Учет расчетов товарищества собственников жилья с подотчетными лицами и разными дебиторами и кредиторами




И. С. Зуйков,
к. э. н., эксперт «БГ»

(Окончание. Начало читайте в «БГ» № 12, 2015)

Рассмотрим вопрос о смете ТСЖ. Как это ни парадоксально, но основания для несоставления сметы у ТСЖ есть, поскольку при буквальном прочтении п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья только вправе – а значит, не обязано – определять смету доходов и расходов на год. Кроме того, ТСЖ, осуществляющее уставную некоммерческую деятельность, получает вносимые собственниками жилья целевые поступления, а не доходы.

Скорее всего, это упущение законодательной власти, неправильно сформулировавшей данную норму при разработке документа и до сих пор ее не изменившей.

По моему мнению, составление ТСЖ сметы должно быть обязательным, и названием ее должно быть «Смета целевых поступлений и расходов…». В этой связи, далее мы будем применять словосочетание «Смета поступлений и расходов».

Составление смет поступлений и расходов на соответствующий год входит в обязанности правления ТСЖ (ст. 148 ЖК РФ). Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества представляет общему собранию членов ТСЖ заключение о Смете поступлений и расходов на соответствующий год (п. 2 ч. 3 ст. 150 ЖК РФ). Согласно п. 8.1 ч. 1 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания, в том числе, относится утверждение смет поступлений и расходов ТСЖ на год, отчетов об исполнении таких смет.

Товарищество вправе устанавливать на основе принятой Сметы поступлений и расходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в МКД в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД (п. 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ). Члены ТСЖ и не являющиеся его членами собственники помещений в МКД вправе, наряду с другими документами товарищества, ознакомиться со сметами поступлений и расходов, с отчетами об исполнении таких смет (п. 3 ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ).

Смета должна охватывать два периода: до годового общего собрания, проводимого ежегодно, в силу ч. 1.1 ст. 146 ЖК РФ, и после него, поскольку проведение такого собрания раньше середины апреля может привести к нарушению некоторых норм бухгалтерского и жилищного законодательства. Например, согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, годовое общее собрание членов ТСЖ следует проводить после составления заключения ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ. Данное заключение согласно п. 8.3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ утверждается на годовом общем собрании членов ТСЖ. Практика показывает, что для составления заключения ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ требуется не менее двух недель, таким образом, проведение годового общего собрания членов товарищества целесообразно назначать не ранее чем на середину апреля года, следующего за отчетным. При этом, если поторопить бухгалтера с составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, то в случае обнаружения в последующем в этой отчетности ошибок и др., у бухгалтера будет существенный аргумент в свою защиту, поскольку ему не был предоставлен для составления отчетности весь период, предоставляемый законодательством.

В кризисный период экономики весьма трудно точно спланировать величину расходов на  содержание и ремонт общего имущества МКД. Довольно часто правлением ТСЖ (ст. 148 ЖК РФ) бывают запланированы завышенные статьи расходов. В этом случае, при рациональном и  экономном осуществлении расходов, в ТСЖ может образовываться экономия средств. Причем это не единственный источник экономии, здесь можно назвать и неисполнение каких-то статей  расходов Сметы, или, например, экономия по заработной плате из-за невозможности найма на работу некоторых специалистов и др.

В любом случае экономия, при ее образовании, должна быть определена и включена в Смету. То же самое должно касаться и перерасхода, если таковой по каким-то причинам образуется. В Смете, приведенной выше, экономия прошлых лет в общей сумме 261 419,60 руб. показана по строке 1.

Не следует забывать, что при получении экономии установленный ранее на общем собрании членов ТСЖ размер обязательного платежа для них и иных собственников помещений в МКД на 1 кв. метр площади жилого помещения (квартиры) может быть сохранен или уменьшен на очередном годовом общем собрании членов ТСЖ.

file:///D|/Documents and Settings/Admin/Application Data/Adobe/Dreamweaver CS6/ru_RU/OfficeImageTemp/uchet_raschetov_tovarishchestva_sobstvennikov_zhilya2.gif

Целевые поступления платы за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе платы за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему ремонту общего имущества в МКД (п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК), рассчитываются именно из названного в предыдущем предложении обязательного платежа, который в рассматриваемой Смете из-за образовавшейся экономии был сохранен общим собранием ТСЖ на прежнем уровне – 10 руб., поскольку уменьшение этого платежа большинство членов товарищества сочло рискованным. Таким образом, при общей площади квартир 4295,7 кв. м, ежемесячные целевые поступления составят 42 957 руб., а их годовой объем – 515 484 руб. Эти и иные связанные с ними суммы показаны по строке 2.

В строке 3 следует отражать ожидаемые к получению ТСЖ доходы, признаваемые в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н, и на основании законодательства о налогах и сборах. Доходы в рассматриваемом случае не запланированы, но их получение товариществом в будущем исключить нельзя, на этот случай и должна предусматриваться данная строка (статья) в Смете поступлений и расходов.

Строка 4 содержит данные о фонде заработной платы ТСЖ. Следует отметить, что до принятия нового штатного расписания расчеты по заработной плате и связанным с ней начислениям производятся по штатному расписанию, утвержденному в предыдущем году. В рассматриваемом примере это отражено в соответствующих статьях расходов Сметы. Кроме того, фонд заработной платы ТСЖ и связанные с ней начисления детализированы в строках 4.1–4.5 (строки 4.1, 4.2, 4.3, 4,5 при подсчете расходов не учитываются). Такая детализация не является обязательной, но данную или иную детализацию необходимо приводить в Смете поступлений и расходов ТСЖ, если об этом на общем собрании членов ТСЖ было принято решение.

В строке 5 показываются суммы, которые уплачиваются обслуживающим ТСЖ банкам. Если до 01.07.2014 г. осуществляющий расчетно-кассовое обслуживание ТСЖ банк был не вправе открывать специальные счета для накопления на нем средств на капитальный ремонт МКД, то товарищество открыло специальный счет в банке, имеющем на это право. В большинстве банков обслуживание специального счета на капремонт является бесплатным, но если это не так, то, наряду с расходами на расчетно-кассовое обслуживание ТСЖ в одном банке, в Смете следует запланировать расходы на обслуживание специального счета на капремонт.

Если в МКД имеются лифты, то в строке 6 отражается сумма, предназначенная на их техническое освидетельствование, осуществляемое на основании Технического регламента Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза «Безопасность лифтов» от 18.10.2011 г. № 824 (ТР ТС 011/2011).

Согласно ч. 4 ст. 6 названного регламента оценка соответствия лифтов в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза. Результат оценки соответствия лифта оформляется актом и указывается в паспорте лифта. Освидетельствование лифтов осуществляется на основании договора с аккредитованной (уполномоченной) организацией, в этом же договоре указывается и стоимость такого вида работ.

Еще одной особенностью для МКД с лифтами является их страхование на основании Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 г. № 916. Запланированная сумма на страхование лифтов отражается по строке 7 приведенной выше Сметы.

Весьма распространенным случаем является добровольное использование председателем правления и бухгалтером ТСЖ собственной оргтехники (компьютеры, принтеры, копиры и др.) для нужд товарищества. Как правило, при таком использовании личной оргтехники компенсируются расходные материалы (приобретение новых картриджей или их заправка и др.). Запланированная на обслуживание оргтехники сумма отражается по строке 8 приведенной выше Сметы.

В строке 9 проставляется сумма, запланированная на хозяйственные нужды, к которым относятся моющие средства и инвентарь для уборки мест общего пользования и придомовой территории, фасадная краска для покраски бордюров и др.

Малая оргтехника, или, для простоты понимания, канцелярские принадлежности (шариковые ручки, карандаши, фломастеры, дыроколы, стиплеры, папки, скоросшиватели, штемпельные краски, клей и т. п.), приобретаются из расчета суммы, отраженной по строке 10. При сравнении данных в графах 3 и 5 по данной строке можно увидеть, что запланирована меньшая месячная сумма таких  расходов.

Расходы на благоустройство и озеленение придомовой территории предусмотрены в строке 11 и могут включать в себя расходы на приобретение газонокосилки, бензина и масла, поливочных шлангов, саженцев и т. п. Уменьшение этих расходов также можно увидеть, сравнив графы 3 и 5 по этой строке.

Транспортные расходы могут быть весьма разнообразными и в самом обычном случае могут включать затраты на проезд в общественном транспорте председателя правления и бухгалтера ТСЖ в различные организации и учреждения, в силу служебной необходимости (например, в ресурсоснабжающие организации, в банковские учреждения и т. д.). Общее собрание членов ТСЖ может принять решение о том, что возмещение таких расходов осуществляется по предъявлении купленных в общественном транспорте билетов или по штампам на втором экземпляре  доставленных в эти организации и учреждения документов (например, писем).

Основания для признания транспортных расходов могут быть иными, но во всех случаях этот вопрос лучше решить на общем собрании членов ТСЖ. Запланированные транспортные расходы предусмотрены в строке 12. Из-за уменьшения количества служебных поездок уменьшилась и сумма транспортных расходов, что также можно увидеть, сравнив графы 3 и 5 по строке 12.

В прочие расходы Сметы, отражаемые по строке 13, включаются расходы, не вошедшие в предыдущие статьи расходов. Их еще можно отнести к непредвиденным, но в любом случае расходы, понесенные за счет этой статьи, при составлении отчета для общего собрания членов ТСЖ об исполнении Сметы необходимо в обязательном порядке детализировать. А вот по данной статье расходов запланировано их увеличение более чем в 10 раз.

Согласно п. 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов). В рассматриваемом случае на общем собрании собственников помещений на текущий ремонт МКД была утверждена сумма 23 500 руб., которая и нашла свое отражение по строке 14 Сметы. Особенностью по данной статье расходов является то, что с 01.05.2015 г. средств на текущий ремонт не запланировано, поскольку запланированный в предыдущие периоды текущий ремонт из-за его сложности выполнен не был и средства на его осуществление остались неизрасходованными.

До 01.01.2015 г. плательщиками земельного налога со сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом признавались собственники помещений этого дома. С 01.01.2015 г. собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме не уплачивают земельный налог за находящийся в общей долевой собственности земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, поскольку плательщиком по данному налогу согласно ст. 389 НК РФ выступает ТСЖ (подробнее см. письмо ФНС России от 06.11.2014 г. № БС-2-11/795@). В этой связи товариществом запланирован к уплате земельный налог в сумме 10 800 руб., что и отражено в строке 15 Сметы.

О том, как в бухгалтерском учете отражаются операции по приобретению товарно-материальных ценностей через подотчетных лиц для нужд ТСЖ, уже сказано выше. Осталось добавить, что начисление ТСЖ земельного налога отражается по дебету счета 26 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», например, субсчет 12 «Расчеты по земельному налогу», а его уплата – по дебету счета 68 и кредиту счета 51 «Расчетные счета». Таким образом, остальные предусмотренные в пунктах 5–14 Сметы расходы, если они осуществляются не через подотчетных лиц за наличный расчет, учитываются по дебету счета 26 и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Дебиторами ТСЖ, как правило, выступают собственники, не оплатившие в срок коммунальные и иные услуги по квитанциям. Допустим, сумма начисленных собственникам помещений за месяц коммунальных и иных платежей по квитанциям составила 200 тыс. руб., а поступило от собственников 150 тыс. руб. Сальдо на начало месяца отсутствовало. Таким образом, сумма дебиторской задолженности в размере 50 тыс. руб. (200–150) будет числиться на отдельном субсчете счета 76. При этом не исключены и другие случаи образования перед ТСЖ дебиторской задолженности.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что ТСЖ обязаны вести бухгалтерский учет, а следовательно, уделять пристальное внимание такой его важнейшей части, как учет расчетов с подотчетными лицами. Кроме того, поступление и расходы ТСЖ необходимо ежегодно планировать путем составления Сметы. Вот тогда спор о приобретении веников, с повествования о котором была начата эта статья, будет уж точно невозможен.

04.05.2016

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста