Статистическая отчетность малого предприятия




Семенихин В. В.,
аудитор

Как известно, формой государственного статистического наблюдения является статистическая отчетность, при которой соответствующие органы получают от экономических субъектов (организаций, предприятий, учреждений) необходимые им сведения в виде установленных в законном порядке отчетных документов (статистических отчетов).

Среди всех хозяйствующих субъектов особый интерес представляют субъекты малого предпринимательства, в число которых входят предприятия и индивидуальные предприниматели. Их статистическая отчетность имеет свои особенности. О том, какие формы статистических отчетов и когда должны сдавать указанные лица, мы и поговорим в настоящей статье.

Какие предприятия относятся к малым
Напомним, что в российском праве к субъектам малого предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (организации и индивидуальные предприниматели), отнесенные Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) к малым  предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

В силу ст. 4 Закона № 209-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относятся  потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

- для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), а доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%. Причем последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных  достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным  учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в указанный перечень в порядке, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев:

- юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

- юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно (у микропредприятий – до 15 человек). При этом данный показатель определяется с учетом всех работников, в т. ч. работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений (п. 6 ст. 4 Закона № 209-ФЗ);

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных Правительством РФ для субъектов малого предпринимательства.

При этом размер выручки согласно пп. 7 и 8 ст. 4 Закона № 209-ФЗ определяется в соответствии с положениями НК РФ, а стоимость активов, под которой понимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяется по данным бухгалтерского учета.

Поскольку предельные значения балансовой стоимости активов в настоящий момент не установлены, то, понятно, что для этих целей используются только предельные значения выручки, установленные постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». В соответствии с указанным постановлением предельная величина выручки для малых предприятий составляет 400 млн руб., а для микропредприятий – 60 млн руб.

Если хозяйствующий субъект удовлетворяет всем перечисленным критериям, то он признается субъектом малого предпринимательства и вправе рассчитывать на привилегии, установленные государством для данной категории фирм.

В частности, на основании п. 3 ст. 7 Закона № 209-ФЗ малые предприятия вправе использовать упрощенный порядок составления статистической отчетности.

Если в течение двух лет подряд численность работников или выручка превысят установленные пределы, то субъект малого бизнеса автоматически теряет этот статус, на что указывает п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в письме Минэкономразвития России от 06.12.2011 №Д05-3554. Об этом также сказано в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.05.2012 по делу №А19-12349/2011.

Какие формы отчетности необходимо сдать
Напомним, что порядок представления статистических сведений установлен Положением об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектом официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620. Отметим, что согласно п. 3 названного постановления, респонденты – субъекты малого предпринимательства вправе представлять первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Законом № 209-ФЗ.

Организации малого бизнеса отчитываются в органах статистики по формам, утвержденным приказом Росстата от 04.09.2014 № 547 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий» (далее – приказ № 547).

Приказом № 547 для них утверждены следующие формы статистической отчетности:
годовые с отчета за 2014 г.:
№ 1-ВЭС «Сведения о деятельности предприятия с участием иностранного капитала»;
№ 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя»;
№ МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия»;

месячные с отчета за январь 2015 г.:
№ ПМ-пром «Сведения о производстве продукции малым предприятием»;
№ 1-ИП (мес) «Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем»;
№ 1-алкоголь «Сведения о производстве и отгрузке этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции и розливе алкогольной продукции»;

квартальные с отчета за январь–март 2015 г.:
№ 1-НАНО «Сведения об отгрузке товаров, работ и услуг, связанных с нанотехнологиями»;
№ ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»;

квартальная с отчета за I квартал 2015 г.:
№ ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды».

Напомним, что в силу п. 1 ст. 5 Закона № 209-ФЗ федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью указанных субъектов и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки.

При этом сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в 5 лет.

Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий.

Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежегодных обследований деятельности микропредприятий.

Порядок проведения выборочных статистических наблюдений на сегодняшний день установлен постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 79 «О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего  предпринимательства».

Исходя из этого можно сделать вывод, что отчитываться в статистике должны лишь те субъекты малого предпринимательства, которые попали в выборку.

Анализируя приказ № 547 и нормы действующего законодательства, можно отметить, что субъекты малого бизнеса, попавшие в выборку, должны сдавать следующие формы статистической отчетности: Микропредприятия не позднее 5 февраля представляют в территориальные органы статистики по месту нахождения организации годовую форму №МП (микро). В частности, за 2014 г. такую форму нужно будет представить не позднее 5 февраля 2015 г. Указания по заполнению данной формы утверждены приказом Росстата от 10.11.2014 № 645 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения №МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия».

Индивидуальные предприниматели, за исключением тех, кто занимается розничной торговлей и ремонтом бытовых изделий и предметов личного пользования, не позднее 2 марта в территориальный орган статистики представляют годовую форму № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя».

Данная форма не распространяется на розничных продавцов автотранспортных средств и мотоциклов, их деталей и моторного топлива.

Малые предприятия (за исключением микропредприятий) с долевым участием иностранных инвесторов или полностью принадлежащие иностранным инвесторам (кроме банков, страховых и прочих финансовых и кредитных организаций) не позднее 24 марта после отчетного года представляют в территориальные органы статистики форму статистической отчетности № 1-ВЭС «Сведения о деятельности предприятия с участием иностранного капитала». Кроме того, не позднее 29-го числа после отчетного периода в территориальный орган статистики ими представляется квартальная отчетность по форме № ПМ.

Как заполнить форму № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»
Порядок заполнения формы № ПМ утвержден приказом Росстата от 09.01.2014 № 1 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» и введен в действие с отчета за январь – март 2014 г. (далее – Указания).

Согласно общим положениям Указаний форма № ПМ представляется органам статистики только организациями, которые в соответствии со ст. 4 Закона № 209-ФЗ признаются малыми предприятиями (кроме микропредприятий). При этом предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, представляют ее на общих основаниях.

Форма № ПМ служит исключительно для получения сводной статистической информации и не может быть предоставлена третьим лицам.

Сведения в форме № ПМ приводятся нарастающим итогом за период с начала отчетного года. В указанную форму включаются сведения в целом по организации, т. е. по всем филиалам и структурным подразделениям данного малого предприятия независимо от их местонахождения (п. 4 Указаний).

По общему правилу данная форма представляется в территориальное отделение статистики по месту нахождения организации. В том случае, если организация не ведет деятельность по месту своего нахождения, форма № ПМ представляется по месту фактического осуществления деятельности.

Адресная часть формы заполняется в обычном порядке с указанием полного наименования отчитывающегося предприятия в соответствии с учредительными документами. Рядом в скобках указывается краткое наименование фирмы.

Строка адреса заполняется с указанием субъекта Российской Федерации, после чего вносится юридический адрес организации с почтовым индексом.

Если фактическое нахождение компании не совпадает с юридическим адресом, то указывается и фактический почтовый адрес.

В графе 2 кодовой части формы проставляется код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО), присвоенный организации органами статистики, а в графе 3 – код ОКВЭД по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2007). При этом проставляется код по ОКВЭД того вида экономической деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме оборота или объеме прибыли.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2007) с 1 января 2016 г. утрачивает силу в связи с изданием приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС, ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)».

Сведения по форме № ПМ представляются ежеквартально: по строкам 01–15 нарастающим итогом за период с начала отчетного года и за соответствующий период прошлого года; по строкам 16–20 за отчетный период.

Если в отчетном году произошла реорганизация, изменилась структура организации или порядок формирования показателей, то в форме № ПМ данные за период с начала отчетного года, а также за соответствующий период прошлого года приводятся уже исходя из новой структуры  организации или методологии формирования показателей, принятой в отчетном периоде.

При заполнении формы №ПМ в первую очередь нужно отметить наличие или отсутствие (обвести «есть» или «нет») на предприятии за отчетный период:
конкретной категории работников – в разделе 1; деятельности, характеризующейся перечисленными показателями, – в разделе 2, а затем заполнить количественные показатели.

Банки, страховые и прочие финансовые и кредитные организации (включая биржи) раздел 2 не заполняют. Исключение установлено только для ломбардов, которые заполняют строки 06, 08, 12, 13, 16 раздела 2.

Подробный порядок заполнения численности и начисленной заработной платы работников с примерами расчета приведены в разделе I «Численность и начисленная заработная плата работников» части II Указаний.

Согласно п. 9 Указаний по строке 01 в графах 9 и 10 показывается средняя численность работников малого предприятия, которая включает:
- среднесписочную численность работников;
- среднюю численность внешних совместителей;
- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

По строке 02 в графах 9 и 10 отражается среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), определяемая путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года, по отчетный период включительно, и деления полученной суммы на число месяцев за истекший период с начала года, т. е. на 3, 6, 9, 12.

Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т. е. с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля – по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении действия трудового договора.

Численность работников списочного состава предприятия за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу.

В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники предприятий, получавшие заработную плату на данном предприятии.

В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам.

Перечень лиц, не включаемых в списочную численность, установлен п. 12 Указаний. Средняя численность внешних совместителей (строка 03, графы 9 и 10) исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время (смотрите п. 13.3 Указаний).

Средняя численность внешних совместителей за период с начала года определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев, т. е. на 3, 6, 9, 12.

Средняя численность работников (включая иностранных граждан), выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера (строка 04, графы 9 и 10), за месяц исчисляется по методологии определения среднесписочной численности. Эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего периода действия этого договора независимо от срока выплаты вознаграждения. За выходной или праздничный (нерабочий) день принимается численность работников за предшествующий рабочий день.

При заполнении данных о фонде заработной платы (графы 11 и 12 раздела 1) следует иметь в виду следующее. В фонд заработной платы включаются начисленные предприятием суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время,  компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

В форме № ПМ показываются начисленные за отчетный период (с учетом НДФЛ и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации) денежные суммы независимо от источников их выплаты, статей бюджетов и предоставленных налоговых льгот в соответствии с платежными документами, по которым с работниками производятся расчеты по заработной плате, премиям и т. д. независимо от срока их фактической выплаты.

Обратите внимание! Начисленные за весь период отпуска суммы включаются в фонд заработной платы отчетного периода (п. 16.2 Указаний).

Выплаты в неденежной форме в виде товаров (услуг) учитываются по стоимости этих товаров (услуг) исходя из их рыночных цен (тарифов) на дату начисления, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (услуги) – исходя из государственных регулируемых розничных цен (п. 16.3 Указаний).

В случае если товары, продукты, питание, услуги предоставлялись по ценам (тарифам) ниже рыночных, то в фонде заработной платы или выплатах социального характера учитывается дополнительная материальная выгода, полученная работниками в виде разницы между рыночной стоимостью товаров, продуктов, питания, услуг и суммой, фактически уплаченной работниками (п. 16.4 Указаний).

Фонд заработной платы работников списочного состава (строка 02, графы 11 и 12) состоит из оплаты за отработанное время, оплаты за неотработанное время, единовременных поощрительных и других выплат, оплаты питания и проживания, имеющих системный характер. О том, что включается в состав каждой из составляющих, подробно сказано в пп. 16.5–16.8 Указаний.

Оплата труда внешних совместителей учитывается по строке 03, в графах 11 и 12. При этом суммы, указанные в пп. 16.9, 16.10 и 16.11, не учитываются в фонде заработной платы работников списочного состава предприятия.

В выплаты социального характера (графы 13 и 14 раздела I) включаются суммы средств, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных социальных внебюджетных фондов), подробный перечень которых приведен в п. 17 Указаний.

Перечень расходов, которые не учитываются в фонде заработной платы, и выплатах социального характера определен п. 18 Указаний.

Подробный порядок заполнения общих экономических показателей изложен в разделе 2 «Общие экономические показатели» части II Указаний.

В заключение хотелось бы отметить, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации является административным правонарушением, наказуемым в соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ.

Такое деяние способно привести к штрафу в размере от 3000 до 5000 руб.

Об этом свидетельствует арбитражная практика, в частности постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.10.2010 №Ф03-6852/2010 по делу №А04-1467/2010, решение Омского областного суда от 16.03.2010 № 77-120 (82).

19.08.2015

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста