Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Консультации юриста    Как правильно ликвидироваться индивидуальному предпринимателю

Как правильно ликвидироваться индивидуальному предпринимателю

Как правильно ликвидироваться индивидуальному предпринимателю

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №20 год - 2010

Сидинкина И. В.

эксперт БГ

Индивидуальный предприниматель на любом этапе своей предпринимательской деятельности может принять решение о прекращении данной деятельности.
Порядок государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регулируется ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Прежде чем приступить к процессу ликвидации, необходимо сдать отчетность за текущий год, произвести сверку по налогам и взносам, закрыть расчетные счета, а также снять с учета контрольно-кассовую технику (ККТ).

Согласно п. 5 ст. 84 НК РФ в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снятие его с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п. 4 Правил ведения единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110, снятие с учета физического лица в качестве индивидуального предпринимателя при прекращении деятельности, а также в случае его смерти, осуществляется в налоговом органе по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи ЕГРИП.

По разъяснениям ФНС РФ, приведенным в Письме от 22.09.2010 г. № ШС-37–3/11731, в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физического лица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций и уплаты налогов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Соответственно суммы налогов (сборов), начисленные к уплате (уменьшению) по декларациям, представленным физическими лицами за налоговый период, в котором они осуществляли деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, должны быть отражены в информационных ресурсах налоговых органов.

Таким образом, налоговыми органами не производится закрытие карточек "Расчеты с бюджетом" индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность, до завершения их расчетов с бюджетом и закрытия налоговых обязательств. Кроме того, индивидуальные предприниматели должны сообщать в налоговый орган о закрытии счетов, используемых ими в предпринимательской деятельности. В соответствии с требованиями пп. 1 п. 2 ст. 23 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ, необходимо в течение 7 рабочих дней со дня закрытия таких счетов, представить в налоговый орган документ по форме № С-09–1 (утв. Приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7–6/252@).

При нарушении срока представления в налоговый орган информации о закрытии счетов влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. на основании п. 1 ст. 118 НК РФ. Снятие ККТ с регистрации осуществляется по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления соответствующего заявления в налоговый орган. Следуя указаниям п. 16 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями", к заявлению необходимо приложить паспорт ККТ и карточку регистрации.
Представление сведений в Пенсионный фонд и ФСС
Правила снятия с регистрационного учета страхователей прописаны в Порядке регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утв. Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296 п). Таким образом, снятие с регистрационного учета физического лица – работодателя – индивидуального предпринимателя в связи с прекращением предпринимательской деятельности производится на основании сведений из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (п. 26 Порядка № 296п).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем является самостоятельным основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. В соответствии с нормами ст. 307 ТК РФ, в отличие от юридических лиц, сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемого при прекращении трудового договора выходного пособия определяются трудовым договором. Дело в том, что все гарантии, прописанные в ст. ст. 178 и 180 ТК РФ, касаются только организаций.

Пенсионный фонд выдает справку, подтверждающую представление в территориальный орган ПФР сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета на основании заявления, написанного индивидуальным предпринимателем. Если индивидуальный предприниматель производил выплаты физическим лицам, то при прекращении деятельности он должен представить сведения о застрахованных лицах в течение одного месяца со дня принятия решения о закрытии, но не позднее дня представления в инспекцию документов для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Таковы требования п. 3 ст. 11 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования". Индивидуальному предпринимателю, прекращающему свою деятельность, также следует сняться с учета в качестве страхователя в ФСС РФ при отсутствии задолженности по обязательным платежам. Он обязан провести данную процедуру в соответствии с правилами, приведенными в п. п. 24 и 25 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации (утв. Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 № 27).
Заявление о прекращении деятельности
Гражданское законодательство РФ не предусматривает специального института защиты прав кредиторов индивидуального предпринимателя, прекращающего свою предпринимательскую деятельность, в отличие от случая ликвидации юридического лица, когда государственная регистрация данного лица в связи с его ликвидацией возможна только после удовлетворения требований его кредиторов. Это обоснованно тем, что юридическое лицо после ликвидации прекращает свое существование, как субъект права. Гражданин же после прекращения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не теряет свою гражданскую правосубъектность и его кредиторы по обязательствам, связанным с осуществлявшейся данным гражданином предпринимательской деятельностью, могут предъявить ему свои требования и после того, как его государственная
регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу.

Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ предусмотрено всего два документа, которые необходимо представить принявшему решение о прекращении своей деятельности индивидуальному предпринимателю:

1) заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, составленное по форме № Р26001 согласно Приложению № 20 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей”;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, п. п. 3 и 4 Требований, заявление, представляемое в регистрирующий орган, заполняется в одном экземпляре в прошитом и пронумерованном виде, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Заявление представляется на бумажном носителе и по возможности в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливаются регистрирующим органом.
Юридическая сила документов, представленных в электронном виде, подтверждается в соответствии с законодательством РФ.
При составлении заявления на бумажном носителе, бланк заявления заполняется от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом. В случае если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк.
Заявление состоит из титульной части, в которой приводятся персональные данные предпринимателя, и листа А. Лист А является распиской регистрирующего органа в получении документов от предпринимателя. В нем указывается количество листов заявления и документа об уплате госпошлины, которые предприниматель представил для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 5 Требований, расписка, в которой содержатся наименование и реквизиты документов, представленных заявителем, заполняется регистрирующим органом в двух экземплярах. При этом один экземпляр остается в регистрационном деле индивидуального предпринимателя, второй экземпляр, заверенный подписью должностного лица регистрирующего органа, выдается (направляется) заявителю с указанием даты получения документов регистрирующим органом.

В соответствии с п. 8 ст. 22.3 и п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ, государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. В связи с этим, заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р65001 (утв. Постановлением № 439).

Не следует забывать, что согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, одной из обязанностей налогоплательщика является обеспечение в течение четырех лет сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
В связи с этим, предприниматель, прекративший деятельность, обязан хранить названные документы в течение четырех лет после получения свидетельства о прекращении предпринимательской деятельности, так как в отношении физических лиц – бывших индивидуальных предпринимателей может быть проведена выездная налоговая проверка в течение трех лет с момента прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.


Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы