Мудрость подсознания

Мудрость подсознания

Опубликовано в журнале "Консультант бухгалтера" №6 год - 2010

 

Источник: журнал «Консультант бухгалтера»
Автор: профессиональный коуч  Елена  Хлевная

Новобранец спрашивает командира:
«Где же мой окоп?»
Офицер не задумываясь, отвечает:
«Ты стоишь прямо над ним,
просто выброси из него землю!»
Автор неизвестен

Вот и миновал самый сложный период бухгалтерской жизни. Сдана годовая отчетность и первый квартал, взятый штурмом, благополучно почивает в аккуратно сложенных папочках. Наконец-то можно поговорить о чем-то еще кроме баланса.
Например, о сказках.  Самое время подвести итоги конкурса «Бухгалтерская сказкотерапия».  Источник: журнал «Консультант бухгалтера» Автор: профессиональный коуч  Елена  Хлевная     В одном из прошлых номеров мы говорили о том, что с помощью сказки можно изменить точку зрения на ситуации, которые порой кажутся безвыходными; найти совершенно неожиданное решение на первый взгляд неразрешимых проблем и даже изменить собственные привычки и отношение к себе.   Что и произошло с главной героиней сказки, получившей большинством голосов первое место. Это - сказка «Про кнопку» или «Полюби себя», которую прислала на форум «Надежда Пастухова (Nadin)». Сказка с очень интересным сюжетом:

«Жила-была кнопка. Круглая, толстая, с острым носиком. Завистью страдала, жуть. И все хотела всех уколоть. То ватман уколет, к стенке прижмет, то, оставленная на стуле, уколет человека. И все время ругала себя за это. За то, что такая она несчастная, ничего хорошего в жизни не сделала. Так и жила колючкой, пока носик не отломился, а сама она не брякнулась в мусорное ведро.
Лежит она в ведре и думает – «Зачем такой вредной была, всем больно делала?» Вдруг в ведре что-то шевельнулось и, кнопка с удивлением увидела рядом с собой ластик. Он был потрепан, истерт, но смотрел на кнопку с удивлением.
-Ты чего такая смурная?
-Никто меня не любит, сломали и выкинули.
-А ты себя-то любишь?
-Как это, удивилась она, конечно!

-Не любишь, раз сердишься. Ну и что, что выбросили, а сколько ты пользы принесла, ведь без тебя и ватман на стене упал бы, и объявления свалились, и календари не удержались. Вот ты теперь без колючки, кругленькая, гладенькая, а пользы от тебя никакой.

Заплакала кнопка, обидно ей стало от таких слов и хотелось бы все вернуть назад, да не получится. Не ценила она то время, а теперь – поздно. Грустная и опечаленная она заснула, прикрывшись листком бумаги. Во сне она снова прикрепляла ватман к стене, держала носиком календарь и не злорадствовала, а радовалась, что приносит пользу. Проснулась кнопка от того, что кто-то взял ее в руки и долго пристально на нее смотрел.
- Вот то, что мне нужно – услышала она и оказалась в кармане вместе с ластиком.
Ластик протирал глаза ото сна и ничего не понимал.
-Куда это мы поехали?

Весь день прошел в темноте, в ожидании. В конце дня они очутились в незнакомой квартире на столе, покрытом цветной клеенкой. На ней лежала еще одна такая же кнопка без носика и ластик, похожий на ластик из кармана.
Громкий женский голос обрадованно сказал: «А вот и мои помощники». Не успели кнопка с ластиком подумать, как ластик и его тезка оказались на концах спиц, которыми женщина вязала шаль, чтобы петли при вязании не скатывались, а две кнопки разместились на лице самодельной куклы вместо глаз. В это время в комнату вбежала маленькая девочка и, увидев куклу, схватила ее в руки и радостно крикнула:

–Теперь моя кукла стала видеть! И крепко прижала ее к себе.
Кнопка и ластик посмотрели друг на друга и улыбнулись. Кнопка тоже многое увидела. Жизнь продолжалась. Она теперь твердо знала, что любит себя, и поэтому ее любят все!»

От всей души поздравляем победительницу и обладательницу первого приза: посещения тренинга «Главный бухгалтер – деловая женщина в мире бизнеса» и подписки на журнал «Консультант бухгалтера» на 2-е полугодие.
Что же такое сказка? И в чем  ее терапия? Давайте разберемся в этом подробнее.
Согласно «Толковому словарю русского языка» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.) сказка – это «повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».
Каждый из нас с детства помнит знаменитые слова Пушкина: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Действительно, сказка всегда полна чудес и неожиданностей, иносказательна и метафорична. Вот как определяет смысл слова «метафора» В. Даль в Толковом словаре живого великорусского языка: «Метафора – иноречие, инословие, иносказанье; обиняк; риторический троп, перенос прямого значения к косвенному…» А вот определение из «Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова: «МЕТАФОРА. Толкование: оборот речи – употребление слов и выражений в переносном смысле, на основе аналогии, сходства, сравнения».

Именно в этом переносном смысле и содержится тот самый жизненный урок, о котором говорил великий поэт.
Помните сказки Андерсена? По сути своей это –  сборник терапевтических метафор. Например, «Гадкий утенок» -  метафора для подростка с трудным взрослением.
А сказочную повесть А. С. Волкова «Волшебник Изумрудного города», которая является переработкой сказки Фрэнка Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз»? Давайте вспомним  сюжет:
«Жила была девочка Элли, которую вихрь забросил далеко от дома. И она отправилась к волшебнику, чтобы тот помог ей вернуться домой. И по пути Элли обзавелась друзьями: соломенным чучелом, которое мечтало иметь мозги; трусливым львом, который мечтал иметь мужество и железным дровосеком, который мечтал иметь любящее сердце. И они пришли к волшебнику, но волшебник не стал выполнять их желания. Он не стал им давать то, что они хотели. А дал им задания. И они стали их выполнять. И выполняя эти задания, соломенное чучело обнаружило, что у него есть мозги; лев обнаружил, что у него есть мужество; железный дровосек обнаружил, что у него есть любящее сердце, а девочка благополучно вернулась домой к маме.»

Какое послание транслируется при этом? – «Не думай, что ты сейчас получишь таблетку, и кто-то за тебя решит твои проблемы. Нет. Будешь действовать. И выполняя эти действия, обнаружишь, что у тебя есть то, зачем ты пришел и что ты просишь у волшебника». Сказка – ложь, да в ней намек.
Метафора – слово, состоящее из двух греческих корней: «Мета» и «Форе». «Мета» - означает «через». «Форе» - «переносить». Что-то через что-то переносят. Что же переносит метафора? Как мы уже выяснили - смыслы.
Метафора – это средство доставки смыслов. Куда и зачем доставляются эти смыслы?
Как мы знаем, мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого. Доктор Роджер Сперри, удостоенный Нобелевской премии, первым дал объяснение специфики функционирования двух долей головного мозга. Теперь общепризнано, что левая половина мозга отвечает за логические операции, счёт, установление последовательностей, тогда как правая отвечает за инициативу и образное мышление.

Сюжет в метафоре – это как раз та часть, которая предназначена левому полушарию. И пока оно следует за разворачивающимися событиями, правое полушарие занимается поиском и разгадкой скрытого смысла. Это порождает в подсознании процессы, связанные с выстраиванием различных внутренних ассоциаций. То есть с помощью метафоры в обход сознательного контроля и разума забрасывается идея, которую человек отказывается принимать на уровне сознания. Человеку рассказывают сказку. Это просто сказка, она не про него и не про его проблему. Поэтому можно не выставлять иголки не поднимать защиты, можно спокойно послушать. Но в этой сказке есть смыслы, которые имеют отношение и к человеку и к его проблеме. И эти смыслы проходят в сознание, выстраиваются ассоциативные цепочки  и запускается внутренняя работа. В конечном итоге сознательные и подсознательные процессы накладываются друг на друга и порождают новое толкование и новую поведенческую реакцию.
Другими словами, терапевтическая метафора запускает в левом и правом полушариях мозга два параллельно происходящих процесса, в сумме дающих результат в виде нового желанного поведения. Это способ подсказать человеку решение, не навязывая его. Поэтому метафора относится к косвенным внушениям.

Французский врач, основатель психоневрологической школы Нанси, Бернгейм Ипполит (1840 – 1919) говорил: «Косвенные внушения, заключаются в том, чтобы что-то забросить в голову пациента в обход его сознательного контроля, разума».
Метафора – это предложение, от которого можно отказаться. Человек может его принять и использовать - и принимает, если хочет, а если не может или не хочет - не принимает и не использует.      Человеческое восприятие избирательно, оно может выделять нужное и отсекать не нужное.

А если человек сам придумывает метафору или сказку, то в ней заключается его собственная идея, которая пришла изнутри. Естественно, свое собственное, то, что приходит изнутри принимается намного лучше чем то, что  пытаются навязать извне.
Как работает метафора?
Язык бессознательного - это образы и символы. Записывая или рассказывая историю, метафору, мы как бы предъявляем бессознательному образец. Мы ему, на его языке говорим: «Вот что нужно сделать, вот какое изменение нужно осуществить, или вот к какому пониманию нужно прийти». В метафоре содержится предложение. Обычно метафора срабатывает через определенное время.

А если чуть-чуть приоткрыть крышечку у этого волшебного механизма, то можно увидеть, как крутятся колесики. Это очень увлекательно. Если хотите больше узнать об этом, прочитайте книгу Милла Дж., Кроулина Р. «Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего» ребенка». Там есть изумительная метафора для детей, страдающих энурезом про слоника «Санни».  Она подробно разбирается и анализируется. Слоник Санни жил в цирке шапито и все его ругали, били и шпыняли, но однажды когда был выходной день, когда никого из артистов не было,  разгорелся пожар, все звери были привязаны и единственный, кто мог свободно передвигаться по цирку, был как раз слоник Санни. И он подошел к бочке с водой и втянул в себя эту воду и донес ее, туда куда надо, и вылил именно туда куда надо. Потом все его благодарили, ласкали, хвалили.

Какие элементы должны быть в метафоре?
1. Изоморфная ситуация – это ситуация, которая отображает структуру проблемы, но на другом материале. Человек не может написать дипломную работу, мастер не может создать скульптуру.
2.  Должно быть счастливое разрешение. Оно изоморфно желаемой ситуации. Почему человек не может попасть из проблемной ситуации в счастливое разрешение? Потому что у него не хватает одного очень существенного элемента. Он не знает как. И ему предоставляется недостающий элемент.
3. Стратегия решения - способ, с помощью которого попадаешь отсюда (из проблемы) сюда (в желаемую ситуацию).
Есть замечательная книга Владимира Проппа. «Морфология волшебной сказки», в которой он подробным образом проанализировал структуру сказки.

Структурные элементы волшебной сказки.
1.    Герой. Если это терапевтическая сказка, то это герой, который находится в ситуации аналогичной реальной жизненной ситуации человека. Изоморфная ситуация.
2.    Цель. Целью может быть трудное задание, подвиг, который надо совершить, или загадка, которую надо разрешить.
3.    Награда, обещанная в случае успеха.
4.    Необычные магические ресурсы. Волшебный предмет: волшебный клубочек, золотое яблочко на серебряном блюдечке. Или волшебный помощник.
5.    Запреты. Этого не делай, сюда не ходи, это не бери.
6.    Путешествие или путь.
7.    Препятствия на пути, которые преодолеваются.
8.    Ошибки.
9.    Чудесное спасение.
10.    Достижение цели.
11.    Награда, которая обещана. Обретение награды.
Итак, терапевтическая сказка или метафора — это всегда мотивация на успех. Та самая поддержка, которая так необходима каждому из нас при решении профессиональных и личных задач. Она дает возможность взглянуть на сложившуюся ситуацию по-другому, разглядеть то, что не видно логическому разуму, найти новые возможности. Терапевтическая сказка предоставляет большее количество выборов и путей, чем человек реально видит и чувствует на момент, когда его одолевает какая-нибудь проблема.

Создание и восприятие метафоры — процесс творческий как для читателя и слушателя, так и для самого автора. Навык написания метафоры, так же как и решение любой проблемы всегда подразумевает определенное обучение, развитие. У кого-то это получается быстрее и легче, у кого-то дольше, но в любом случае получается, если есть желание учиться. Это как  плавание.
Все мы учились когда-то плавать. Когда учишься плавать, сначала пытаешься все контролировать. Пытаешься контролировать положение рук, положение ног, положение тела, каждое движение. Получается не очень хорошо, а потом, в какой-то момент, неожиданно для себя ты вдруг ощущаешь силу, которая тебя поддерживает. И приходит понимание, или ощущение, или осознание того, что можно просто расслабиться. И парадоксальным образом, ты понимаешь, что, отказавшись от контроля, ты обретаешь еще большую свободу. И можешь легко направиться в любом направлении, куда хочешь. А если тебя что-то привлекает в глубине, то можно погрузиться глубже, и исследовать, рассмотреть, ощупать.

Вы догадались? Это терапевтическая метафора. Каждый читающий найдет в ней свой скрытый смысл, свою идею.
Перечитайте любимые детские сказки, загляните в них глазами взрослого. Вы найдете в них столько неожиданно удивительных смыслов… И может быть запустите в своем подсознании процесс столь желанных изменений…
Какие ассоциации приходят Вам в голову, когда произносится слово «изменение»? Наверное, первое – это превращение гусеницы в бабочку. Классический пример трансформации. Есть замечательная метафора изменения, которой хочется закончить эту статью и пожелать Вам успехов на Вашем жизненном пути. Она называется  «Бабочка»:

Жила была гусеница, которая каждый день, изо дня в день, изо дня в день, делала одно и то же, одно и то же, одно и то же. Но однажды, в один прекрасный день, не понятно почему, побуждаемая каким-то внутренним импульсом, она нашла подходящее удобное место, в развилке двух сучков, закрепилась там, и начала делать то, что она раньше никогда в жизни не делала. Она начала выпускать из себя длинную, тонкую, но прочную нить, и она стала обматываться ею. И хотя она делала это впервые в жизни, она это делала совершенно правильно, ведомая каким-то неизвестным ей самой внутренним инстинктом.
И когда она завершила эту работу, оказалось, что она создала вокруг себя кокон. Надежный, прочный, который защищает от внешних воздействий, который позволяет в тишине, покое осуществиться, за нужное время, нужный срок, всем тем изменениям, которые должны осуществиться.

И когда нужное время прошло, и все те изменения, которые должны осуществиться, осуществились, существо, которое скрывается внутри кокона, ощутило потребность выйти наружу. И оно стало напрягать всю силу своего намерения. И лопнула одна ниточка, потом вторая, потом третья и кокон раскрылся, и существо вышло на свободу и оказалось, что это бабочка. Большая, красивая, сильная, которая живет долго, летает высоко, далеко, несет в мир радость, счастье, красоту, гармонию. И бабочка взмахнула крыльями и полетела.

Счастливого пути!

Также по этой теме: