Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Законы    Новые правила выплаты пособий: на что обратить внимание

Новые правила выплаты пособий: на что обратить внимание

Новые правила выплаты пособий: на что обратить внимание

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №16 год - 2007

Филиппов Н.

С 2007 года назначение, расчет и выплата пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам должны производиться в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»

Необходимо учитывать, что с принятием Закона № 255-ФЗ нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, регулировавшие до этого назначение, исчисление и выплату пособий, применяться не могут, а соответствующие законодательные акты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяться только в части, не противоречащей новому закону.

Особое внимание при назначении и выплате пособий рекомендуется обратить на следующие моменты.

Во-первых, пособие по временной нетрудоспособности назначается в зависимости от страхового (а не непрерывного) стажа. В указанный стаж включаются любые периоды работы и иной деятельности (включая индивидуальной предпринимательской) физических лиц, в течение которых им или за него уплачивались страховые взносы на обязательное социальное страхование. При этом страховой стаж не прерывается (в отличие от непрерывного) вне зависимости от оснований увольнения и продолжительности периодов между новым (очередным) и предыдущим местами работы.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г. № 91 (см. приложение № 6 к данному изданию).

В одном из случаев продолжительность страхового стажа учитывается также и при назначении пособия по беременности и родам. Это касается случая, зафиксированного в пункте 3 статьи 11 Закона № 255-ФЗ, - если страховой стаж сотрудницы составляет менее 6 месяцев пособие должно быть назначено в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда с увеличением его на величину районного коэффициента.

Страховой стаж подлежит установлению в отношении всех работников организации по состоянию на 1 января 2007 г. с дальнейшим его исчислением по состоянию на начало каждого страхового случая (болезни, начала периода ухода за заболевшим членом семьи, отпуска по беременности и родам и т.п.). Кроме того, по каждому сотруднику на 1 января 2007 г. следует также определить (в соответствии с ранее применявшимися правилами) его непрерывный трудовой стаж.

Необходимость определения обоих показателей зафиксирована в пункте 2 статьи 17 Закона № 255-ФЗ, - если продолжительность страхового стажа на 1 января 2007 г. составит меньше величины непрерывного трудового стажа за продолжительность страхового стажа должна быть принята величина непрерывного трудового стажа.

Исчисление страхового стажа осуществляется в календарном порядке.

Пример

Предположим, что по одному из сотрудников организации показатели страхового стажа (СС) и непрерывного трудового стажа (НТС) по состоянию на 1 января 2007 г. составили:

1. СС – 5 лет 7 месяцев 4 дня, НТС – 3 года 4 месяца 26 дней, - к расчету должна быть принята величина СС в 5 лет 7 месяцев 4 дня;

2. СС – 5 лет 7 месяцев 4 дня, НТС – 7 лет 7 месяцев 17 дней, - к расчету должна быть принята величина СС в 7 лет 7 месяцев 17 дней.

Фактически продолжительность непрерывного трудового стажа на 1 января 2007 года может превысить продолжительность страхового стажа в случае, если по отдельным периодам работы (особенно до 90-ых годов) не удастся подтвердить уплату за работника страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Подробно вопросы определения страхового стажа рассмотрены в главе 4 данного издания.

Во-вторых, с 2007 года пособия выплачиваются за календарные дни (включая праздничные), приходящиеся на соответствующий период, оформленный листком нетрудоспособности. В связи с этим и расчет среднедневного заработка должен производится за календарные дни соответствующего расчетного периода.

В-третьих, в Законе № 255-ФЗ сохранена норма об ограничении сумм выплачиваемых пособий по временной нетрудоспособности (за исключением выплачиваемых в связи с несчастным случаем на производстве или не производстве) и пособий по беременности и родам максимально разрешенной к выплате суммой, определяемой в целом за календарный месяц. При этом указанная величина должна определяться ежегодно издаваемым Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий календарный год. На 2007 год пособия не должны превышать величину в 16125 руб., увеличенную в соответствующих районах и местностях на размер районного коэффициента (см. статью 13 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год»). Для сравнения в 2006 году эта же величина составляла 15000 руб. плюс районный коэффициент с нее.

В случае необходимости администрация организации вправе принять решение об осуществлении доплаты пособия по временной нетрудоспособности сверх 16125 руб. до фактического среднего заработка работника. При этом бюджетные учреждения вправе производить такую доплату только из внебюджетных средств при условии утверждения в установленном порядке сметы доходов и расходов по указанным средствам. В части лиц, занятых в рамках предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, рассматриваемые доплаты могут быть приняты в целях налогообложения по налогу на прибыль на основании пункта 15 статьи 255 НК РФ в составе расходов на оплату труда. Одним из последних данное утверждение нашло свое отражение в письме Минфина России от 20 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/846.

Соответственно, коммерческие и иные организации сумму доплаты пособия сверх установленных ограничений признают в целях налогообложения прибыли на основании того же пункта 15 статьи 255 НК РФ.

В отдельных случаях сумма выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности и (или) пособия по беременности и родам ограничивается минимальным размером оплаты труда, увеличенным на величину районного коэффициента.

В-четвертых, сохранена норма о выплате пособий по временной нетрудоспособности в случае заболевания или травмы самого работника (за исключением случаев выплаты пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за первые два календарных дня из средств работодателя. Указанные суммы расходов относятся на признаваемые в целях налогообложения прибыли расходы на основании подпункта 48.1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Бюджетные учреждения расходы на оплату первых дней нетрудоспособности в случае болезни или травмы работника относят на подстатью 211 «Заработная плата» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Пособие за остальные календарные дни выплачивается из средств социального страхования.

Наряду с этим, в отличие от ранее применявшихся правил оплате из средств организации в любом случае подлежат первые два календарные дня заболевания или травмы работника, тогда как до 2007 года оплачивались рабочие дни по графику работы, приходящиеся на первые два календарных дня травмы (болезни) работника.

В остальных случаях, не связанных с заболеванием и (или) травмой работника, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается с первого календарного дня из средств социального страхования. К ним относятся пособия, выплачиваемые в связи с осуществлением ухода за заболевшим членом семьи, карантином, протезированием и (или) долечиванием в санаторно-курортных учреждениях. Пособия по беременности и родам также во всех случаях выплачиваются из средств социального страхования с первого календарного дня.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы