4295,7 кв. м). Таким образом, собственник кв. № 1 из приведенного примера будет вносить ежемесячно 607,00 руб. (60,7 кв. м . 10,00 руб.)

Ежемесячный взнос собственника кв. № 1 на капитальный ремонт МКД составит 467,39 руб. (60,7 кв. м . 7,70 руб.)

http://www.dis.ru/gif/bg/2015/6/2/uchet_nachisleniya_i_postupleniya_kommunalnykh_platezhey_tovarishchestvom_sobstvennikov_zhilya2.gif

Примечание
Подробнее учет на спецсчете ТСЖ начисления и поступления взносов на капремонт МКД рассмотрен в «Бухгалтерской газете» № 4 за 2015 г., см. Учет на специальном счете товарищества собственников жилья начисления и поступления взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома/Зуйков И. С.

Плата за отопление
Теперь перейдем к начислению платы за коммунальные услуги. Самой весомой по размеру является плата за отопление. В Твери распространена ситуация, когда в МКД для целей коммерческого учета установлен ОДПУ, а в квартирах ИПУ не установлены. Не является исключением и рассматриваемый нами МКД.

Следует отметить, что согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» эксплуатация приборов учета – это снятие показаний счетчиков и передача их заказчикам данной услуги, поверка, ремонт и замена приборов учета (п. 2 ч. 6 ст. 19).

ОДПУ отопления, как правило, настроен на фиксацию показаний за календарный месяц, и это учитывается в договоре ТСЖ с теплоснабжающей организацией, например, может присутствовать такая фраза: « …не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным, представлять показания общедомовых приборов учета тепловой энергии…». Это отличает расчеты по отоплению, например, от расчетов по горячему водоснабжению, о которых будет сказано ниже.

Теперь допустим, что на начало месяца показания ОДПУ отопления составили 769,14 Гкал, а на конец месяца – 845,78 Гкал, следовательно, МКД потребил за месяц 76,64 Гкал (845,78–769,14). Согласно вышеупомянутому Приказу ГУ РЭК Тверской области от 19.12.2014 № 384-нп, одноставочный тариф для населения составляет 1272,40 руб./Гкал. Сумма, которую необходимо перечислить теплоснабжающей организации за прошедший календарный месяц, составит 97 516,74 руб. (76,64 . 1272,40).

При наличии в МКД ОДПУ отопления и при отсутствии в нем нежилых помещений объем тепловой энергии, а соответственно и плата за него, распределяется пропорционально площади занимаемых жилых помещений (квартир). Для упоминаемого выше собственника кв. № 1 величина платы за отопление составит 1377,95 руб. (97 516,74 руб. : 4295,7 кв. м . 60,7 кв. м). Для сравнения: сумма, которую надо было бы перечислить теплоснабжающей организации за прошедший календарный месяц при отсутствии в МКД ОДПУ отопления, составила бы 140 472,31 руб. (4295,7 кв. м . 0,0257 Гкал . 1272,40 руб.).

Примечание
0,0257 Гкал – норматив потребления отопления в г. Твери на 1 кв. м общей площади жилого помещения.

Нетрудно подсчитать, что общая экономия при наличии в МКД ОДПУ отопления, в данном случае, составила 42 955,57 руб. (140 472,31 руб. – 97 516,74 руб.), а экономия для собственника кв. № 1 – 606,98 руб. (60,7 кв. м . 0,0257 Гкал . 1272,40 руб. – 1377,95 руб.). Но сразу отметим, что указанная экономия зависит от такого, например, фактора, как низкие температуры в осенний, зимний и весенний периоды, поскольку при весьма низких температурах воздуха температура подаваемого в МКД теплоресурса значительно выше, и экономия может быть намного меньше, или вообще отсутствовать.

Согласно подп. «е» п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления в жилых помещениях используется показатель – Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома.

Плата по нормативу на общедомовые нужды в отношении отопления была отменена постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».

Плата за горячее водоснабжение
Теперь рассмотрим процедуру начисления платы за горячее водоснабжение (далее – ГВС), поскольку эта плата, как правило, является второй по весомости, а в неотопительный период, соответственно, – первой. В Твери, например, распространена ситуация, когда в МКД для целей коммерческого учета установлен ОДПУ ГВС, часть квартир оснащена ИПУ ГВС и в части квартир ИПУ ГВС не установлены.

В соответствии с подп. «е» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 при наличии в доме ОДПУ ГВС исполнитель, которым является ТСЖ, обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, т. е. за основу берется не календарный, а оперативный месяц. В рассматриваемом случае, на основании указанной нормы решением общего собрания собственников помещений в МКД установлен иной порядок снятия показаний ИПУ ГВС, а именно, собственники квартир ежемесячно, в назначенный день и часы приема, о которых сообщается в вывешиваемом председателем ТСЖ объявлении, представляют показания ИПУ ГВС. При этом в указанном решении закреплено, что снятие показаний ИПУ ГВС собственником квартиры (потребителем), должно соответствовать сроку снятия показаний ОДПУ ГВС исполнителем, которым является ТСЖ, что обеспечивает сопоставимость показаний этих двух видов счетчиков и наиболее точный расчет платы за коммунальные услуги.

Предположим, что согласно представленным собственником кв. № 1 данным за оперативный месяц израсходовано (подогрето) 8 куб. м горячей воды (фактически проживает 3 человека). Стоимость 1 куб. м потребленной горячей воды составляет 64,90 руб., следовательно, плата за потребленную этой квартирой горячую воду составит 519,20 руб.

Примечание
При закрытой системе горячего водоснабжения в МКД по трубопроводу до бойлера (устройство для подогрева воды до требуемой температуры) подается холодная вода, а после бойлера уже горячая. В Твери, например, за такой ресурс расплачиваются с двумя организациями: за поставленную воду – с водоснабжающей организацией, а за подогрев – с теплоснабжающей.

Согласно ИПУ жильцы квартиры потребили 4 куб. м холодной воды и 8 куб. м горячей (подогретой) воды. Исходя из приведенных данных, ТСЖ должно получить с собственника кв. № 1 плату за водоснабжение и водоотведение для расчета с водоснабжающей организацией за 12 куб. м (4+8), а для расчета с теплоснабжающей организацией плату за подогрев 8 куб. м воды. Необходимо отметить, что если бы в кв. № 1 отсутствовал ИПУ ГВС, и также фактически проживало 3 человека, то плата за потребленную этой квартирой горячую воду составила бы 556,78 руб. (2,86 куб. м х 3 чел. . 0,051 Гкал . 1272,40 руб.), т. е. на 37,58 руб. (556,78–519,20) больше, и это без применения повышающего коэффициента, установленного упоминаемым выше Приказом ГУ РЭК Тверской области от 22.01.2015 № 7-нп.

Примечание
0,051 Гкал – количество тепла, необходимое для подогрева 1 куб. м воды. Зависит от местоположения МКД и устанавливается в договоре с теплоснабжающей организацией. 2,86 куб. м – норматив ГВС, установленный приказом ГУ РЭК Тверской области от 23.08.2012 № 338-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях при отсутствии коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета для потребителей Тверской области».

Теперь допустим, что показания ОДПУ ГВС на 24.12.2014 г. Составили 316,5 Гкал, а на 24.01.2015 г. – 339,13 Гкал, следовательно, МКД потребил за этот период тепла – 22,63 Гкал (339,13–316,5). Согласно уже не раз упомянутому Приказу ГУ РЭК Тверской области от 19.12.2014 № 384-нп, одноставочный тариф для населения составляет 1272,40 руб./Гкал. Сумма, которую необходимо перечислить теплоснабжающей организации за прошедший оперативный месяц (с 24.12.2014 по 24.01.2015), составит 28 794,41 руб. (22,63 . 1272,40). Далее предположим, что собственникам квартир не оснащенных ИПУ ГВС начислено по нормативу 7423,69 руб., а собственникам квартир с ИПУ ГВС 12264,66 руб. – всего 19 688,35 руб., при этом расход горячей воды по каждой группе составил 114,4 куб. м и 189,0 куб. м соответственно, а всего – 303,4 куб. м. Стоимость теплоресурса, израсходованного на общедомовые нужды, составит 9106,06 руб. (28794,41 – 19688,35). Казалось бы, на какие такие нужды уходит почти треть ресурса? Объяснением этому может служить то, что ИПУ ГВС в квартирах, как правило, механические, и они в отличие от ОДПУ ГВС не учитывают циркуляцию.

Примечание
Циркуляция горячей воды осуществляется круглосуточно, даже когда вода не используется жителями МКД. Система ГВС так специально устроена для того, чтобы горячая вода, поступающая в трубопровод МКД, не остывала, а сразу текла из крана горячей. Схема такова – горячая вода поступает в МКД по прямому трубопроводу, а уходит из него по обратному.

При наличии в доме ОДПУ ГВС и при отсутствии в нем нежилых помещений объем потребленной на общедомовые нужды тепловой энергии распределяется пропорционально площади занимаемых жилых помещений, например, квартир (п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг № 354).

Допустим, что на основании п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, общим собранием собственников помещений в МКД принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Это было сделано потому, что у ТСЖ, за редким исключением, нет собственных средств, а все оплачивается из средств собственников помещений, т. е. как из средств членов ТСЖ, так и из средств собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ. Но данная норма весьма подходит потребителям, обслуживающимся управляющими компаниями (УК), поскольку работа УК предполагает прибыльность, а это как раз источник покрытия указанного превышения.

Поскольку ОДПУ ГВС показывает не только количество тепла, израсходованного МКД, но и объем горячей воды (включая циркуляцию), который составил 443,7 куб. м, объем горячей воды, приходящейся на общедомовые нужды, составит 140,3 куб. м (443,7–303,4). Исходя из этого, на квартиру № 1 из расходов по ГВС на общедомовые нужды приходится 1,9825 куб. м (140,3 куб. м : 4295,7 кв. м . 60,7 кв. м), а величина платы составит 128,67 руб. (9106,06 руб. : 4295,7 кв. м . 60,7 кв. м).

По-иному обстоит дело у тех ТСЖ, которые не исполнили ч. 5 ст. 13 уже упомянутого  Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, и МКД, находящиеся под их управлением, не были оснащены ОДПУ ГВС. Если бы в рассматриваемом МКД отсутствовал ОДПУ ГВС, то при подсчете платы на общедомовые нужды по ГВС использовались бы такие показатели, как уборочная площадь лестниц – 445,5 кв. м и норматив ГВС – 0,03 куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общедомового имущества в МКД, следовательно, плата на общедомовые нужды по ГВС за весь МКД составила бы 867,29 руб. (445,5 кв. м . 0,03 куб. м . 0,051 Гкал . 1272,40 руб.), а для собственника кв. № 1 – 12,26 руб. (867,29 руб. : 4295,7 кв. м . 60,7 кв. м).

И даже при наступлении неблагоприятного момента применения максимального повышающего коэффициента – 1,6, установленного в п. 5 (1) уже упоминаемого постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, при сохранении неизменными прочих показателей, для собственника кв. № 1 плата на общедомовые нужды по ГВС составит 19,62 руб. (12,26 руб. . 1,6), что, как можно увидеть, в 6,6 (128,67 : 19,62) раза меньше, чем при расчетах по ОДПУ ГВС.

Плата за холодное водоснабжение
Начисление платы за холодное водоснабжение (далее – ХВС) весьма схоже с начислением платы за ГВС, а именно, совпадают сроки снятия показаний ОДПУ ХВС, сроки подачи отчетности пользователями (жители МКД), а вот отличием является то, что не учитывается температура холодной воды. Важно отметить, что единицы измерения ОДПУ и ИПУ, в отличие от расчета платы за ГВС, совпадают и исчисляются в куб. м.

Выше упоминалось, что в Твери распространена ситуация, когда в МКД для целей коммерческого учета установлен ОДПУ ГВС, часть квартир оснащена ИПУ ГВС и в части квартир ИПУ ГВС не установлены. Аналогичным образом обстоит дело и с оснащенностью МКД приборами учета ХВС. Как правило, квартира оснащена сразу как ИПУ ГВС, так и ИПУ ХВС, или неоприборена вовсе. МКД также либо оприборен ОДПУ ГВС и ОДПУ ХВС, либо названными приборами учета не оснащен.

Предположим, что согласно поданным собственником кв. № 1 данным за оперативный месяц израсходовано 12 куб. м холодной воды (фактически проживает 3 человека), следовательно, плата за потребленную этой квартирой холодную воду составит 231,96 руб. (12 х 19,33).

Примечание
19,33 руб. – стоимость 1 куб.м потребленной холодной воды (тариф на питьевую воду) в соответствии с приказом ГУ РЭК Тверской области от 17.12.2014 № 283-нп «О тарифах на питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» для потребителей городского округа город Тверь на 2015–2019 годы».

Необходимо отметить, что если бы в кв. № 1 отсутствовали ИПУ ГВС и ХВС, и также фактически проживало 3 человека, то плата за потребленную этой квартирой воду составила бы 400,13 руб. (6,9 куб. м х 3 чел. х 19,33 руб.), т. е. на 168,17 руб. (400,13 – 231,96) больше, и это без применения повышающего коэффициента, установленного упоминаемым выше Приказом ГУ РЭК Тверской области от 22.01.2015 № 7-нп. Как можно увидеть, разница значительна и составляет почти половину от размера платы, исчисленной по показаниям ИПУ ГВС и ХВС.

Примечание
6,9 куб. м – норматив холодного водоснабжения, установленный приказом ГУ РЭК Тверской области от 23.08.2012 № 338-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях при отсутствии коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета для потребителей Тверской области».

Допустим, что по составленному ТСЖ расчету плата за холодное водоснабжение и водоотведение составила 21 846,95 руб., а от жильцов на счет ТСЖ в составе коммунальных и иных платежей должна поступить сумма 29 654,24 руб.

Причиной такой разницы, скорее всего, являются начисления по нормативу за холодное водоснабжение и водоотведение собственникам квартир, не оснащенных ИПУ. Проше говоря, жильцы таких квартир фактически расходуют воды меньше, чем это предусмотрено нормативом. Но согласно п. 47 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 разницу (переплату) 7807,29 руб. (29 654,24 – 21 846,95) следует распределить пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире). Если в МКД постоянно и временно проживает 187 чел., то для кв. № 1 сумма уменьшения составит 125,25 руб. (7807,29 : 187 х 3).

Из окончания статьи в следующем номере «БГ» вы узнаете об учете начисления и поступления других платежей, таких как плата за водоотведение, за электроснабжение, за газоснабжение и пр.


Также по этой теме: