Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Оплата труда    Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест

Опубликовано в журнале "Бухгалтерская газета" №2 год - 2013

Барков Э. А.,

Юрист

Под аттестацией понимается комплекс мероприятий, проводимых работодателем с целью проверки соответствия условий труда на рабочих местах законодательным требованиям, а также выявления вредных либо опасных производственных факторов путем проведения измерений и оценок. Все без исключения работодатели независимо от формы собственности обязаны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест напрямую связана с гарантией работника на безопасные условия труда, предусмотренной трудовым законодательством РФ.

Аттестация рабочих мест по условиям труда регулируется Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н. Аттестации подлежат все рабочие места. Вновь организованные рабочие места подлежат аттестации не позднее чем через 60 дней после их ввода в эксплуатацию. Вводом в эксплуатацию рабочего места считается момент введения в эксплуатацию оборудования на рабочем месте либо момент начала работы первого работника на нем.

Для проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, в состав которой включают следующих лиц: представителей работодателя, специалистов по охране труда, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представителей аттестующей организации. Также в состав аттестационной комиссии по желанию работодателя могут включаться руководители структурных подразделений организации, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, медицинские работники и иные.

Что же такое независимая аттестующая организация? С вступлением в силу порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н, обязательным требованием при проведении аттестации стало привлечение работодателем независимой аккредитованной аттестующей организации. Данные меры были предприняты с целью воплощения механизма независимой оценки условий труда, реализуемого при помощи привлечения независимой аттестующей организации. Аттестующая организация – аккредитованное юридическое лицо, выполняющее оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также оформление и подготовку отчета об аттестации.

С реестром аккредитованных организаций, осуществляющих услуги в области охраны труда, в том числе услуги по проведению аттестации, можно  ознакомиться на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития РФ – http://rao.rosminzdrav.ru.

В случае отсутствия в организации специалиста по охране труда работодатель может действовать следующим образом. В организации с численностью 100 и менее работников решение о введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации при наличии вредных условий труда в данной организации.

Руководитель организации вправе возложить обязанности по охране труда на другого работника (с его согласия), который после необходимого обучения, помимо основной работы, будет выполнять обязанности специалиста по охране труда. При отсутствии в организации специалиста по охране труда руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

На этапе проведения аттестации работодателем издаются следующие внутренние документы и предпринимаются соответствующие действия. Работодателем издается приказ о создании аттестационной комиссии. В этом приказе работодатель отражает создание аттестационной комиссии, назначает председателя аттестационной комиссии – представитель работодателя, указывает представителей аттестующей организации, здесь же может быть отражен перечень мероприятий, которые необходимо провести. Приказ издается после заключения договора с аттестующей организацией.

Мероприятия, осуществляемые аттестационной комиссией. Комиссия составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации; готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих согласно трудовому законодательству РФ; заполняет и подписывает карты аттестации; готовит предложения о внесении изменений либо дополнений в трудовые договоры в соответствии с предусмотренными
трудовым законодательством гарантиями и компенсациями за работу с вредными либо опасными
условиями труда.

Аттестационная комиссия проводит оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Процедура оценки состоит из следующих этапов:

Аттестационная комиссия оформляет отчет об итогах аттестации согласно разделу и по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Отчет аттестационной комиссии должен содержать следующие документы:

  1. Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения аттестации.
  2. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.
  3. Карты аттестации рабочего места по условиям труда с протоколами измерений и оценок.
  4. Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест.
  5. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам.
  6. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.
  7. Протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест.
  8. Сведения об аттестующей организации с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации).
  9. Протоколы заседаний аттестационной комиссии.
  10. Заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии).
  11. Предписание должностных лиц о выявленных нарушениях (при наличии).

Работодатель не имеет право утверждать отчет об аттестации в случае, если какой-либо из вышеуказанных документов не подписан представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

В заключение аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с момента его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю или его представителю.

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации. В течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда.

Отчеты хранятся у работодателя в течение 45 лет, а при наличии у него тяжелых, вредных и опасных условий труда – 75 лет. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.

Ответственность работодателя за непроведение аттестации рабочих мест
Непроведение аттестации рабочих мест квалифицируется как нарушение положений трудового законодательства. Нарушение работодателем трудового законодательства либо неисполнение работодателем предъявленных предписаний в ходе государственной проверки соблюдения трудового законодательства квалифицируется как административные правонарушения и может быть основанием для привлечения виновных к административной ответственности. Данное утверждение подтверждается сложившейся судебной практикой.

Для юридических лиц предусматривается административная ответственность в виде штрафа от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В случае невыполнения работодателем предписаний, вынесенных ему в ходе проверки соблюдения трудового законодательства, предусмотрен штраф в размере от десяти до двадцати тысяч рублей.

Работодатели могут частично компенсировать затраты на проведение аттестации за счет государства. На данный момент действуют Правила финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Согласно данным правилам организации имеют право использовать для частичного финансирования проведения аттестации рабочих мест по условиям труда до 20% сумм страховых взносов, перечисленных в Фонд социального страхования Российской Федерации в предыдущем году, за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим в организации.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ утверждается перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий труда и снижению уровней профессиональных рисков. Данные перечни вводят дополнительные требования по обеспечению безопасных условий труда и должны учитываться работодателем при проведении аттестации.

Далеко не всеми работодателями проводится аттестация рабочих мест. Наиболее сознательными являются организации с опасными условиями труда. В остальных случаях работодатели сталкиваются с неприятностями, вызванными непроведением аттестации рабочих мест уже в ходе государственной проверки соблюдения трудового законодательства.

В заключение можно отметить очевидные успехи государственной политики в области обеспечения безопасных условий труда и снижения производственного травматизма. Среди них можно определить совершенствование трудового законодательства и законодательства об охране труда, а также повышение государственного надзора и контроля при обеспечении работодателем надлежащих условий труда для работников.

Также по этой теме: