Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Налоги    Порядок расчета налоговой базы по налогу на прибыль с учетом изменений, внесенных федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ

Порядок расчета налоговой базы по налогу на прибыль с учетом изменений, внесенных федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ

Порядок расчета налоговой базы по налогу на прибыль с учетом изменений, внесенных федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №6 год - 2011

Куликова С. С.

налоговый консультант

В июле прошлого года были внесены масштабные поправки в Налоговый кодекс, в том числе и по налогу на прибыль. Часть поправок вступила в силу еще в прошлом году, а часть в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ – с 1 января 2011 г.

Основные нововведения, появившиеся в 2010 г. в порядке исчисления налога на прибыль необходимо принимать во внимание при формировании налоговой базы и составлении декларации.

Увеличена стоимость амортизируемого имущества

Начиная с 2011 года, в два раза вырос лимит стоимости амортизируемого имущества.

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40000 рублей, а не 20000 руб., как в прошлом году.

Таким образом, имущество стоимостью свыше 40000 руб. приобретенное в 2010 г., но не введенное в эксплуатацию до 01.01.2011, в дальнейшем независимо от срока его использования можно учитывать в расходах единовременно при вводе в эксплуатацию.

Расширен перечень материальных расходов

Согласно п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

В абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ было внесено дополнение, согласно которому стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. п. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ.

Данная норма отражает порядок определения стоимости, в частности, имущества, полученного при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении или частичной ликвидации основных средств.

До вступления в силу Закона № 229-ФЗ, стоимость имущества, полученного при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении или частичной ликвидации основных средств, признавалась равной нулю (Письмо Минфина России от 17.02.2010 № 03-03-06/1/75).

В соответствии с п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Такие акты могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Данный порядок определения стоимости имущества, полученного при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении или частичной ликвидации основных средств, может применяться только к имуществу, полученному в связи с указанными ситуациями после вступления в силу Закона № 229-ФЗ.

При этом момент приобретения основных средств, подвергающихся модернизации, реконструкции, техническому перевооружению или частичной ликвидации, не имеет значения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона № 229-ФЗ положения абзаца второго пункта 2 статьи 254 НК РФ (в редакции Закона № 229-ФЗ) распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2010.

Авансовые платежи

Изменение коснулось лимита среднеквартальной выручки для получения права на уплату только ежеквартальных авансовых платежей. Ранее п. 3 ст. 286 НК РФ предусматривал уплату только квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода организациям, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал.

С 2011 г. лимит среднеквартальной выручки увеличен с трех до десяти миллионов рублей, что, безусловно, улучшает положение тех налогоплательщиков, чья выручка находится именно в этих пределах и кто предпочитает платить авансы по реальной прибыли. Возможно тем компаниям, которые в 2010 г. исчисляли налог ежемесячно по фактически полученной прибыли, будет выгоднее в 2011 г. уплачивать налог ежеквартально исходя из прибыли отчетного квартала. Также появляется возможность облегчить себе работу по составлению деклараций.

Однако следует помнить, что в случае превышения среднеквартального дохода фирмы десяти миллионов рублей, ей придется вернуться к общему порядку. О любом изменении порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль лучше сообщать налоговой инспекции.

Обратите внимание! В 1 квартале 2011 г. тем организациям, у которых доходы от реализации за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2010 года в среднем не превысили десяти миллионов рублей за каждый квартал, следует уплачивать только квартальные авансовые платежи. Определяется лимит просто: сумма строк 010 Листа 02, 010 и 020 Листа 05 налоговой декларации за 2010 год, деленная на 4.

Если среднеквартальный доход организации в 2010 г. составлял, например, восемь миллионов рублей и в 2010 г. она начисляла ежемесячные авансовые платежи в общем порядке, то в декларации за 9 месяцев должны быть отражены суммы ежемесячных авансовых платежей для уплаты в I квартале 2011 г. по месяцам.

С 2011 г. эта компания не обязана уплачивать авансовые платежи, поскольку ее средний квартальный доход не превышает десяти миллионов рублей.

Об этом сообщила ФНС России в своем Письме от 11.02.11 № КЕ-4–3/2151.

Страховые взносы

Поправками, внесенными Законом № 229-ФЗ, разрешился спорный вопрос о том, по какому основанию учитывать страховые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В течение 2010 г. до внесения изменений Законом № 229-ФЗ для налогоплательщиков оставался спорным вопрос о том, в каком порядке учитывать суммы начисленных страховых взносов.

Минфин России неоднократно разъяснял, что суммы страховых взносов, уплачиваемые в соответствии с Законом № 212-ФЗ, должны учитываться в составе прочих расходов организации на основании п. п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

До введения страховых взносов суммы ЕСН учитывались на основании п. п. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Данная норма предусматривала, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ. Поскольку страховые взносы не являются налогами и другими платежами, указанными в п. п. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, то учитывать их по этому основанию было неправомерно.

Чиновники также указывали, что страховые взносы не соответствуют сущности расходов на оплату труда, заложенной в ст. 255 НК РФ, т. к. данная норма установлена для расходов на оплату труда, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. Уплата страховых взносов осуществляется на основании Закона № 212-ФЗ и не связана с трудовыми и коллективными договорами.

Следовательно, учитывать взносы на обязательное социальное страхование в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ до 2 сентября 2010 г. было недопустимо.

Для признания таких расходов до 1 января 2010 г. также был неприменим п. 16 ст. 255 НК РФ, поскольку взносы уплачиваются на основании Закона № 212-ФЗ, а не по договору обязательного страхования. Не подходила для учета взносов и ст. 263 НК РФ, т. к. на основании этой нормы организации признают расходы по имущественному страхованию. Однако ранее контролирующие органы считали, что взносы следует учитывать именно на основании п. 2 ст. 263 НК РФ (Письма Минфина России от 19.10.2009 № 03–03–06/2/197, УФНС России по г. Москве от 03.03.2010 № 16–15/022061@).

Что касается момента признания указанных расходов в налоговом учете, то согласно п. п. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления. Следовательно, при определении момента признания в налоговом учете страховых взносов, ввиду того что они являются обязательными платежами, следует применять п. п. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ. Таким образом, датой осуществления расходов в виде страховых взносов признается дата их начисления.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ изложен в новой редакции. Теперь помимо сумм налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов к прочим расходам относятся суммы страховых взносов в ПФ РФ на обязательное пенсионное страхование, в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ФФОМС и ТФОМС на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ.

На основании п. 5 ст. 10 Закона № 229-ФЗ положения подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ (в редакции Закона № 229-ФЗ) распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2010.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы