Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Налоги    Вступили в силу поправки по налогу на имущество активов организации

Вступили в силу поправки по налогу на имущество активов организации

23.10.2013

Вступили в силу поправки по налогу на имущество активов организации

Опубликовано в журнале "Бухгалтерская газета" №5 год - 2013

Гусева И. П.,
эксперт БГ

В конце прошлого года наиболее приятный сюрприз налогоплательщикам подготовлен Законом от 29.11 2012 г. № 202-ФЗ, положения которого посвящены имущественным налогам. Итак, с начала 2013 г. освобождены от налога на имущество движимые активы организации, принятые на бухгалтерский учет в качестве основных средств. К таковым, как известно, относятся транспортные средства. Согласно новой редакции п. 4 ст. 374 НК РФ они отнесены к активам, не признаваемым объектом налогообложения по налогу на имущество. Данная инициатива была предусмотрена мерами налогового стимулирования, обозначенными в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014–2015 годов. Закон был необходим во избежание двойного налогообложения транспортных средств как объекта имущества и как транспортного средства, являясь одной из мер, направленных на поддержку модернизации производства.

Напомним, что ранее вопрос об обложении транспортных средств одновременно налогом на имущество организаций и транспортным налогом был  проблемным. Эта ситуация была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в определении от 14.12.2004 № 451-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации» указал на правомерность взимания двух налогов в отношении транспортного средства. Суд отметил, что двойного налогообложения в данном случае не возникает, так как объект и налоговая база у каждого налога установлены на основании различных характеристик.

Следует отметить, что инициативы внесения изменений в ст. 374 НК РФ возникали задолго до принятия Федерального закона № 202-ФЗ, но были отклонены. Так, Комитет по бюджету и налогам, сославшись на все то же определение от 14.12.2004 № 451-О, отметил, что налогообложение транспортных средств имеет двойственную природу, связанную с характером самого объекта (решение от 19.10.2006 «По проекту Федерального закона № 281965-4 «О внесении изменения в статью 374 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

С внесением в Налоговый кодекс долгожданной для организаций - владельцев транспортных средств поправки вопрос решен, казалось бы, в пользу налогоплательщика. Однако это изменение будет распространяться не на всякое движимое имущество, а только на то, которое принято на учет не ранее 01.01.2013 г. (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК). Если такое имущество было принято на учет до указанной даты, то оно по-прежнему будет считаться объектом обложения данным налогом. Данный вывод аргументирован тем, что в п. 1 ст. 374 НК РФ изменений не внесено и движимое имущество по прежнему является объектом налогообложения, за исключением имущества, учтенного в качестве основного средства с 01.01.2013.

Кроме того, Налоговый кодекс не поясняет, какое имущество относится к движимому имуществу. Следовательно, возникает необходимость обратиться к Гражданскому кодексу. Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги.

В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Особенно важно при этом учитывать, что к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Согласно закону недвижимой вещью может быть признано и иное имущество.

Выходит, что некоторые транспортные средства по-прежнему будут облагаться одновременно и налогом на имущество, и транспортным налогом, даже если они будут поставлены на учет как основные средства в 2013 г. и позднее. А ведь многие налогоплательщики и эксперты выражали сомнение в адекватности обложения транспортных средств одновременно двумя налогами. В связи с этим трудно понять, чем же была вызвана данная поправка, которая выглядит далеко не полной.

Следует помнить, что согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются, в частности, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Не являются объектом обложения данным налогом в том числе:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Кроме того, с начала 2013 г. в состав имущества, не признаваемого объектом налогообложения, войдет ряд активов, ранее не облагавшихся налогом н а имущество постольку, поскольку в отношении таковых гл. 30 НК РФ были предусмотрены соответствующие льготы. Речь идет:

  • об объектах культурного наследия федерального значения;
  • о ядерных установках для научных целей, пунктах хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищах радиоактивных отходов;
  • о ледоколах, судах с ядерными энергетическими установками и атомно-технологическим обслуживанием;
  • космических объектах;
  • судах, зарегистрированных в РМРС.

Таким образом, в отношении указанного имущества с начала 2013 г. отпадет необходимость заполнять и представлять отчетность по налогу на имущество.

Кроме этого, Законом от 29.11 2012 г. № 202-ФЗ введены положения, согласно которым региональные власти могут не указывать в своих законах (нормативных правовых актах) ставки транспортного налога, налога на имущество организаций и земельного налога, предусмотренные Налоговым кодексом. В этом случае предписывается применять значения ставок, установленные в НК РФ.

С 1 января 2013 г. льгота по налогу на имущество организаций не распространяется на железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы и линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (п. 11 ст. 381 НК РФ).

В отношении данного имущества п. 3 ст. 380 НК РФ установлено предельное значение налоговой ставки, которое является пониженным по сравнению со ставками на иное имущество. Так, в 2013 г. ставки не могут превышать 0,4%. Далее предельное значение будет постепенно увеличиваться и в 2018 г. составит 1,9%. Кроме того, Правительство РФ должно утвердить перечень имущества, относящегося к указанным объектам.

Перечень основных средств, ранее освобождаемых от обложения налогом на имущество организаций на основании п. 11 ст. 381 НК РФ, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504. Минфин России разъяснил, что до внесения соответствующих изменений при определении объектов, которые облагаются указанным налогом по установленным п. 3 ст. 380 НК РФ пониженным ставкам, следует руководствоваться тем же постановлением (письма Минфина России от 18.12.2012 № 03-05-05-01/75, от 11.12.2012 № 03-05-04-01/44 (направлено письмом ФНС России от 13.12.2012 № БС-4-11/21285@)).

Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 380 НК РФ если законом субъекта РФ не будет определена налоговая ставка в отношении данных объектов, то налогообложение будет производиться по  предельной налоговой ставке, установленной п. 3 ст. 380 НК РФ. При этом Минфин России в письме от 30.11.2012 № 03-05-04-01/40 разъяснил, что законы субъектов РФ, предусматривающие в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных  объектов, пониженные налоговые ставки по сравнению с налоговыми ставками, установленными ст. 380 НК РФ, могут иметь обратную силу на основании п. 4 ст. 5 НК РФ. Соответственно, такие законы субъектов РФ, которые вступят в силу с 2014 г., могут применяться к правоотношениям 2013 г.

Также по этой теме: