Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Оплата труда и расчеты с физическими лицами    Пособия по материнству. Правила расчета уточнены

Пособия по материнству. Правила расчета уточнены

25.12.2013

Пособия по материнству. Правила расчета уточнены

Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №2 год - 2013

А.Н. Беляев

Как отмечалось в предыдущем номере журнала (1), с 2013 г. установлены новые правила расчета пособий по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком. Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 25 февраля 2011 г. № 21-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и ст. 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее по тексту публикации – Федеральный закон № 21-ФЗ).

В конце 2012 г. правила расчета пособий были уточнены.

Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и ст. 2 и 3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 276-ФЗ). Изменениям подвергнуты положения как Федерального закона № 21-ФЗ, так и Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ).


(1) См. Беляев А. Н. Пособия по социальному страхованию. Применяем новые правила расчета // Заработная плата. Расчеты. Учет Налоги. – 2013. – № 1.


Периоды, исключаемые при исчислении пособий, уточнены

Согласно уточненной с 1 января 2013 г. редакции ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного за 2-летний период заработка на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на:
– периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
– период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись.

Как следствие, для расчета вышеуказанных пособий сумму учитываемого заработка необходимо делить на количество календарных дней от 1 до 732 дней. В случае если работник отработал полные 2011 и 2012 гг., для расчета пособий необходимо принимать 731 календарный день, включая 365 дней за 2011 г. и 366 дней за 2012 г.

Пример 1

Сотруднице организации с 30 января 2013 г. предоставлен отпуск по беременности и родам.

С 2013 г. исчисление пособия по беременности и родам должно производиться исходя из заработка сотрудницы за 2 года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, а также с учетом количества календарных дней за указанный период без учета отдельных дней, приходящихся на «больничные», отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком, а также на некоторые другие события.

В нашем случае исчисление пособия по беременности и родам должно производиться исходя из заработка за 2011 и 2012 гг.

Допустим, что в указанные годы сотрудница болела сама и находилась на «больничных» по уходу за ребенком 70 календарных дней.

Количество календарных дней за 2011 и 2012 гг., которые следует принять для расчета пособия по беременности и родам, составит 661 календарный день (366 календарных дней за 2012 г. + 365 календарных дней за 2011 г. – 70 календарных дней).

При наличии в расчетном периоде високосных лет для определения количества календарных дней необходимо исходить из количества календарных дней по календарю.

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что за предыдущие 2 календарных года (2011 и 2012 гг.) сотрудница не имела периодов, которые могут согласно новым правилам исключаться при расчете пособия по беременности и родам.

В данном случае при исчислении пособия заработок за 2011 и 2012 гг. необходимо разделить на 731 календарный день (366 дней за 2012 г. и 365 дней за 2011 г.).

Пример 3

Предположим, что в январе и феврале 2011 г. сотрудница находилась в отпуске по уходу за ребенком.

В данном случае на основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ сотрудница имеет право для расчета пособия заменить 2011 г., в котором она находилась в отпуске по уходу за ребенком, на любой предшествующий календарный год.

Допустим, на основании письменного заявления сотрудницы 2011 г. подлежит замене на 2008 г.

Расчет пособия должен производиться за 2012 и 2008 гг. Допустим, что в указанные годы сотрудница не имела периодов, которые по новым правилам исключаются из расчетного периода при исчислении пособия по беременности и родам.

Для расчета пособия заработок 2012 и 2008 гг. следует разделить на 732 календарных дня (в том числе 366 дней за 2012 г. и 366 дней за 2008 г.).

Особенности учитываемых при расчете пособий календарных дней
Согласно принятым Федеральным законом № 276-ФЗ изменениям из числа календарных дней, учитываемых при расчете пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком, не исключаются дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом. Объясняется такое уточнение тем, что на суммы оплаты указанных дней с 2011 г. начисляются страховые взносы в ФСС России.

По аналогичной причине из расчетного периода не исключаются:
– дни военных сборов;
– дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха;
– дни прохождения беременными женщинами обязательного медицинского наблюдения;
– дни вызова к лицу, производящему дознание, к следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых.

На суммы среднего заработка за указанные дни страховые взносы в ФСС России должны начисляться начиная с 2011 г. Такого рода требования обусловлены изменениями, принятыми с 1 января 2011 г. в ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и подтверждены в письме Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. № 784-19.

Если 4 выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом и прочие указанные дни приходятся на 2010 и предшествующие годы, они из расчетного периода исключаться должны. В данном случае такие дни подпадают под «период освобождения от работы с полным… сохранением заработной платы… если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования не начислялись».

Пример 4

Сотруднице организации с 5 февраля 2013 г. в установленном порядке предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

При назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком необходимо принять заработок сотрудницы за 2011 и 2012 гг., а также количество календарных дней за указанные дни без учета отдельных дней, исключаемых по новым правилам из расчетного периода.

Допустим, что сотруднице ежемесячно с 2009 г. предоставлялись выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом. Кроме того, с 18 сентября 2012 г. сотрудница находится в отпуске по беременности и родам.

Расчет пособия по уходу за ребенком должен производиться:
1) исходя из двух календарных лет, непосредственно предшествующих году начала отпуска по беременности и родам (2011 и 2012 гг.). В данном случае необходимо принять заработок за указанные годы и количество календарных дней без учета дней отпуска по беременности и родам. Количество дней составит 626 календарных дней (366 дней за 2012 г. + 365 дней за 2011 г. – 105 календарных дня отпуска по беременности и родам). Дни ухода за ребенком-инвалидом из расчетного периода не исключаются, так как на суммы среднего заработка за указанные дни начислялись страховые взносы в ФСС России;

2) по письменному заявлению сотрудницы с заменой 2012 г., в котором она находилась в отпуске по беременности и родам, на любой предшествующий календарный год. Допустим, что она заменила 2012 г. на 2010 г. В данном случае расчет пособия по уходу за ребенком должен производиться за 2011 и 2010 гг. Заработок указанных лет необходимо разделить на количество календарных дней без учета выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, приходящихся на 2010 г. Таких дней в указанном году было 48. Количество дней для расчета пособия составит 682 календарных дня (365 дней за 2011 г. + 365 дней за 2010 г. – 48 дней).

Не должны исключаться из расчетного периода календарные дни:
– отпусков без сохранения заработной платы;
– отгулов и иных событий, когда за сотрудником не сохранялись выплаты по оплате труда и иные суммы, на которые по общим правилам начисляются страховые взносы в ФСС России;
– отсутствия на работе, если на дни такого отсутствия не сохранялись выплаты по оплате труда и иные суммы, на которые по общим правилам начисляются страховые взносы в ФСС России;
– периодов, когда сотрудники не работали по трудовым договорам.

Все указанные периоды сказываются в худшую сторону на исчислении пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком. Объясняется это тем, что учитываемого при расчете пособий заработка нет, а на количество календарных лет указанных периодов делить общий заработок будет необходимо.

В связи с изложенным для правильного расчета пособий с 2013 г. необходимо придерживаться следующей формулы определения количества календарных дней за расчетный период:

Число календарных дней для расчета пособия = Общее количество календарных дней 1-го года расчетного периода + Общее количество календарных дней 2-го расчетного периода – Количество календарных дней, исключаемых из расчетного периода.
В свою очередь, количество исключаемых из расчетного периода календарных дней определяется:
– за время работы у данного работодателя – по данным табельного учета;
– за иные периоды – из справок с других мест работы, принимаемых для расчета пособий по социальному страхованию по форме, утвержденной в установленном порядке Минтруда России.

Фактически за 2011 и 2012 гг. из расчетного периода при исчислении пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком могут исключаться только дни периодов временной нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам, а также отпусков по уходу за ребенком.

Предположим, что сотруднице организации с 14 марта 2013 г. предоставлен отпуск по беременности родам.

Для расчета пособия необходимо принять заработок сотрудницы за 2011 и 2012 гг. а также количество календарных дней в указанные годы с исключением соответствующих календарных дней.

Допустим, что все 2 предшествующие года сотрудница была занята у данного работодателя. При этом в течение 2011 и 2012 гг. сотрудница болела 25 календарных дней.

Для определения количества календарных дней расчетного периода необходимо:
1) принять количество календарных дней 2012 г., – 366 дней;
2) принять количество календарных дней 2011 г., – 365 дней;
3) определить количество календарных дней, исключаемых за 2011 и 2012 гг. при расчете пособия по беременности и родам, – 25 дней;
4) определить количество календарных дней, принимаемых для расчета пособия по беременности и родам, – 706 (366 + 365–25).

Если сотрудники в течение принятых для расчета пособия лет работали у других работодателей, они должны подтвердить количество календарных дней, исключаемых за время работы у прочих работодателей, специальной справкой. Такая справка будет утверждена в течение первого квартала 2013 г. отдельным приказом Минтруда России. Фактически новая справка будет «базироваться» на основе справки о сумме заработной платы, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 17 января 2011 г. № 4н.

В справке дополнительно появится п. 4 под наименованием «Количество календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись». По аналогии с заработной платой данные о количестве календарных дней необходимо будет отражать за текущий год увольнения и за 2 календарных года до этого.

До утверждения новой формы Справки работодателями может выдаваться справка, содержащая сведения об исключаемых периодах для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в произвольной форме. Такая возможность оговорена в письме ФСС России от 11 января 2013 г. № 15-03-18/12-169.

Важность справки обусловлена тем, что только этим документом можно подтвердить дни, исключаемые из расчетного периода за время, когда данное лицо не являлось сотрудником конкретного работодателя.

Пример 6
Воспользуемся условиями примера 5 и предположим, что сотрудница была принята на работу в организацию в июле 2012 г. В период работы у данного работодателя с июля по декабрь 2012 г. сотрудница болела 5 календарных дней.

Количество календарных дней, исключаемых при исчислении пособия по беременности и родам за период с 1 января 2011 г. по июль 2012 г., может быть подтверждено только справками по форме, утвержденной Минтруда России (до ее утверждения – по свободной форме), с других мест работы.

Допустим, что до 14 марта 2013 г. сотрудница представит справку по свободной форме, оформленной на фирменном бланке предыдущего работодателя, о том, что за период работы с января 2011 г. по июль 2012 г. у нее имелось 24 календарных дня, исключаемых при исчислении пособий по социальному страхованию.

Для определения количества календарных дней расчетного периода необходимо:
1) принять количество календарных дней 2012 г. – 366 дней;
2) принять количество календарных дней 2011 г. – 365 дней;
3) определить количество календарных дней, исключаемых за период работы у данного работодателя с июля 2012 г. по декабрь 2012 г. – 5 дней;
4) определить количество календарных дней, исключаемых за период работы у других работодателей с января 2011 г. по июль 2012 г., на основании справок – 24 дня;
5) определить количество календарных дней, принимаемых для расчета пособия по беременности и родам, – 702 (366 + 365–5 – 24).

Если до утверждения новой справки работодатель сочтет возможным воспользоваться справками сотрудников с других мест работы, оформленными по свободной форме, после утверждения нового бланка необходимо будет истребовать взамен представленных документов справки по утвержденной форме. Это необходимо сделать как минимум для того, чтобы снять лишние вопросы и претензии сотрудников ФСС России при проверках.

Принятый с 2013 г. порядок определения количества календарных дней для расчета пособий по беременности и родам (пособий по уходу за ребенком) в первую очередь скажется на тех лицах, кто не работал в предыдущие 2 года по трудовым договорам, а также на тех лицах, кто не сможет подтвердить соответствующие периоды за время работы у предыдущих (других) работодателей по причине их банкротства, ликвидации, реорганизации и т. д.

Пример 7

Воспользуемся условиями примера 6 и предположим, что сотрудница была принята на работу к данному работодателю с 15 июля 2012 г. До этого она в 2011 и 2012 гг. нигде не работала по трудовым договорам.

Для расчета пособия по беременности и родам в данном случае следует принять заработок за период с 15 июля по 31 декабря 2012 г. и разделить на количество календарных дней, приходящихся на 2012 и 2011 гг., за исключением 5 календарных дней болезни у данного работодателя.

За период 2011 г. и с 1 января по 14 июля 2012 г. заработка у сотрудницы для расчета пособия не было. Однако количество календарных дней за указанные периодыпринять необходимо.

Для определения количества календарных дней расчетного периода следует:
1) принять количество календарных дней 2012 г. – 366 дней;
2) принять количество календарных дней 2011 г. – 365 дней;
3) определить количество календарных дней, исключаемых за период работы у данного работодателя с июля 2012 г. по декабрь 2012 г., – 5 дней;
4) определить количество календарных дней, принимаемых для расчета пособия по беременности и родам, – 726 (366 + 365–5).

Приведенный пример еще раз подтверждает тот факт, что принимать исключаемые из расчетного периода календарные дни можно только на основании данных табельного учета текущего работодателя и (или) справок других работодателей, оформленных по установленным правилам.

К сожалению, принятый законом порядок означает невозможность принять справки из других организаций и от лиц, которые могут располагать необходимыми сведениями. В частности, если за последние 2 календарных года предыдущий работодатель сотрудника был реорганизован и (или) ликвидирован (не осуществляет деятельность, исчез и т. д.), нельзя воспользоваться данными правопреемника и Пенсионного фонда Российской Федерации. Нынешняя редакция Федерального
закона № 255-ФЗ возлагает на Пенсионный фонд обязанность выдавать по запросам организаций только сведения о сумме заработной платы, и не обязывает сообщать о количестве календарных дней, которые могут быть исключены из расчетного периода. При всем этом такого рода сведениями пенсионные органы обладают, так как работодатель отчитывались о соответствующих случаях в рамках персонифицированной отчетности.

Новые ограничения сумм пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком
С учетом того факта, что с 2013 г. при расчете пособий по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком сумму заработка необходимо делить не на 730 календарных дней, а на количество календарных дней, фактически отработанных за 2 календарных года, сумма среднего дневного заработка работника может составить любое значение.

По этой причине общепринятые ограничения сумм выплачиваемых пособий не являются оправданными по отношению к пособиям по беременности и родам, а также пособиям по уходу за ребенком.

Напомним, что с 2011 г. ограничения сумм выплачиваемых пособий были закреплены в ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, согласно которой средний заработок для расчета пособий может учитываться за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Исходя из данных ограничений для расчета пособий за каждый календарный год нельзя принять заработка или иных выплат, превышающих следующие значения:
– за 2012 г. – 512 000 руб.;
– за 2011 г. – 463 000 руб.;
– за 2010 г. – 415 000 руб.;
– за каждый год, предшествующий 2010 г., – 415 000 руб.

В полной мере ограничения с 2013 г. сохранены и для расчета пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком. Новые ограничения сумм указанных пособий закреплены Федеральным законом № 276-ФЗ в ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ.

Согласно данной норме, средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в любом случае не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленных в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ на 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

Исходя из приведенных положений максимальное значение среднего дневного заработка для расчета пособий по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком по страховым случаям, начинающимся в 2013 г., не может превысить 1335 руб. 62 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.)/730), где 512 000 руб. – значение предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России в 2012 г., 463 000 руб. – значение предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России в 2011 г.

Таким образом, максимальные размеры пособий в 2013 г. (при условии, что страховой случай начался в данном году):
1) пособия по беременности и родам – максимальное значение дневного пособия составит 1335 руб. 62 коп.;
2) пособия по уходу за ребенком – максимальное значение ежемесячного пособия составит 16 241 руб. 14 коп. ((1335 руб. 62 коп. . 30,4) . 40%).

Приведенные максимальные суммы пособий подтверждены в письме ФСС России от 11 января 2013 г. № 15-03-18/12-169. Это очень актуально для пособия по уходу за ребенком. Если при расчете данного пособия не округлять значение среднего дневного заработка и месячного заработка, то максимальная сумма пособия составит 16 241 руб. 10 коп., что не является верным значением. С учетом того факта, что для расчета пособия законом оговорено исчисление параметров среднего дневного и среднего месячного заработка, обе указанные суммы должны округляться.

Соответственно, каждый раз при исчислении пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком необходимо определять средний дневной заработок сотрудника за расчетный период, а также максимальное значение данного заработка, и для дальнейшего расчета принять меньшее из указанных значений среднего дневного заработка.

Пример 8

Сотруднице организации с 15 января 2013 г. предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. Продолжительность отпуска – с 15 января по 3 июля 2013 г. включительно.

Расчет пособия должен быть произведен за 2 календарных года, предшествующих году, на который приходится отпуск по беременности и родам. Расчетный период составят 2011 и 2012 гг.

За указанный период учитываемые выплаты составили: за 2011 г. – 424 000 руб. у данного работодателя и 335 000 руб. у предыдущего работодателя; за 2012 г. – 497 000 руб.

В течение 2011 и 2012 гг. сотрудница 75 календарных дней болела или находилась на «больничном» по уходу за больным ребенком.

Для расчета пособия следует:
1) определить сумму учитываемых при расчете пособий выплат – 960 000 руб. (в том числеза 2012 г. – 497 000 руб., что не превышает величину предельной базы 2012 г. в 512 000 руб.; за 2011 г. – 463 000 руб. (759 000 руб. = 424 000 руб. + 335 000 руб., но не более чем предельная база для начисления взносов за 2011 г., равная 463 000 руб.);
2) определить количество календарных дней за расчетный период, приходящихся на период, когда за сотрудницей сохранялись выплаты и вознаграждения, на которые были начислены страховые взносы в ФСС России, – 656 календарных дней (366 + 365–75);
3) исчислить величину среднего дневного заработка – 1463 руб. 41 коп. (960 000 руб./656 дней);
4) исчислить максимальную величину среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам – 1335 руб. 62 коп. (512 000 руб. + 463 000 руб.)/730);
5) принять меньшее из приведенных значений среднего дневного заработка – 1335 руб. 62 коп.;
6) определить сумму дневного пособия – 1335 руб. 62 коп. (1335 руб. 62 коп. 100%);
7) исчислить сумму пособия – 186 986 руб. 80 коп. (1335 руб. 62 коп. . 140 календарных дней отпуска по беременности и родам).

Таким образом, максимальные суммы дневного пособия по беременности и родам составляли (составляют):
1) если страховой случай начался до 1 января 2013 г.:
– при расчете по правилам 2010 г. – 1136 руб. 99 коп. (415 000 руб./365);
– при расчете по правилам 2011 г. – 1202 руб. 74 коп. ((463 000 руб. + 415 000 руб.)/730);
2) если страховой случай начался 1 января 2013 г. и позднее – 1335 руб. 62 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.)/730).

Если отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком начинаются в одном и том же календарном году, расчет пособий будет схожим.

Объясняется это тем, что расчетный период тот же.

Пример 9

Воспользуемся условиями примера 8 и предположим, что сотруднице организации с 4 июля 2013 г. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Расчет пособия должен быть произведен за 2 календарных года, предшествующих году, на который приходится начало отпуска по уходу за ребенком. Расчетный периодсоставят 2011 и 2012 гг.

Для расчета пособия следует:
1) определить сумму учитываемых при расчете пособий выплат – 960 000 руб.;
2) определить количество календарных дней за расчетный период, приходящихся на период, когда за сотрудницей сохранялись выплаты и вознаграждения, на которые были начислены страховые взносы в ФСС России, – 656 календарных дней (366 + 365–75);
3) исчислить величину среднего дневного заработка – 1463 руб. 41 коп. (960 000 руб./656 дней);
4) определить максимальное значение среднего дневного заработка – 1335 руб. 62 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.)/730));
5) принять для расчета меньшее из приведенных значений среднего дневного заработка – 1335 руб. 62 коп.;
6) исчислить средний месячный заработок сотрудницы – 40 602 руб. 85 коп. (1335 руб. 62 коп. . 30,4);
7) определить сумму ежемесячного пособия по уходу за ребенком – 16 241 руб. 14 коп. (40 602 руб. 85 коп. . 40%).

Таким образом, максимальные суммы пособия по уходу за ребенком составляли (составляют):
1) если страховой случай начался до 1 января 2013 г.:
– при расчете по правилам 2010 г. – 13 833 руб. 33 коп. ((415 000 руб./12 мес. 40%);
– при расчете по правилам 2011 г. – 14 625 руб. 32 коп. ((463 000 руб. + 415 000 руб.)/730 . 30,4 . 40%);
2) если страховой случай начался 1 января 2013 г. и позднее – 16 241 руб. 14 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.)/730 . 30,4 . 40%).

Правила замены годов расчетного периода на предшествующие календарные годы
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страховых случаев, либо в одном из указанных годов работница находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению данного работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В полной мере данная норма касается случаев выплаты пособий по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком (в том числе по страховым случаям после 1 января 2013 г.).

Замена годов расчетного периода на предшествующие годы возможна при соблюдении следующих условий:
– на первые 2 года расчетного периода или на один из указанных годов приходится отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком (при этом не имеет значения, сколько дней отпуска пришлись на соответствующий календарный год расчетного периода);
– наличие письменного заявления сотрудника о замене годов (года) расчетного периода на предшествующие годы (предшествующий год).

Назначение пособий из расчета заработка работника за предшествующие годы производится при условии, что сумма пособия превысила величину, исчисленную за первые 2 календарных года расчетного периода.

Организация не обязана предлагать своим сотрудникам замену годов расчетного периода на предшествующие годы. Не должна она и самостоятельно менять годы. Однако практические советы работникам относительно замены годов бухгалтеры все же должны давать.

Применение нормы законодательства о замене годов в течение 2011 и 2012 гг. ориентирует на то, что менять годы расчетного периода можно на любые предшествующие календарные годы. Не обязательно это должны быть годы (год), непосредственно предшествующие годам расчетного периода. При замене обоих годов не обязательно менять на два подряд идущих года. Итак, менять годы расчетного периода можно на любые другие календарные годы. Главное, чтобы в первых двух
годах расчетного периода и (или) в одном из них сотрудница находилась в «декретном» или в отпуске по уходу за ребенком.

Пример 10

Предположим, что сотруднице организации предоставлен отпуск по беременности и родам с 15 января 2013 г.

Исчисление пособия должно производиться за 2 календарных года, предшествующих 2013 г. В расчетный период войдут 2011 и 2012 гг.

В указанном расчетном периоде сотрудница находилась в отпуске по уходу за ребенком по 10 марта 2011 г.

В данном случае сотрудница вправе потребовать при расчете пособия по беременности замену 2011 г. на любой предшествующий календарный год (2010, 2009, 2008 и т. д.). Допустим, в своем заявлении она потребовала заменить 2011 г. на 2009 г.

Расчет пособия организация должна осуществлять:

1) за общепринятый 2-летний расчетный период (2011 и 2012 гг.).

Допустим, что заработок сотрудницы для расчета пособий по социальному страхованию за 2012 г. составил 324 000 руб., а за 2011 г. – 287 400 руб. Количество календарных дней для расчета пособия составит 662 календарных дня, в том числе за 2011 г. – 296 дней, за 2012 г. – 366 дней.

Величина среднего дневного заработка сотрудника для расчета пособия составит 923 руб. 56 коп. ((324 000 руб. + 287 400 руб.)/662 дня), что не превышает ограничение в 1335 руб. 62 коп.;

2) за расчетный период с заменой 2011 г. на 2009 г. (2009 и 2012 гг.).

Допустим, что заработок сотрудницы для расчета пособий по социальному страхованию за 2012 г. составил 324 000 руб., а за 2009 г. – 415 000 руб. Количество календарных дней для расчета пособия составит 731 календарный день, в том числе за 2012 г. – 366 дней, за 2009 г. – 365 дней.

Величина среднего дневного заработка сотрудника для расчета пособия составит 1010 руб. 94 коп. ((324 000 руб. + 415 000 руб.)/731 день), что не превышает ограничение в 1335 руб. 62 коп.

Из исчисленных значений среднего дневного заработка необходимо принять больший – 1010 руб. 94 коп. Сумма пособия составит 14 1531 руб. 60 коп. (1010 руб. 94 коп. . 140 дней отпуска по беременности и родам).

Для защиты прав сотрудников замену годов расчетного периода на предшествующие годы рекомендуется предлагать в следующих случаях:

1) если на первые 2 года расчетного периода полностью приходятся отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком, и по этой причине нет ни одного календарного дня, который можно было бы принять для расчета пособия;

2) если за первые 2 года величина среднего дневного заработка сотрудника не достигла максимального значения, а при замене годов расчетного периода на предшествующие есть возможность исчислить большее значение заработка или же достигнуть законодательно установленного максимума.

Возникает закономерный вопрос: при замене годов для исчисления максимальной суммы пособия необходимо принимать предельные базы тех лет, которые попали в расчетный период, или же предельные базы лет, непосредственно предшествующих году начала отпуска по беременности (отпуска по уходу за ребенком)?

Часть 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ указывает на второй вариант, что является плюсом для сотрудников.

Пример 11

Воспользуемся условиями примера 10 и предположим, что заработок 2011 г. составляет 329 700 руб., заработок 2012 г. – 445 000 руб. Количество дней для расчета пособия по беременности и родам за 2011 г. – 265 дней, за 2012 г. – 345 дней. Всего 610 дней.

Величина среднего дневного заработка для расчета пособия за 2011 и 2012 гг. составит 1270 руб. ((445 000 руб. + 329 700 руб.)/610 дней). Данное значение среднего дневного заработка не превышает ограничения в 1335 руб. 62 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.)/730 дней).

С учетом того факта, что максимальное значение среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности не достигнут, а на 2011 г. (хотя бы и частично) приходится отпуск по уходу за ребенком сотруднице рекомендуется предложить обратиться с заявлением о замене 2011 г. на предшествующий.

Допустим, сотрудница заменила 2011 г. расчетного периода на 2009 г. Ее заработок в указанном году составил 415 000 руб., а количество дней для расчета пособия по беременности и родам – 284.

Величина среднего дневного заработка для расчета пособия за 2009 и 2012 гг. составит 1367 руб. 25 коп. ((445 000 руб. + 415 000 руб.)/(345 дней + 284 дня)). Данное значение среднего дневного заработка превышает ограничение в 1335 руб. 62 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.)/730 дней), в связи с чем для расчета пособия следует принять заработок за каждый день отпуска в размере 1335 руб. 62 коп.

Обратите внимание, для определения максимальной суммы пособия при замене годов расчетного периода на предшествующие годы принимать следует предельные базы первых двух лет (применительно к примеру – 2011 и 2012 гг.).

Таким образом, при замене годов расчетного периода на предшествующие годы максимальное значение пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком не меняется.

Минимальные гарантированные размеры пособий
Согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в случае, если работник в расчетном периоде не имел заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за расчетный период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на день наступления страхового случая, то средний заработок для расчета пособий принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом на день наступления страхового случая.

В полной мере приведенная норма касается случаев исчисления пособий по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком.

Порядок реализации вышеприведенной нормы закреплен в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375.

В частности, согласно п. 15 указанного Положения средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам в случае отсутствия за расчетный период заработка или его малозначительности определяется путем умножения МРОТ, установленного Федеральным законом на день наступления страхового случая, на 24 месяца и делением полученного значения на 730.

Таким образом, при значении федерального МРОТ с 1 января 2013 г. 5205 руб. в месяц средний дневной заработок для указанных расчетов составит 171 руб. 12 коп. (5205 руб. . 24 мес./730). Ниже данного значения пособие по беременности и родам за каждый день отпуска выплачиваться не может.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные работнику исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов. На это указано в п. 11.1 Положения. Таким образом, для соответствующих местностей значение 171 руб. 12 коп. необходимо умножать на значение районного коэффициента.

Из указанных значений пособие по беременности и родам однозначно следует рассчитывать, если заработка у сотрудницы за 2 календарных года нет совсем.

Пример 12

Сотрудница организации принята на работу в январе 2013 г. До этого она не работала совсем, в отпусках по уходу за ребенком не находилась.

В апреле 2013 г. сотруднице предоставлен отпуск по беременности и родам.

С учетом того факта, что в предыдущие 2 года она не имела заработка совсем, расчет пособия по беременности и родам должен производиться в соответствии с положениями ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, а также пп. 11.1 и 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.

Величина среднего дневного заработка для расчета пособия составит 171 руб. 12 коп. (5205 . 24 мес./730), а сумма пособия – 23 956 руб. 80 коп. (171 руб. 12 коп. 100% . 140 календарных дней отпуска), где 100% – размер пособия по беременности и родам.

Пример 13

Воспользуемся условиями примера 12 и предположим, что организация расположена в местности, где к заработной плате установлена выплата районного коэффициента 1,15.

Величина среднего дневного заработка для расчета пособия составит 196 руб. 79 коп. (5205 . 24 мес./730 . 1,15), а сумма пособия – 27 550 руб. 60 коп. (196 руб. 79 коп. . 100% . 140 календарных дней отпуска).

В отличие от расчета пособия по временной нетрудоспособности, при исчислении пособия по беременности и родам изначально организация не может определить, достаточно заработка у сотрудницы за годы расчетного периода или нет. Объясняется это тем, что для расчета пособия необходимо учитывать не только заработок, но и количество календарных дней расчетного периода.

В частности, при оплате больничных листков, если сотрудник не набрал за 2 года расчетного периода заработок, равный 24 МРОТ (124 920 руб. = 5205 руб. . 24), то расчет пособия также следует производить согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ.

При расчете пособия по беременности и родам сравнение на этапе определения 2-летнего заработка производить недостаточно, так как количество дней за расчетный период может быть любым. А потому фактически каждый раз величину среднего дневного заработка необходимо считать трижды – фактическую за расчетный период, максимальное значение и минимальное значение.

Пример 14

Допустим, что с 12 февраля 2013 г. сотруднице предоставлен отпуск по беременности и родам. Ее заработок за 2 предшествующих календарных года составил 110 500 руб., а количество календарных дней для исчисления пособия – 656 дней.

Для расчета пособия по беременности и родам необходимо:
1) определить средний дневной заработок сотрудницы за расчетный период – 168 руб. 45 коп. (110 500 руб./656 дней);
2) определить гарантированный размер среднего дневного заработка, ниже которого пособие выплачиваться не может, – 171 руб. 12 коп. (5205 руб. . 24/730);
3) определить максимальный размер среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам – 1335 руб. 62 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.)/730);
4) принять для расчета большее из указанных в пп. 1 и 2 расчета значений среднего дневного заработка, но не более значения, указанного в п. 3 расчета – 171 руб. 12 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 171 руб. 12 коп. (171 руб. 12 коп. . 100%);
6) рассчитать сумму пособия по беременности и родам – 23 956 руб. 80 коп. (171 руб. 12 коп. . 140 дней).

Необходимо учитывать, что нормы утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 375 Положения будут уточняться в первом квартале 2013 г. В связи с этим возможны изменения вышеприведенного порядка расчета пособий в случае, если заработка за 2-летний расчетный период нет совсем или он малозначителен.

Из расчета МРОТ может рассчитываться также ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Однако в этом случае необходимо учитывать минимально гарантированные величины данного пособия, определенные Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с последующей их индексацией. В частности, при оформлении отпуска по уходу за ребенком, который является первым по счету у данной матери, минимальная сумма пособия с 1 января 2013 г. составляет 2453 руб. 93 коп. (в соответствующих местностях – плюс значение районного коэффициента), по уходу за вторым и последующим ребенком у данной матери – 4907 руб. 85 коп. (в соответствующих местностях – плюс значение районного коэффициента). Приведенные суммы пособия подтверждены в письме ФСС России от 19 декабря 2012 г. № 15-03-11/12-17008.

Согласно п. 23 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 375, в соответствующих случаях ежемесячное пособие по уходу за ребенком определяется исходя из МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая (для лиц, работающих на момент наступления страхового случая на условиях неполного рабочего времени, – пропорционально продолжительности рабочего времени). При этом средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется.

При МРОТ в размере 5205 руб. сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит 2082 руб. (5205 руб. . 40%), но в любом случае не может быть меньше, чем законодательно установленные минимальные размеры данного пособия, определяемые исходя из того, за каким ребенком по счету у данной матери осуществляется уход.

Пример 15
Воспользуемся условиями примера 14 и предположим, что данный ребенок является первым по счету у данной матери.

Для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком следует:
1) определить средний дневной заработок сотрудницы за расчетный период – 168 руб. 45 коп. (110 500 руб./656 дней);
2) определить гарантированный размер среднего дневного заработка, ниже которого пособие выплачиваться не может, – 171 руб. 12 коп. (5205 руб. . 24/730);
3) определить максимальный размер среднего дневного заработка для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком – 1335 руб. 62 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.)/730);
4) поскольку средний дневной заработок за расчетный период составляет менее законодательно гарантированного, в качестве среднего месячного заработка следует принять федеральное значение МРОТ;
5) исчислить размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком – 2082 руб. (5205 руб. . 40%);
6) принять для назначения пособия не менее законодательно установленного значения – 2453 руб. 93 коп.

Опять же, в начале 2013 г. возможны изменения положений п. 23 Положения, определяющие порядок расчета пособия по уходу за ребенком из расчета МРОТ.

Особенности расчета пособия по беременности и родам лицам со страховым стажем менее 6 месяцев
Лицам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам в соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов.

Порядок реализации данной нормы, в свою очередь, закреплен в п. 20 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 375. В частности, размер дневного пособия не может превышать значения, определяемого делением минимального размера оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районного коэффициента) на число календарных дней в месяце, на который приходится отпуск по беременности и родам.

Если заработок сотрудницы за 2-летний расчетный период позволяет ей рассчитывать на получение большего пособия (чем если бы оно рассчитывалось по правилам п. 20 Положения), исчисление пособия следует производить согласно вышеуказанным правилам.

Кроме того, при расчете пособия по правилам ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ и п. 20 Положения № 375 значение дневного пособия следует рассчитывать отдельно для каждого календарного месяца, так как число календарных дней месяца отличается.

Пример 16

Предположим, что сотрудница организации впервые принята на работу с 10 октября 2012 г.

С 15 января по 3 июня 2013 г. ей предоставлен отпуск по беременности и родам.

На дату его начала страховой стаж сотрудницы составил 3 месяца. С учетом данного факта сумма пособия по беременности и родам не может превысить за каждый месяц величину МРОТ.

Заработок сотрудницы за 2012 г. составил 345 000 руб. В период с 10 октября по 31 декабря сотрудница 3 календарных дня болела.

Для расчета пособия следует:
1) определить средний дневной заработок сотрудницы за расчетный период (2011 и 2012 гг.) – 473 руб. 90 коп. (345 000 руб./(366 дней + 365 дней – 3 дня));
2) определить величину дневного пособия за расчетный период – 473 руб. 90 коп. (473 руб. 90 коп. . 100%);
3) определить величину дневного пособия из расчета МРОТ по правилам ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ и п. 20 Положения № 375:
– для января, марта, мая – 167 руб. 90 коп. (5205 руб./31);
– для февраля – 185 руб. 89 коп. (5205 руб./28);
– для апреля, июня – 173 руб. 50 коп. (5205 руб./30);
4) принять меньшие из указанных (пп. 2 и 3) величин дневного пособия:
– для января, марта, мая – 167 руб. 90 коп. (5205 руб./31);
– для февраля – 185 руб. 89 коп. (5205 руб./28);
– для апреля, июня – 173 руб. 50 коп. (5205 руб./30);
5) исчислить сумму пособия по беременности и родам – 24 194 руб. 80 коп., в том числе:
– за дни января – 2854 руб. 30 коп. (167 руб. 90 коп. . 17 дней);
– за дни февраля, марта, апреля, мая – по 5205 руб.;
– за дни июня – 520 руб. 50 коп. (173 руб. 50 коп. . 3 дня).

При отсутствии у сотрудников заработка за расчетный период и (или) при его малозначительности расчет пособия по беременности и родам должен производиться исходя из МРОТ дважды:

1) по той причине, что заработка за 2 предшествующих календарных года не имеется совсем или он менее МРОТ из расчета за полный календарный месяц (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ);

2) в связи с тем, что страховой стаж на дату начала отпуска по беременности и родам составляет менее 6 месяцев (ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ).

Для расчета пособия следует принять меньшее из исчисленных размеров пособия по беременности и родам. При этом сравнения следует производить по каждому из месяцев отпуска по беременности и родам.

Пример 17

Сотрудница впервые принята на работу в январе 2013 г. С 15 февраля 2013 г. по 4 июля 2013 г. она уходит в отпуск по беременности и родам. Страховой стаж на дату начала отпуска менее 6 месяцев.

Для расчета пособия по беременности и родам следует:
1) определить гарантированный размер среднего дневного заработка, меньше которого расчет пособия производиться не может, – 171 руб. 12 коп. (5205 руб. . 24/730);
2) определить величину дневного пособия – 171 руб. 12 коп.;
3) определить величину дневного пособия, выше которого пособие по беременности и родам по той причине, что страховой стаж составил менее 6 мес., выплачиваться не может (ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ, п. 20 Положения № 375):
– за дни февраля – 185 руб. 89 коп. (5205 руб./28 дней);
– за дни марта, мая, июля – 167 руб. 90 коп. (5205 руб./31 день);
– за дни апреля, июня – 173 руб. 50 коп. (5205 руб./30 дней);
4) принять окончательные значения дневного пособия (меньшее из приведенных в пп. 2 и 3):
– для февраля – 171 руб. 12 коп. (это меньше чем 185 руб. 89 коп., выше которого выплачивать пособие нельзя);
– для марта, мая и июля – 167 руб. 90 коп. (выше этого значения платить нельзя);
– для апреля, июня – 171 руб. 12 коп.;
5) определить сумму ежемесячного пособия по уходу за ребенком – 23 744 руб. 48 коп., в том числе:
– за дни февраля – 2395 руб. 68 коп. (171 руб. 12 коп. . 14 дней с 15.02 по 28.02);
– за дни марта – 5205 руб. (167 руб. 90 коп. . 31 день);
– за дни апреля – 5133 руб. 60 коп. (171 руб. 12 коп. . 30 дней);
– за дни мая – 5205 (167 руб. 90 коп. . 31 день);
– за дни июня – 5133 руб. 60 коп. (171 руб. 12 коп. . 30 дней);
– за дни июля – 671 руб. 60 коп. (167 руб. 90 коп. . 4 дня).

Исчисление пособий по беременности и родам внешним совместителям
С 2013 г. прекратилось действие не только прежнего порядка расчета пособий по беременности и родам (сотрудница вправе была требовать исчисления пособия по правилам 2010 г.), но и порядка выдачи «больничных» по беременности и родам.

В частности, согласно п. 4.3 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н) в случае, если отпуск по беременности и родам наступал в период до 31 декабря 2012 г. (включительно), женщине выдавалось несколько листков нетрудоспособности для представления по каждому месту работы, если ею был выбран порядок назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, действовавший до 1 января 2011 г.

Данная норма с 2013 г. утрачивает силу и применяться более не может. А потому выдача «больничных» по беременности и родам женщинам из числа внешних совместителей должна производиться по правилам пп. 4, 4.1 и 4.2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности.

При этом, по мнению значительного числа территориальных отделений ФСС России, право требовать несколько листков нетрудоспособности имеют только те лица, которые на дату начала отпуска по беременности и родам полные 2 предшествующих календарных года работали у одних и тех же работодателей. Если работодатели были разные или женщина отработала неполные 2 календарных года, согласно такому мнению, может выдаваться только один листок по одному из мест, на котором занята совместитель. Отсюда следует и возможность оплаты декретного листка только одним из работодателей.

Как представляется, такое мнение сотрудников территориальных отделений ФСС России является спорным. О необходимости отработки полных двух лет для назначения пособия каждым из работодателей в Федеральном законе № 255-ФЗ не сказано. Для назначения пособия достаточно факта занятости данного лица у каждого из работодателей в расчетном периоде. При этом расчет пособия может производиться только исходя из заработка у данного работодателя, который назначает пособие совместителю. Как вариант, возможен расчет пособия из суммарного заработка за расчетный период одним из работодателей, но с представлением справки о том, что пособие по другому месту работы не назначалось и не выплачивалось.

Отдельные вопросы расчета пособий

При применении новых правила расчета пособий по материнству необходимо учитывать отдельные особенности.

В частности, удлиненный декретный отпуск по беременности и родам (16 дней) должен рассчитываться всегда из того расчета, из которого было исчислено пособие за первые 140 календарных дней. При этом не имеет значения, оформлен «больничный» как «продолжение листка № ____» или как «первичный». По правилам обязательного социального страхования отпуск по беременности и родам является одним страховым случаем.

На практике же врачи зачастую выдают дополнительный декретный листок с заполненным в нем реквизитом «первичный». Такой «больничный» принимать для расчета следует, но оплачивать его необходимо исходя из того среднего дневного заработка, который был принят для оплаты основного листка.

В отличие от вышесказанного, отпуск по беременности и отпуск по уходу за ребенком всегда являются разными страховыми случаями. А потому средний дневной заработок работника для расчета пособий за указанные отпуска рассчитывается раздельно.

Если отпуск по беременности и родам начинался в 2012 г., его расчет мог производиться по заявлению сотрудницы по правилам 2010 г. Что касается отпуска по уходу за ребенком, то он мог (может) начинаться уже в 2013 г. В данном случае расчет пособия должен производиться исключительно по правилам 2013 г., а не из расчета «больничного» по беременности и родам.

Выплаты, учитываемые при расчете пособий

По общим правилам согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС России в соответствии
с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Напомним, что согласно ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по соответствующим «авторским» договорам.

Не начисляются страховые взносы на выплаты, указанные в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Таким образом, по общим правилам любая выплата может быть учтена при расчете пособий по социальному страхованию при условии, если на нее были в установленном порядке начислены страховые взносы в ФСС России.

С 2013 г. ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ дополнена ч. 2.2, согласно которой работникам, которые заняты у работодателей, применяющих пониженные тарифы страховых взносов в размере 0% в соответствии с чч. 3.3 (плательщики, производящие выплаты членам экипажей судов) и 3.4 (плательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения; аптечные организации; некоммерческие организации, занятые в области социального обслуживания населения; благотворительные организации), в средний заработок для расчета пособия по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, засчитываются все виды выплат и иных вознаграждений, которые включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС России согласно Федеральному закону № 212-ФЗ в соответствующем календарном году. При этом опять же выплаты для расчета пособия не могут превышать предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленной в этом календарном году. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу работника за соответствующий период указываются в справке о сумме заработка для исчисления пособий.

Не должны учитываться при расчете пособий:
1) выплаты, на которые страховые взносы по нормам законодательства должны быть начислены, но фактически начислены не были;
2) выплаты, на которые страховые взносы фактически были начислены, но по правилам Федерального закона начисляться не должны были (такова позиция территориальных органов ФСС России).

Выплата пособий через территориальные отделения ФСС России
Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ работающим лицам пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачиваются территориальными отделениями ФСС России в следующих случаях:
1) при прекращении деятельности работодателем на день обращения работника за получением пособий;
2) в случае отсутствия возможности их выплаты работодателем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ;
3) в случае отсутствия возможности установления местонахождения работодателя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий работнику.

Выплата пособий в указанных случаях осуществляется территориальным органом ФСС России, назначившим указанные пособия, через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.

При этом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается только в той части, которая оплачивается из средств социального страхования (то есть без первых 3 календарных дней, оплачиваемых из средств работодателя).

Также по этой теме: