Ликвидация юрлица

Ликвидация юрлица

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №19 год - 2010

Василевский Г.А.


Советник налоговой службы 2 ранга

(материал предоставлен
информационным комитетом НП ААС)

Основания принудительного исключения юридических лиц из Государственного Реестра юридических лиц

Одной из причин ликвидации предприятий, а соответственно исключение их из Государственного Реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), могут быть законные требования кредиторов, налоговых и иных государственных органов, которым предоставлено право заявлять соответствующие иски с целью обеспечения общественных и государственных интересов. Как правило, в такую ситуацию попадают компании, не сумевшие правильно приспособиться к рыночной конъюнктуре.

Процедура ликвидации юридического лица регламентируется ст. ст. 61–64 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В соответствии со ст. 61 ликвидация юридического лица есть прекращение его прав и обязанностей без права их перехода к иным лицам (как юридическим, так и физическим, в т.ч. учредителям, участникам, акционерам).

В Российском законодательстве в основном выделяют два вида ликвидации юридических лиц: принудительная и добровольная. Мы рассмотрим основания принудительной ликвидации юридического лица, а соответственно его принудительное исключение из ЕГРЮЛ.
Итак, принудительной ликвидации юридические лица могут быть подвергнуты в следующих случаях (п. 2 ст. 61 ГК РФ):
1) в случае допущенных при их создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) осуществляющие деятельность:
– без надлежащего разрешения (лицензии);
– запрещенной законом;
– с нарушением Конституции Российской Федерации;
– с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
3) при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом (п. 2 ст. 61 ГК РФ;
4) при признании регистрации юридического лица недействительной;
5) при признании юридического лица несостоятельным (банкротом) (ст. 65 ГК РФ).

Принудительная ликвидация юридических лиц
Вне зависимости от основания принудительная ликвидация может быть проведена исключительно по решению суда. Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, заявление о ее ликвидации следует оставить без рассмотрения, поскольку в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних двенадцати месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

Право предъявления в суд требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом уполномоченным государственным органам или органам местного самоуправления.

Право, наделяющее государственные органы обращения в суд с иском о ликвидации юридических лиц, содержится во многих законодательных актах, например:

– Федеральный закон от 08.08.2001 № 129 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон о государственной регистрации, Закон № 129 ФЗ);
– Федеральный закон от 12.01.1996 № 7 ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон о некоммерческих организациях, Закон № 7 ФЗ);
– Федеральный закон от 19.05.1995 № 82 ФЗ "Об общественных объединениях";
– Закон РФ от 21.03.1991 № 943–1 "О налоговых органах Российской Федерации"
– Федеральный закон от 26.07.2006 № 135 ФЗ "О защите конкуренции";
– Федеральный закон от 25.07.2002 № 114 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
– Федеральный закон от 22.04.1996 № 39 ФЗ "О рынке ценных бумаг" и др.

Кроме того, согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ) от 05.12.1997 № 23 в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться:

– Центральным банком РФ – на основании ст. 20 Закона РФ от 02.12.1990 № 395–1 "О банках и банковской деятельности" (далее – Закон о банках);
– прокурором – на основании ст. 35 Закона РФ от 17.01.1992 № 2202–1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В соответствии с п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 (далее – Информационное письмо № 84) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.

Как свидетельствует арбитражная практика, при принятии решения о принудительной ликвидации юридического лица суды руководствуются Постановлением КС РФ от 18.07.2003 № 14 П. Согласно данному Постановлению отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду – с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий,– принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18.07.2003 № 14 П указал, что отдельное нарушение нормативно-­правовых актов, допущенное как при создании юридического лица, так и в ходе его деятельности, само по себе не может являться единственным основанием для прекращения юридического лица путем его ликвидации при условии, что это нарушение носит устранимый характер (Постановления ФАС Северо­Западного округа от 15.09.2004 по делу № А56–2806/04, от 02.09.2005 по делу № А56–12783/2005, от 21.11.2005 по делу № А56–16659/2005).

Нарушение законодательства о лицензировании
Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ "отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)".
Если деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии), то суд может принять решение о принудительной ликвидации юридического лица.

Пункт 3 ст. 13 Закона № 128 ФЗ устанавливает момент прекращения лицензии. Действие лицензии прекращается:

– со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
– с момента прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
– со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;
– со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 13.01.2000 № 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)", согласно ч. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ликвидации юридического лица. Однако, в случаях, когда юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, лишение его лицензии на ведение какого­-либо одного вида деятельности не может рассматриваться как основание для его ликвидации, если после аннулирования лицензии оно прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица
Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Такими органами, в частности, являются налоговые органы, Банк России, федеральный антимонопольный орган, кроме того, право на предъявление иска о принудительной ликвидации предоставляется и прокурору.

Право на предъявление иска налоговому органу предоставляет п. 16 ст. 31 НК РФ, в соответствии с которым налоговый орган имеет право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-­правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Например, налоговый орган может обратиться в суд с требованием о ликвидации акционерного общества, если оно не выполняет требование, установленное п. 1 ст. 34 Закона № 208 ФЗ:
"Акции, право собственности на которые перешло к обществу, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их номинальной стоимости не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала. Если общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества".

Не следует забывать, что компетенция налоговых органов не ограничивается сферой законодательства о налогах и сборах.
На налоговые органы возложен ряд задач, вытекающих из других правовых актов.
Так, согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон № 129 ФЗ) налоговый орган вправе предъявлять иски как орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц.

В качестве примера можно привести требования ст. 26 Закона № 129 ФЗ о представлении в регистрирующий орган сведений, необходимых для перерегистрации юридического лица. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом № 129 ФЗ в отношении исключения недействующих юридических лиц.

При оценке правомерности требования налогового органа о ликвидации юридического лица необходимо исходить из того, насколько такое требование соотносится с компетенцией налоговых органов, определенной конкретным актом законодательства.

Согласно ст. 6 Закона РФ от 22.03.1991 № 948–1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещается заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

Таким образом, федеральный антимонопольный орган вправе предъявлять иски в отношении объединений коммерческих организаций, хозяйственных обществ или товариществ, если такие объединения осуществляют координацию предпринимательской деятельности, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Во всех указанных случаях при принудительной ликвидации юридических лиц в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекаются регистрирующие (налоговые) органы, как сторона по делу. Принудительная ликвидация юридических лиц в рассматриваемых выше случаях заканчивается вынесением судебного акта о ликвидации. Пунктом 9 ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц предусмотрено: споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ). Подобного рода споры в основном рассматриваются в арбитражном суде в соответствии с правилами арбитражного судопроизводства (за исключением споров о ликвидации общественных организаций), результатом рассмотрения которых является принятие судебных актов о ликвидации юридических лиц и исключении последних из ЕГРЮЛ.

В соответствии со статьей 171 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд направляет копии решения лицам, участвующим в деле (сторонам), т.е. регистрирующему органу, который производит соответствующие мероприятия по исключению юридических лиц из ЕГРЮЛ.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Однако, в настоящее время все больше используется так называемый административный процесс ликвидации, проводимый по инициативе регистрирующего (налогового) органа.

Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа осуществляется в соответствии с положениями гл. VII Федерального закона от 08.08.2001 № 129 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон № 129 ФЗ).

Порядок исключения из единого государственного реестра сведений о юридическом лице
Статей 21.1 Федерального закона № 129 ФЗ определен порядок исключения из единого государственного реестра сведений о юридическом лице, прекратившем свою деятельность по решению регистрирующего органа.

Исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является длительной процедурой, состоящей из следующих этапов:

1. Определение фактически прекратившего деятельность юридического лица, в отношении которого может быть осуществлена процедура исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего (налогового) органа.
При определении фактически прекратившего деятельность юридического лица регистрирующему (налоговому) органу необходимо руководствоваться следующим.

1.1. Учитывая положения пункта 1 статьи 21.1 Закона № 129 ФЗ, доказательством, свидетельствующим о фактическом неосуществлении юридическим лицом деятельности, является одновременное наличие в регистрирующем (налоговом) органе:
– документа соответствующего структурного подразделения налогового органа по месту нахождения юридического лица, подтверждающего факт непредставления юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, а также
– документа банка, в котором открыт счет недействующего юридического лица, подтверждающего отсутствие операций по банковскому счету, или документа налогового органа по месту нахождения юридического лица, подтверждающего факт отсутствия в налоговом органе информации о наличии у юридического лица открытых банковских счетов.

1.2. В связи с разграничением законодательством РФ механизма ликвидации отсутствующих должников, предусмотренного Федеральным законом от 26.10.2002 № 127 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции от 27.07.2010), и процедуры исключения недействующего юридического лица из государственного реестра по решению регистрирующего органа, решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении организаций, имеющих задолженность по обязательным платежам в бюджеты, принимается при наличии в регистрирующем (налоговом) органе документа о применении в отношении таких юридических лиц процедур банкротства.
Указанный документ представляется в установленном порядке соответствующим структурным подразделением налогового органа, в котором недействующее юридическое лицо состоит на учете по месту нахождения (п. 1.2 в ред. письма ФНС РФ от 24.09.2007 № СК 6-09/732).

2. Принятие в отношении юридического лица регистрирующим (налоговым) органом по месту его нахождения решения о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – Решение).

2.1. После определения (выявления) фактически прекратившего деятельность юридического лица на основании имеющихся в регистрирующем (налоговом) органе документов, указанных в пунктах 1.1, 1.2 Методических рекомендаций по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Закона № 83 ФЗ, доведенных письмом Федеральной налоговой службы России от 9 августа 2005 г. № ЧД 6–09/668, регистрирующий (налоговый) орган принимает Решение (Приложение № 1 к настоящим Методическим рекомендациям).

В Письме ФНС России от 07.08.2006 № ШТ 6–09/770 установлен специальный порядок регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность.

Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальной, не связанной с его ликвидацией. В соответствии с этим п. 4 ст. 61 ГК РФ в данном случае применению не подлежит.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, по мнению ВАС РФ, допускается даже в тех случаях, когда юридическое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней, поскольку сам факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2007 № А41 К2–5323/07).

В следующих номерах мы остановимся на особенностях процедуры ликвидации, а соответственно и основаниях, по которым принудительно могут быть исключены юридические лица из ЕГРЮЛ, характерные для конкретных организационно-­правовых форм.

Также по этой теме: