Штрафные санкции для товариществ собственников жилья



И. С. Зуйков,
к. э. н., эксперт «БГ»

Для начала отметим, что на момент введения штрафов, речь о которых пойдет ниже, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, размер платы за коммунальные услуги уже мог снижаться. Кроме того, потребитель – физическое лицо уже был и остается вправе взыскать с исполнителя коммунальных услуг неустойку, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ).

С 28.12.2015 вступили в силу новая редакция части 4 и добавленные части 5 и 6 статьи 157 ЖК РФ, вводящие штрафы для ТСЖ как исполнителя коммунальных услуг. Теперь, в силу ч. 4 ст. 157 ЖК РФ, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, размер платы за коммунальные услуги будет снижаться; у потребителя также остается право на взыскание с исполнителя коммунальных услуг неустойки. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и порядке, которые устанавливает Правительство РФ (на данный момент не утверждены).

Согласно ч. 5 ст. 157 ЖК РФ обстоятельством, освобождающим от уплаты штрафа, является отсутствие технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и без длительных перерывов. Факт отсутствия такой технической возможности и его период устанавливаются органом Госжилнадзора после обращения ресурсоснабжающей организации или лица, ответственного за содержание общего имущества в многоквартирном доме (далее – МКД), в соответствии с критериями и в порядке, устанавливаемыми Правительством РФ, но и они пока не утверждены.

В соответствии с ч. 6 ст. 157 ЖК РФ лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и порядке, которые тоже устанавливаются Правительством РФ, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

По нашему мнению, если при начислении платы за коммунальные услуги ТСЖ прибегает к услугам расчетного центра, то штраф за необоснованное увеличение платы все равно будет предъявлен товариществу, а вот оно, в свою очередь, может предъявить расчетному центру регрессный иск, которым в гражданском праве является требование кредитора о возврате денежной суммы, которую он уплатил третьему лицу по вине должника.

Судя по сообщениям в средствах массовой информации, введение таких штрафов встречено обществом с большим одобрением, а заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России А. Чибис просто уверен, что теперь, из-за боязни быть оштрафованными, некачественно выполнять свои обязанности или выставлять неправильные счета на оплату управляющим компаниям станет попросту невыгодным. Если бы речь шла только об управляющих компаниях, то это было бы логично, поскольку подавляющее большинство УК являются коммерческими организациями, следовательно, конечной их целью является извлечение прибыли, за счет которой и могут покрываться суммы выплаченных потребителям штрафов. А как быть некоммерческим организациям, и в частности ТСЖ?

Думается, что для того чтобы показать всю неуместность указанных штрафов для ТСЖ, придется прибегнуть к такому известному еще с древних времен способу доказательства, как reductio ad absurdum (лат. «доведение до нелепости»).

Допустим, что сумма штрафа ТСЖ в пользу всех собственников помещений в управляемом им МКД составила 10 000 руб.

Поскольку в смете поступлений и расходов ТСЖ такой расход, как выплата штрафа собственникам помещений, не предусмотрен, то бухгалтеру следует отразить его сумму по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» и кредиту счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», субсчет 11 «Расчеты с собственниками помещений за потребленные коммунальные услуги и по суммам на содержание жилого помещения».

Необходимо отметить, что у ТСЖ, осуществляющих деятельность, соответствующую коду 70.32.1 «Управление эксплуатацией жилого фонда» (см. ОКВЭД ОК 029-20-01, утрачивает силу 01.01.2017), никаких доходов и иных поступлений для покрытия возникшего расхода не предусмотрено.

Согласно Инструкции по применению плана счетов записи по субсчетам 91–1 «Прочие доходы» и 91–2 производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91–2 и кредитового оборота по субсчету 91–1 определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо также ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91–9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет.

В бухгалтерском учете ТСЖ составляются следующие проводки:
Дебет 91-2 Кредит 76-11 – 10 000 руб. – начислена сумма штрафа, уменьшающая имеющуюся или предстоящую задолженность собственников помещений за потребленные коммунальные услуги и по суммам на содержание жилого помещения;
Дебет 99 Кредит 91-9 – 10 000 руб. – списано сальдо прочих доходов и расходов отчетного месяца.

Теперь предположим, что до конца года товарищество в пользу собственников помещений штрафов и расходов подобного рода больше не начисляло. Тогда сумму чистого убытка отчетного года в размере 10 000 руб. необходимо списать заключительными оборотами декабря в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в корреспонденции со счетом 99.

По истечении года следует составить следующую проводку:
Дебет 84 Кредит 99 – 10 000 руб. – отражена сумма чистого убытка отчетного года.

На проводимом согласно ст. 145 ЖК РФ годовом общем собрании председатель правления (или иное лицо) обязан сообщить членам ТСЖ об образовавшемся убытке от выплаты штрафа всем собственникам в размере 10 000 руб. и о необходимости его погашения, поскольку из-за такой задолженности будут несвоевременно и не полностью осуществляться расчеты с одной или даже с несколькими ресурсоснабжающими организациями, а последние могут прибегнуть к такой мере, как пени, которые, в свою очередь, только будут увеличивать убыток ТСЖ. Полагаем, что из создавшегося положения есть только один, не противоречащий здравому смыслу, выход: погасить задолженность ТСЖ из средств собственников помещений.

Теперь предположим, что на упомянутом общем собрании председателю удалось убедить членов ТСЖ покрыть образовавшийся убыток, и на этом же собрании было решено создать фонд погашения возникшего убытка, средства в который собственники согласились перевести по отдельно напечатанным квитанциям. В бухгалтерском учете ожидаемые целевые поступления в фонд непредвиденных расходов следует отразить по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 14 «Расчеты с собственниками помещений по взносам в фонд непредвиденных расходов» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование», субсчет 4 «Целевые поступления от собственников помещений в фонд непредвиденных расходов». Поступление в фонд непредвиденных расходов денежных средств от собственников на банковский счет ТСЖ следует отразить по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту субсчета 76-14. Списание за счет средств данного фонда суммы убытка отражается по дебету субсчета 86-4 и кредиту счета 84.

В бухгалтерском учете следует составить следующие проводки:
Дебет 76-14 Кредит 86-4 – 10 000 руб. – создан фонд непредвиденных расходов;
Дебет 51 Кредит 76-14 – 10 000 руб. – поступили от собственников в фонд непредвиденных расходов денежные средства, уплаченные по отдельным квитанциям;
Дебет 86-4 Кредит 84 – 10 000 руб. – списана за счет средств фонда непредвиденных расходов сумма убытка.

Думается, что данным примером весьма отчетливо показана вся нелепость созданной  законодателями ситуации со штрафами, адресуемыми ТСЖ. Это происходит потому, что при введении штрафных санкций проигнорирован давно известный, но лучше всех сформулированный еще в Постановлении Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57 постулат: «ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ».

Нормы законодательства, регулирующие деятельность товариществ собственников жилья, таковы, что если избранное правление ТСЖ не устраивает большинство его членов, то в любой момент вместо него может быть избрано другое правление. Таким образом, можно констатировать, что либо у правления ТСЖ и его членов общие экономические интересы, либо данное правление перестает быть таковым вследствие избрания другого состава. А вот введенные штрафы, по сути, не являются санкциями для виновных лиц, а оборачиваются дополнительными трудностями для финансово-хозяйственной деятельности товарищества, ведущими к его банкротству.

17.05.2017

Также по этой теме: