Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Законы    Государственная пошлина

Государственная пошлина

15.05.2013

Государственная пошлина

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №2 год - 2013

Гусева И. П.
Юрист

29 декабря 2012 г. вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся, в частности, порядка уплаты государственной пошлины.

Внесенными поправками установлено, что плательщики могут быть освобождены судом от уплаты госпошлины, исходя из их имущественного положения. Кроме того, увеличены размеры некоторых госпошлин.

Согласно изменениям, внесенным в п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22 и п. 3 ст. 333.23 НК РФ, мировые судьи, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ и  конституционные (уставные) суды теперь вправе освобождать плательщика от уплаты госпошлины по рассматриваемым ими делам, исходя из его имущественного положения. До внесения поправок перечисленные судебные органы были вправе только уменьшить размер госпошлины или отсрочить ее уплату. Косвенно этот вопрос затрагивался Конституционным Судом РФ. В своем определении от 13.06.2006 № 274-О он указал, что отсутствие у судов права полностью освобождать лицо от уплаты госпошлины в ряде случаев может быть нарушением принципа беспрепятственного доступа к правосудию.

Внесены изменения, уточняющие, что юридические лица, которые вправе проводить оценку имущества и выдавать соответствующие документы в целях расчета госпошлины за совершение нотариальных действий, должны иметь право заключать договор на проведение оценки согласно законодательству РФ об оценочной деятельности (п. 1 ст. 333.25 НК РФ). Требования к этим юридическим лицам установлены ст. 4 и 15.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Со 100 до 200 руб. увеличен размер госпошлины за государственную регистрацию прав и обременений на участки из земель сельскохозяйственного назначения (подп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Существенно повышены размеры госпошлин за действия уполномоченных органов по лицензированию, в частности:

  • за предоставление лицензии – с 2 600 руб. до 6 000 руб. (абз. 2 подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Следует отметить, что размер госпошлины за переоформление лицензии в связи с изменением сведений об адресах осуществления деятельности остался на прежнем уровне – 2 600 руб.;
  • за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, за предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, за выдачу дубликата лицензии, а также за продление срока действия лицензии – с 200 до 600 руб. (абз. 4, 5, 6, 7 подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Увеличен максимальный размер госпошлины за предоставление лицензии на осуществление банковских операций – с 80 000 до 500 000 руб. (подп. 93 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Кроме того, скорректированы нормы, предусматривающие госпошлины за действия уполномоченных органов, связанные с выдачей лицензий на проведение азартных игр в букмекерских конторах и  тотализаторах. В частности, с 29 декабря 2012 г. госпошлина будет взиматься за предоставление дубликата такой лицензии (абз. 4 подп. 110 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Ее размер будет составлять 3 000 руб. Вместе с тем исключено положение, предусматривающее госпошлину за продление
лицензии на проведение азартных игр.

Внесенные изменения затронули также вопрос взимания госпошлины при передаче имущества в ПИФ (подп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Размер госпошлины остался прежним – 15 000 руб.,   однако теперь прямо указано, что она уплачивается при регистрации права общей долевой собственности на находящуюся в составе ПИФа недвижимость, в том числе приобретаемую для включения в этот фонд, а также за регистрацию обременения этого права или сделок с данным имуществом.

Подпункт 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, предусматривающий госпошлину за регистрацию прав на участки из земель сельскохозяйственного назначения, теперь дополнен исключением. Согласно ему действие этого подпункта не распространяется на регистрацию участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и других целей, указанных в подп. 24. п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а также, что важно, в случае внесения этих земельных участков в ПИФы (приобретения для таких сделок).

Ранее этот вопрос неоднократно был предметом рассмотрения арбитражных судов. При регистрации права общей долевой собственности владельцев паев на земельные участки арбитражные суды приходили к выводу о необходимости применения повышенной специальной ставки госпошлины, установленной подп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (см., например, постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 № А41-33824/11 (определением ВАС РФ от 23.10.2012 № ВАС-12543/12 отказано в передаче дела № А41–33824/2011 в Президиум ВАС РФ), ФАС Центрального округа от 05.09.2012 № А23-4047/2011 (определением ВАС РФ от 23.10.2012 № ВАС-13449/12 отказано в передаче дела № А23-4047/2011 в Президиум ВАС РФ)). Однако ФАС Волго-Вятского округа указывал, что если участок только приобретается для включения в ПИФ, то названная норма не применяется, а госпошлина за регистрацию прав уплачивается по подп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (постановление от 14.08.2012 по делу № А43–20704/2011 (определением ВАС РФ от 10.10.2012 № ВАС-12449/12 отказано в передаче дела № А43–20704/2011 в Президиум ВАС РФ)).

Законодательно закреплено, что госпошлина за госрегистрацию договора об ипотеке и соглашения о его изменении в отношении судна взимается по специальной норме согласно подп. 61 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Соответствующее дополнение внесено в подп. 28 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Напомним, что ранее Налоговый кодекс РФ не давал прямого указания на то, какая из норм подлежит применению при регистрации обременения ипотекой права собственности в отношении судна: общая (за регистрацию договора об ипотеке) или специальная (за регистрацию обременения права на судно). Однако о необходимости применения специальной нормы
высказывался Минфин России (письма от 27.08.2012 № 03-05-06-03/71 и от 16.12.2011 № 03-05-04-03/87).

Вводится госпошлина за выдачу документа о прохождении техосмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним в размере 300 руб. (подп. 41.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Напомним, что госпошлина за выдачу талонов техосмотра для указанных транспортных средств была введена с 1 января 2012 г., однако с 30 августа 2012 г. соответствующее положение утратило силу, и госпошлина с этой даты не взималась (письма Минфина России от 09.10.2012 № 03-05-04-03/82 и от 02.10.2012 № 03-05-04-03/79).

Кроме того, за выдачу временного удостоверения на право управления самоходными машинами будет уплачиваться госпошлина в размере, установленном для выдачи национального водительского удостоверения или удостоверения тракториста, то есть 400 или 800 руб. в зависимости от расходных материалов (на бумажной или пластиковой основе). Такое дополнение внесено в подп. 43 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Этот вопрос не был урегулирован Налоговым кодексом РФ, при этом Минфин России высказывался противоречиво. В письме от 08.10.2012 № 03-05-06-03/77 финансовое ведомство разъясняло, что так как самоходные машины являются транспортными средствами, то госпошлина за выдачу временного удостоверения на право управления ими взимается на основании подп. 45 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в размере 500 руб. Однако ранее Минфин России указывал, что уплата госпошлины за такое юридически значимое действие не предусмотрена Налоговым кодексом РФ (письма от 03.05.2012 № 03-05-04-03/30 и от 09.04.2012 № 03-05-04-–03/25).

Также следует отметить, что с 29 декабря 2012 г. госпошлина не будет уплачиваться за проставление апостиля на истребуемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также по запросам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации документах о регистрации актов гражданского состояния и справках, выданных архивными органами по обращениям физических лиц, проживающих за пределами территории Российской Федерации (подп. 12 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Также по этой теме: